Материальная культура тувинцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:07, реферат

Описание

Этногенез и этническая история. Характеристика жилища. Домашняя утварь. Орудия труда. Характеристика национального костюма. Традиционные промыслы и ремесла. Традиционная кухня.

Работа состоит из  1 файл

Культура тувинцев.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

     1. Этногенез и этническая история 

     Этногенез - процесс развития этнической системы  от ее возникновения  до исчезновения.

     Тувинцы, тыва (самоназвание), сойоты, сойоны, урянхайцы (устаревшее название); таину-Тувинцы (устаревшее название населявших Туву Тувинцев, в отличие от Тувинцев, живших за её пределами), народ в России, основное население Тувы (198,4 тыс. человек). Всего в Российской Федерации 206,2 тыс. человек. Живут также в Монголии (40 тыс. человек), Китае (3 тыс. человек, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе).

     Говорят на тувинском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: центральный, западный, юго-восточный, северо-восточный (тоджинский). Распространены также русский, в южных районах – монгольский языки. Письменность на основе русской графики. Верующие Тувинцы – в основном буддисты-ламаисты, сохраняются также добуддийские культы, шаманизм.

     Древнейшие  предки Тувинцев – тюркоязычные племена  Центральной Азии, проникшие на территорию современной Тувы не позднее середины 1-го тысячелетия и смешавшиеся здесь с кетоязычными, самодийскоязычными и, возможно, индоевропейскими племенами. С 6 века племена Тувы входили в Тюркский каганат. В середине 8 века тюркоязычные уйгуры, создавшие в Центральной Азии мощный племенной союз – Уйгурский каганат, сокрушили Тюркский каганат, завоевав его территории, включая Туву. Часть уйгурских племён, постепенно смешавшись с местными племенами, оказала решающее влияние на формирование их языка. Потомки уйгуров-завоевателей живут в Западной Туве. Енисейские кыргызы, населявшие Минусинскую котловину, в 9 веке подчинили уйгуров. Позднее проникшие в Туву племена кыргызов полностью ассимилировались в среде местного населения. В 13-14 веках в Туву переселились несколько монгольских племён, постепенно ассимилированных местным населением. В конце 1-го тысячелетия нашей эры в горно-таёжную восточную часть Тувы – в Саяны (нынешний Тоджинский район), заселённые ранее самодийскими, кетоязычными и, возможно, тунгусскими племенами, проникли тюркоязычные племена туба (дубо в китайских источниках), родственные уйгурам. К 19 веку все нетюркские обитатели Восточной Тувы были полностью тюркизированы, а этноним туба (тыва) стал общим самоназванием всех Тувинцев. В конце 18 – начале 19 века, когда Тува находилась под властью маньчжурской династии Цин, завершилось сложение тувинского этноса. В 1914 Тува (русское название – Урянхайский край) была принята под протекторат России. В 1921 была провозглашена Народная Республика Танну-Тува, с 1926 она стала называться Тувинская Народная Республика. В 1944 республика была включена в Российскую Федерацию как автономная область, в 1961 преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 – Республика Тува, с 1993 – Республика Тыва.

     Тувинцы делятся на западных (горно-степные  районы западной, центральной и южной  Тувы), говорящих на центральном и западном диалектах тувинского языка, и восточных, известных как тувинцы-тоджинцы (горно-таёжная часть северо-восточной и юго-восточной Тувы), говорящих на северо-восточном и юго-восточном диалектах (тоджинском языке). Тоджинцы составляют около 5 % тувинцев 1.

     В образовании тувинской этнической общности приняли участие различные  по своей лингвистической принадлежности группы древних аборигенов Сибири, родственных современным самодийцам, кетам, монголам и тюркам.

     В середине I тыс. н.э. территория Тувы входила в состав коренных земель Тюркского каганата, одной из крупнейших кочевых держав средневековья. В начале ХШ в. тувинские племена оказались в составе монгольской державы Чингизхана, и в дальнейшем история Тувы была связана с феодальными княжествами западных монголов (ойратов).

     В середине ХVII в. устанавливаются связи  населения Тувы с Россией. В первой половине ХVIII в. часть тувинских родоплеменных объединений вместе с предками современных алтайцев и хакасов вошла в состав Русского государства. Накануне Первой мировой войны Тува (русское название - Урянхайский край) была принята под протекторат России. 14 августа 1921 г. была провозглашена Народная Республика Танну-Тува. В 1961 г. была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 г. - Республика Тува, с 1993 г. - Республика Тыва 2.

