Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:07, реферат
Этногенез и этническая история. Характеристика жилища. Домашняя утварь. Орудия труда. Характеристика национального костюма. Традиционные промыслы и ремесла. Традиционная кухня.
1.
Этногенез и этническая
история
Этногенез - процесс развития этнической системы от ее возникновения до исчезновения.
Тувинцы, тыва (самоназвание), сойоты, сойоны, урянхайцы (устаревшее название); таину-Тувинцы (устаревшее название населявших Туву Тувинцев, в отличие от Тувинцев, живших за её пределами), народ в России, основное население Тувы (198,4 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 206,2 тыс. человек. Живут также в Монголии (40 тыс. человек), Китае (3 тыс. человек, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе).
Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский). Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.
Древнейшие предки Тувинцев – тюркоязычные племена Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. С 6 века племена Тувы входили в Тюркский каганат. В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз – Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В 13-14 веках в Туву переселились несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. В конце 1-го тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К 19 веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса. В 1914 Тува (русское название – Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 – Республика Тува, с 1993 – Республика Тыва.
Тувинцы делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев 1.
В
образовании тувинской
В середине I тыс. н.э. территория Тувы входила в состав коренных земель Тюркского каганата, одной из крупнейших кочевых держав средневековья. В начале ХШ в. тувинские племена оказались в составе монгольской державы Чингизхана, и в дальнейшем история Тувы была связана с феодальными княжествами западных монголов (ойратов).
В середине ХVII в. устанавливаются связи населения Тувы с Россией. В первой половине ХVIII в. часть тувинских родоплеменных объединений вместе с предками современных алтайцев и хакасов вошла в состав Русского государства. Накануне Первой мировой войны Тува (русское название - Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 августа 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. В 1961 г. была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. - Республика Тува, с 1993 г. - Республика Тыва 2.
Этноним «урянхай» появился сначала как географический термин, придуманный монголоязычными степняками-кочевниками по отношению к кочевникам таежно-лесной зоны Саяно-Алтая, Забайкалья и Прибайкалья.
Судя по их названию и по хозяйственно-культурному типу, это были тюркоязычные племена. Например, теленгиты известны как одно из поколений тюркоязычного племени теле по китайской хронике «Танхуйяо»: «В начале годов правления Удэ (618–627) были сеяньто, циби, хуйхэ, дубо, гулигань, доланьгэ, пугу, байегу, тунло, хуньбу (буквально поколение хунь), сыцзйе, хуса, си, адйе, байси и пр., рассеянно жившие на север Ци (Шамо), все поколения подчиненные (подвластные) Тйелэ». Роды с таким названием сохранились у тувинцев (долаан), алтайцев (теленгит) и у других тюркских народов.
У
современных народов Саяно-
Окончательно разъясняет этническую принадлежностью урянкатов «Сборник летописей»: «Это лесное племя [находится] в пределах Баргуджин-Токума… Их племена и [племенные] ветви… не есть коренные монголы» 3.
Из-за
недостаточной изученности
2.
Характеристика жилища
У
тувинцев степных районов жилищем
служила войлочно-решетчая-
У
тувинцев таежных районов жилищем
служил конический шалаш -«алачик», подобный
эвенкийскому чуму. Зимой он покрывался
оленьими шкурами, летом - покрышками,
сшитыми из бересты, или кусками
коры лиственницы. Диаметр такого шалаша
достигал 5 м, а высота - 2,5-3 м. В шалаше,
как и в юрте, очаг располагался в центре,
правая половина считалась женской, левая
- мужской. Вдоль стен по кругу размещалась
утварь, среди которой было много предметов
из бересты. Кровати в алачике не было,
спали на полу на шкурах. Люльку, которая
также делалась из бересты, привязывали
к жерди алачика справа 2.
2.1
Жилище западных
тувинцев
Основным жилищем западных Тувинцев служила юрта. Она была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решетчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (светодымовое отверстие).
Юрту покрывали войлочными полстями и так же, как и остов, скрепляли шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг.
В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты, по отношению к входу, считалась женской, левая часть — мужской. Пол покрывают узорные стеганые войлочные коврики.
Помимо юрты западные Тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.
По переписи 1931 г., у западных Тувинцев отмечено 12884 юрты и лишь 936 чумов, которые были характерны лишь для бедняков.
Кочевые стойбища — аалы западных Тувинцев состояли в зимнее время не более чем из трёх-пяти юрт (чумов). В летнее время кочевые стойбища могли включать и несколько аалов. Хозяйственные постройки были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.
В
начале 20 в. под влиянием русских крестьян-переселенцев
в западной и центральной Туве начали
сооружать срубные амбары для хранения
зерна вблизи зимников 1.
2.2
Жилище восточных тувинцев
Традиционным жилищем восточных Тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой — полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочёвках перевозили лишь полсти.
В период перехода к оседлости во вновь создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры. Кроме того, в период перехода к оседлости, во вновь создаваемых колхозных поселках большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Основу их конструкции составляли четыре вкопанные в землю опорные стойки, кровля имела дарбазную конструкцию либо была плоской. Стены из вертикальных жердей и кровлю крыли корой лиственницы.
Кроме
того, у тоджинских скотоводов с
кон. 19 в. начинают использовать в качестве
жилища также пяти- и шестиугольные юртообразные
срубы, но число их было невелико 1.
3.
Домашняя утварь
Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту.
Домашняя утварь, а именно посуда у тувинцев довольно разнообразна. Одной из самой уникальной и оригинальной среди них является коллекция когээржиков (кожаные сосуды с высоким узким горлышком для хранения напитков), которая представляет культурную ценность и свидетельствует об умении тувинских мастеров по изготовлению предметов из кожи.
В тувинском музее собрано около 45 когээржиков разных видов и размеров, сделанных местными мастерами, представляющими несколько районов Тувы 4.
Когээржики имеют сравнительно высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками, затыкались деревянными пробками, которые прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Их шили из копченой кожи, хранили в нем кумыс и араку 5.
Тувинцы по размеру подразделяли когээржики на три группы: когээр, когээржик и хойлаарак:
Когээржики
шили из кожи крупного рогатого скота.
На их изготовление шла кожа только
быка или яка.
4.
Орудия труда
Земледелие требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой-«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.
До конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев - с тупыми деревянными или костяными наконечниками и свистункой, которая, издавая при полёте резкий звук, пугала белку, заставляя её опуститься вниз по дереву ближе к охотнику. Наряду с кремневыми ружьями с сошкой, которыми пользовались ещё в нач. 20 в., широко применялись самострелы. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.
Рыбу ловили при помощи сетей, удочек с деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.
Большое
значение жителями тайги придавалось
сбору корней и клубней дикорастущих
растений, особенно кандыка и сараны. Для
их выкапывания существовало особое орудие
- копалка о железным наконечником - «озук».