Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 14:07, реферат
Этногенез и этническая история. Характеристика жилища. Домашняя утварь. Орудия труда. Характеристика национального костюма. Традиционные промыслы и ремесла. Традиционная кухня.
5.
Характеристика национального
костюма
Традиционная одежда тувинцев имела много общего с одеждой соседних бурят. У них также для мужского и женского комплекса одежды наиболее характерной частью был длинный халат с запахом на правую сторону и двумя застежками (на плече и под мышкой), подпоясанный матерчатым кушаком. Под халат надевались рубаха и штаны. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями. У тувинцев-тоджинцев основным материалом для одежды служили шкура и замша. Местами у них сохранялась одежда, напоминающая промысловую одежду эвенков.
Тувинцы
рождаются в седле. Вся их жизнь
приспособлена к кочевому быту, подчинена
целесообразности, вписана в природу –
горы, степи, тайга, зимний хлад и летний
зной. Конь – главный помощник, друг. Этим
объясняются и особенности костюма –
удобного для верховой езды, прочного.
И, конечно, красивого! Иначе и быть не
может в этом сказочном краю, дающем человеку
ощущение самодостаточности.
5.1
Одежда
Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, чесуча, а также плис — хлопчатобумажный бархат.
Одежда подразделялась на весенне-летнюю м осенне-зимнюю. Она различалась и по назначению: повседневную, промысловую, культовую, праздничную, спортивную. Наплечная одежда была туникообразной распашной. Характерной чертой верхней одежды — халата — был ступенчатый вырез в верхней части левой полы и длинные рукава с обшлагами, опускавшимися ниже кистей рук. Излюбленные цвета ткани — фиолетовый, синий, жёлтый, красный, зелёный.
Зимой носили длиннополые шубы с застёжкой на правом боку и стоячим воротником, к-рую иногда покрывали цветной тканью. Весной и осенью носили шубы из овчины с коротко подстриженной шерстью. Летней одеждой служил длиннополый матерчатый халат. Как зимнюю праздничную одежду использовали малоношеную шубу из шкур подросших ягнят, покрытую цветной тканью, нередко шёлковой. Летом это был халат, сшитый из цветной ткани (предпочтительно синей или вишнёвой). Полы, ворот, обшлага обшивали несколькими рядами полосок цветной ткани различных цветов, а воротник прошивали таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки, меандр, зигзаг или волнистые линии.
Промысловая
одежда была того же кроя, но более лёгкой
и короткой. В непогоду надевали
дождевики либо из тонкого войлока, либо
из сукна.
5.2
Головные уборы
Одним из наиболее распространенных головных уборов мужчин и женщин была овчинная шапка с широким куполообразным верхом с наушниками, которые завязывались на затылке, и назатыльником, прикрывавшим шею.
Носили также просторные войлочные капюшоны с удлиненным выступом, опускавшимся на затылок. Шили также шапки из овчины, шкуры рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. Тулью охватывали стоячие, разрезанные сзади поля, также покрытые мехом, обычно чёрного цвета. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла. От неё вниз опускалось несколько красных лент. Носили также меховые капоры.
Своеобразными были женские свадебные головные уборы. Один из них состоял из округлой шапочки, прикрывавшей голову, и широкого платка, опускавшегося на спину и плечи. Существовала также специальная свадебная накидка на голову и плечи.
5.4
Украшения
Женскими
украшениями служили перстни, кольца,
серьги, а также орнаментированные
чеканкой серебряные браслеты. Очень ценились
накостные серебряные украшения в виде
пластинки, декорированной гравировкой,
чеканкой, драгоценными камнями. К ним
подвешивали 3—5 ниток бус и чёрные пучки
нитей. Как женщины, так и мужчины носили
косы. Мужчины переднюю, часть головы брили,
а оставшиеся волосы заплетали в одну
косу (отдельные старики носили косы ещё
в 1950-е гг.).
5.5
Обувь
Обувь носили в основном двух типов. Кожаные сапоги кадыг идик с характерным загнутым и заострённым мысом, многослойной войлочно-кожаной подошвой. Голенища выкраивали из сыромятной кожи крупного рогатого скота. Праздничные сапоги нередко декорировали цветными аппликациями.
В
отличие от кадыг идиков, покрой
мягких сапог чымчак идик имел мягкую
подошву из кожи коровы без загиба мыса
и голенища из обработанной кожи домашней
козы. Зимой носили в сапогах войлочные
чулки (ук) с вшитыми подошвами. Верхнюю
часть чулок украшали орнаментальными
вышивками.
6.
Традиционные промыслы
и ремесла
6.1
Традиционные занятия
и хозяйственные промыслы
Традиционные занятия западных и восточных Тувинцев существенно различались.
Основу хозяйства западных Тувинцев вплоть до середины 20 в. составляло кочевое скотоводство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, в том числе яков (в высокогорных районах на Западе и Юго-Востоке республики), а также лошадей и верблюдов. В течение года совершалось 3—4 перекочёвки (их протяжённость составляла от 5 до 17 км). Летние пастбища располагались преимущественно в долинах рек, зимние — на склонах гор. Подсобное значение имело пашенное земледелие. Оно было почти исключительно ирригационным с самотёчным способом орошения. Пахали деревянной сохой типа однозубого рала, позднее (главным образом с нач. 20 в.) и железным плугом. Бороновали связанными кустами караганника. Основной тягловой силой служил вол, реже — лошадь. Высевали просо и ячмень.