     Этноним «урянхай» появился сначала как  географический термин, придуманный  монголоязычными степняками-кочевниками по отношению к кочевникам таежно-лесной зоны Саяно-Алтая, Забайкалья и Прибайкалья.

     Судя  по их названию и по хозяйственно-культурному типу, это были тюркоязычные племена. Например, теленгиты известны как одно из поколений тюркоязычного племени теле по китайской хронике «Танхуйяо»: «В начале годов правления Удэ (618–627) были сеяньто, циби, хуйхэ, дубо, гулигань, доланьгэ, пугу, байегу, тунло, хуньбу (буквально поколение хунь), сыцзйе, хуса, си, адйе, байси и пр., рассеянно жившие на север Ци (Шамо), все поколения подчиненные (подвластные) Тйелэ». Роды с таким названием сохранились у тувинцев (долаан), алтайцев (теленгит) и у других тюркских народов.

     У современных народов Саяно-Алтайского нагорья – тувинцев, алтайцев, сохранились  роды, связанные с названиями птиц: куулар (лебеди), монгуш (тысяча птиц), куу  кижи (человек-лебедь) и т. д. Есть еще один неоспоримый факт, свидетельствующий об изначальном тюркском происхождении урянхайцев, – алтан-тобчи «Золотое сказание» Лубсан Данзана.

     Окончательно  разъясняет этническую принадлежностью  урянкатов «Сборник летописей»: «Это лесное племя [находится] в пределах Баргуджин-Токума… Их племена и [племенные] ветви… не есть коренные монголы» 3.

     Из-за недостаточной изученности истории  тувинцев многие исследователи связывают  основное происхождение этого народа с монгольскими и самодийскими племенами. А исторические факты доказывают совсем другое, что образование народа тыва на обширной территории от Монгольского Алтая, Тывы и до оз. Косогол относится, по крайней мере, к середине XVIII в.  

      2. Характеристика жилища 

      У тувинцев степных районов жилищем  служила войлочно-решетчая-юрта, подобная бурятской. Такие же юрты были характерны и для монголов, южных соседей бурят и тувинцев. В литературе этот тип юрты обычно называют монгольским. Тувинцы действительно иногда приобретали деревянные части юрт у монголов, но войлочные покрышки всегда делали сами. Внутреннее устройство юрты было однотипным.

     У тувинцев таежных районов жилищем  служил конический шалаш -«алачик», подобный эвенкийскому чуму. Зимой он покрывался оленьими шкурами, летом - покрышками, сшитыми из бересты, или кусками коры лиственницы. Диаметр такого шалаша достигал 5 м, а высота - 2,5-3 м. В шалаше, как и в юрте, очаг располагался в центре, правая половина считалась женской, левая - мужской. Вдоль стен по кругу размещалась утварь, среди которой было много предметов из бересты. Кровати в алачике не было, спали на полу на шкурах. Люльку, которая также делалась из бересты, привязывали к жерди алачика справа 2. 

     2.1 Жилище западных  тувинцев 

     Основным  жилищем западных Тувинцев служила  юрта. Она была круглой в плане, имела разборный, легко складываемый решетчатый остов из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками. В верхней части юрты укреплялся на палках деревянный обруч, над которым находилось дымовое отверстие, служившее одновременно и окном (светодымовое отверстие).

     Юрту  покрывали войлочными полстями и  так же, как и остов, скрепляли  шерстяными поясами. Дверь делали либо деревянной, либо ею служил кусок войлока, обычно декорированный стёжкой. В центре юрты помещался очаг.

     В юрте находились парные деревянные сундуки, передние стенки которых были обычно декорированы расписным орнаментом. Правая часть юрты, по отношению к входу, считалась женской, левая часть — мужской. Пол покрывают узорные стеганые войлочные коврики.

     Помимо  юрты западные Тувинцы использовали в качестве жилища также чум, который крыли войлочными полстями.

     По  переписи 1931 г., у западных Тувинцев отмечено 12884 юрты и лишь 936 чумов, которые были характерны лишь для бедняков.

     Кочевые стойбища — аалы западных Тувинцев состояли в зимнее время не более чем из трёх-пяти юрт (чумов). В летнее время кочевые стойбища могли включать и несколько аалов. Хозяйственные постройки были преимущественно в виде четырёхугольных загонов (из жердей) для скота.