Часть мужского населения занималась также охотничьим промыслом. Наряду с ружьями (до 20 в. — кремневые с сошками) использовали также самострелы, которые устанавливали на звериных тропах. Рыболовством занимались преимущественно в бедных семьях. Рыбу ловили сетью, крючками, лучили острогой; знали подлёдный лов. Существенную роль, особенно для малообеспеченных хозяйств, играло собирательство луковиц и корней дикорастущих растений, среди которых большое значение имели сарана и кандык.
Традиционные занятия восточных Тувинцев-тоджинцев, кочевавших в горной тайге Восточных Саян, существенно отличались от западных Тувинцев и базировались на охоте и оленеводстве. Охота на диких копытных должна была обеспечить мясом и шкурами семью в течение всего года, а промысел пушных носил преимущественно товарный характер и вёлся поздней осенью и зимой (основныё объекты охоты: марал, косуля, лось, дикий олень, соболь, белка).
Наряду с кремневыми ружьями с сошкой, которыми пользовались ещё в нач. 20 в., широко применялись самострелы. Вплоть до кон. 19 в. охотники ещё использовали луки со стрелами с тупыми деревянными или костяными наконечниками и свистункой, которая, издавая при полёте резкий звук, пугала белку, заставляя её опуститься вниз по дереву ближе к охотнику.
Широко практиковались облавные охоты, с применением засек. Рыболовство имело гораздо меньшее значение, чем охота. Древнейшим и важным видом хозяйственных занятий охотников-оленеводов Тоджи было собирательство, в особенности луковиц сараны, запасы которой достигали в семье ста и более кг. Их высушивали и хранили во вьючных кожаных сумках. Сарану собирали обычно женщины. Собирали и кедровые орехи.
В
домашнем производстве основными были
обработка шкур и выработка кож,
выделка бересты, служивших материалом
для изготовления одежды, утвари и покрышек
чума, изготовления ремней. Было известно
кузнечное дело, котоpoe сочетали со столярным.
После проведения коллективизации и перехода
на оседлость сельское население живёт
в новых поселках, работает преимущественно
в комплексных хозяйствах с преобладанием
отгонного скотоводства и ирригационного
земледелия. Зерновые культуры, характерные
для старой Тувы, - просо и ячмень — уступили
место высокосортной пшенице. В личных
хозяйствах всё большее значение приобретает
огородничество.
6.2
Ремёсла и декоративно-
У тувинцев были развиты ремёсла: кузнечное, столярное, шорное и другие, обеспечивавшие производство утвари, одежды, украшений, деталей жилища и другое. К началу XX века в Туве насчитывалось свыше 500 кузнецов-ювелиров, работавших гл. обр. на заказ. Почти в каждой семье изготовляли из войлока покрытие юрты, коврики и матрацы.
На
формирование декоративно-прикладного
искусства западной Тувы оказали
значительное влияние художественные
традиции древних тюрков, средневековых
монголов, а также китайское народное
искусство. В орнаментальных композициях
использовалось более ста основных мотивов.
В декорировании деревянной утвари сохранялись
очень древние геометрические мотивы,
в изделиях из кожи — декоративные композиции,
восходящие к скифскому времени. В отличие
от декоративного искусства западных
Тувинцев, для орнаментики восточных Тувинцев
было характерно преобладание мелких
геометрических узоров — зигзага, пунктира,
косых линий и др.
7.
Традиционная кухня
Западно-тувинские традиции питания основывались на продуктах кочевого скотоводческого хозяйства, сочетавшегося с земледелием. В состоятельных семьях значительную часть года питались молочными продуктами и в меньшей мере мясными. Использовали также растительную пищу, главным образом просо и ячмень, дикоросы. Рыбу потребляли лишь бедняки.
Ели варёное мясо домашних и диких животных, наиболее излюбленными блюдами были баранина и конина. В пищу шло не только мясо, но и субпродукты, а также кровь домашних животных.
Молоко потребляли лишь кипячёным, притом почти только в виде кисломолочных продуктов. Они преобладали в питании в весенне-летний период. В зимнее время их роль резко снижалась. Пользовались молоком крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, верблюдов. Из кобыльего молока готовили кумыс.
В
пищевом рационе важную роль в
зимнее время играли заготовленные
впрок масло и сухой сыр (курут).
Путём перегонки снятого
Важную роль в питании играл чай, который пили подсоленным и с молоком. Охотники-оленеводы восточной Тувы питались преимущественно мясом добытых диких копытных. Домашних оленей, как правило, не забивали. Оленье молоко пили главным образом с чаем. Растительные продукты также расходовали очень экономно, готовя из зерна или муки пищу лишь один раз в день.
Сушённые
на огне луковицы сараны ели с чаем,
из толчёных варили густой кашеобразный
суп. Из мяса делали шашлык, мясную и кровяную
колбасу. Из молока готовили пресный быштак
и острокислый сыр аржи, масло, жирные
пенки, сметану, кисломолочные напитки
— хойтпак и тарак, кумыс, молочную водку.
Хлебом не пользовались, вместо него употребляли
далган — муку, изготовленную из поджаренных
зёрен ячменя или пшеницы, поджаренное
толчёное просо. Из муки приготовляли
различные лепёшки, лапшу и пельмени.
Список
источников
1.http://ru.wikipedia.
2. http://www.hrono.ru/etnosy/
3. http://forum.turan.info/
4. http://museum.tuva.ru/
5. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М., Наука, 1991.
6.
Очерки народного быта
7. Этнография народов Сибири и Дальнего Востока. Л., 1987. 85 с./Гадло А.В.