     В начале 20 в. под влиянием русских крестьян-переселенцев в западной и центральной Туве начали сооружать срубные амбары для хранения зерна вблизи зимников 1. 

     2.2 Жилище восточных тувинцев 

     Традиционным  жилищем восточных Тувинцев-оленеводов (тоджинцев) служил чум, который имел остов из наклонно поставленных шестов. Его крыли в летне-осеннее время берестяными полстями, а зимой — полстями, сшитыми из лосиных шкур. При перекочёвках перевозили лишь полсти.

     В период перехода к оседлости во вновь  создаваемых колхозных посёлках многие тоджинцы сооружали постоянные чумы, которые крыли кусками лиственничной коры. Кроме того, в период перехода к оседлости, во вновь создаваемых колхозных поселках большое распространение получили до начала застройки типовыми домами лёгкие четырёх-, пяти- и шестиугольные каркасные постройки. Основу их конструкции составляли четыре вкопанные в землю опорные стойки, кровля имела дарбазную конструкцию либо была плоской. Стены из вертикальных жердей и кровлю крыли корой лиственницы.

     Кроме того, у тоджинских скотоводов с  кон. 19 в. начинают использовать в качестве жилища также пяти- и шестиугольные юртообразные срубы, но число их было невелико 1. 

      3. Домашняя утварь 

     Хозяйство тувинцев имело натуральный характер и почти не было связано с рынком. Араты сами изготовляли кожаную  и деревянную утварь, необходимую в производственной деятельности и в быту.

     Домашняя  утварь, а именно посуда у тувинцев довольно разнообразна. Одной из самой уникальной и оригинальной среди них является коллекция когээржиков (кожаные сосуды с высоким узким горлышком для хранения напитков), которая представляет культурную ценность и свидетельствует об умении тувинских мастеров по изготовлению предметов из кожи.

     В тувинском музее собрано около 45 когээржиков разных видов и  размеров, сделанных местными мастерами, представляющими несколько районов Тувы 4.

     Когээржики имеют сравнительно высокое горло и округлое тулово с овальным низом и несколько спрямленными либо приподнятыми по краям плечиками, затыкались деревянными пробками, которые прикреплялись к тулову сосуда кожаным ремешком. Их шили из копченой кожи, хранили в нем кумыс и араку 5.

     Тувинцы по размеру подразделяли когээржики на три группы: когээр, когээржик  и хойлаарак:

    • Когээр – это сосуд большого размера, высотой около 1,5 м, емкостью до 200 литров. В коллекции нашего музея, к сожалению, таких сосудов нет.
    • Когээржик – сосуд среднего размера, высотой от 20 до 50 см, емкостью до 2-3 литров.
    • Хойлаарак – самый маленький сосуд, который носили за пазухой. Название этого сосуда произошло от слова хойлаар, что в переводе с тувинского языка означает «положить за пазуху». Высота хойлаарака достигает от 5 до 20 см., емкость – примерно до 0,3-0,5 литров.

     Когээржики  шили из кожи крупного рогатого скота. На их изготовление шла кожа только быка или яка.  

      4. Орудия труда 

     Земледелие  требовало искусственного орошения и поэтому араты при подготовке участка проводили небольшие каналы. Землю вспахивали деревянной сохой-«андазыном», которую прикрепляли к седлу лошади. Бороновали волокушей, колосья срезали ножом или выдергивали руками. В начало ХХ в. стали использовать русский серп. Зерно не мололи, а толкли в деревянной ступе.

     До  конца XIX в. лук и стрелы были основным охотничьим оружием тувинцев - с тупыми деревянными или костяными наконечниками и свистункой, которая, издавая при полёте резкий звук, пугала белку, заставляя её опуститься вниз по дереву ближе к охотнику. Наряду с кремневыми ружьями с сошкой, которыми пользовались ещё в нач. 20 в., широко применялись самострелы. В дальнейшем они стали охотиться с ружьем. На охоте или при большом снеге для передвижения применяли лыжи, обычно сделанные из ели и подбитые камусом.

     Рыбу  ловили при помощи сетей, удочек с  деревянными крючками, били острогой. Для ловли щук использовали волосяную  петлю, на мелких реках ставила запоры, практиковали зимний подледный лов.

     Большое значение жителями тайги придавалось  сбору корней и клубней дикорастущих растений, особенно кандыка и сараны. Для их выкапывания существовало особое орудие - копалка о железным наконечником - «озук». 

Информация о работе Материальная культура тувинцев