Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:29, контрольная работа
Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. Остро нуждаются в поддержке библиотеки, театры музеи, даже самые солидные и авторитетные.
Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только
Введение ....................................................................................................... 3
1. Причины появления меценатов................................................................5
2.Наиболее выдающиеся меценаты XIX века ...........................................7
2.1.Савва Иванович Мамонтов...........................................................7
2.2. Мария Клавдиевна Тенищева .....................................................8
2.3. Павел Михайлович Третьяков.....................................................9
2.4. Иван Логгинович Медведников .................................................9
2.5. Андрей Алекса́ндрович Карзи́нкин ........................................10
2.6. Георгия Дионисовича Костаки (Костакис)...............................11
2.7. Василий Николаевич Баснин.....................................................12
Заключение ..................................................................................................13
Список литературы .......................................................................................16
Содержание.
Введение ..............................
1. Причины появления
меценатов.....................
2.Наиболее выдающиеся
меценаты XIX века ..............................
2.1.Савва Иванович
Мамонтов......................
2.2. Мария Клавдиевна
Тенищева ..............................
2.3. Павел Михайлович
Третьяков.....................
2.4. Иван Логгинович
Медведников ..................
2.5. Андрей Алекса́ндрович
Карзи́нкин ..............................
2.6. Георгия Дионисовича
Костаки (Костакис)............
2.7. Василий Николаевич
Баснин........................
Заключение ..............................
Список литературы ..............................
Введение
Сложные времена,
переживаемые сегодня Россией, характеризуются
рядом процессов и тенденций.
В бедственном положении
Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только один - меценатство, и рассмотрим его. В истории отечественного меценатства есть немало ярких страниц, представляющих огромный интерес не только для истории, но и для наших дней. Более того, есть весомые основания рассматривать лучшие традиции отечественного меценатства как уникальное явление, представляющие значимость и актуальность не только для России, но и для других стран.
"Советский
энциклопедический словарь", напоминает
о приближенном императора
Анализ сферы
благотворительности в России, конкретной
направленности деятельности в полной
мере позволяет связать сущность
благотворительности с еще
В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.
Почти все меценаты
и коллекционеры конца
1. Причины появления меценатов.
Начало девятнадцатого века, отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Еще раз подчеркну одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий. Такой союз едва ли был случайным. Предприниматели, безусловно, были заинтересованы в квалифицированных работниках, способных овладеть новым оборудованием, новейшими технологиями в условиях все возрастающей конкуренции. Не случайно поэтому огромные средства отчислялись дарителями прежде всего на образование. И особенно на профессиональное.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.
Настоящему меценату ( с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить затраты.
Показательно
в этой связи, что Савва Тимофеевич
Морозов обещал всестороннюю помощь
основателям Художественного
Предположительно, что сумма П.Г.Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, 3 ремесленных училища, женская учительская семинария, дом для престарелых) превысила 5 млн. рублей, но учесть всех пожертвований было невозможно, так как он скрывал эту сферу жизни даже от близких. Ретроспектива благотворительности, милосердия, меценатства велика по времени, богата ярчайшими примерами, позволяет выявить очевидную преемственность добрых деяний, истоки и тенденции отечественного меценатства.
Но и на богатом фоне меценатства в России конец девятнадцатого - начало двадцатого веков могут быть по справедливости названы его «золотым веком», порой его подлинного расцвета. И Эта пора была связана, главным образом, с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей». Только в Москве ими были осуществлены столь крупные начинания в области культуры, просвещения, медицины, самых различных областей науки, что можно с полным основанием утверждать: это был качественно новый этап благотворительности.
По инициативе действительно просвещенных и по-настоящему образованных дарителей, развивались становящиеся приоритетными отрасли отечественной науки, открывались уникальные галереи и музеи, получили заслуженное признание у отечественной интеллигенции театры, которым было суждено осуществить глобальную реформу всего театрального дела. Такими стали Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, Частная опера С.И.Мамонтова, Частная опера С.И.Зимина, Московский Художественный театр, Музей изящных искусств ( на строительство которого заводчик, крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн. рублей), Философский и Археологический институты, Морозовские клиники, Коммерческий институт, Торговые школы Алексеевых, Морозовых и т. д.
Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание первой в России бесплатной библиотеки-читальни имени И.С.Тургенева, содержавшей 3279 томов. В этой семье и отец, и дочь были страстными любителями книги и многое сделали для ее пропаганды в стране. Перед нами еще одна династия благотворителей, коллекционеров и меценатов самого высокого стиля. Все приведенные примеры отмечены рядом общих черт: социальной значимостью, демократической направленностью, полнейшим бескорыстием, давними традициями благотворительности, что обусловлено принципами, убеждениями, личностными качествами.
2.Наиболее выдающиеся меценаты XIX века
Меценатство
Саввы Ивановича было особого
рода: он приглашал своих друзей
- художников в Абрамцево,
Одним из первых художников к Мамонтову в Абрамцево приехал В.Д. Поленов. С Мамонтовым его связывала духовная близость: увлечение античностью, музыкой, театром. Был в Абрамцеве и Васнецов., именно ему обязан художник своим знанием древнерусского искусства. Тепло отеческого дома художник В.А. Серов найдет именно в Абрамцеве. Савва Иванович Мамонтов был единственным бесконфликтным покровителем искусства Врубеля. Для очень нуждавшегося художника нужна была не только оценка творчества, но и материальная поддержка. И Мамонтов широко помогал, заказывая и покупая произведения Врубеля. Так проект флигеля по Садово-Спасской заказывает Врубелю. В 1896 г. художник по заказу Мамонтова выполнил грандиозное панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде: "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза". Хорошо известен портрет С.И. Мамонтова. Мамонтовский художественный кружок был уникальным объединением. Также хорошо известна Частная опера мамонтова.
Можно сказать вполне определенно, что если бы все достижения Частной оперы Мамонтова были бы ограничены лишь тем, что она сформировала Шаляпина- гения оперной сцены, то и этого было бы вполне достаточно для самой высокой оценки деятельности Мамонтова и его театра.
2.2. Мария Клавдиевна Тенищева
Мария Клавдиевна была незаурядным
человеком, обладательницей
2.3. Павел Михайлович Третьяков
В феномене П.М.
Третьякова впечатляет верность цели.
Подобной идея - положить начало общественного,
всеми доступного хранилища искусства
– не возникала ни у кого из современников,
хотя частные коллекционеры
Всегда есть
и будут разного калибра
2.4. Иван Логгинович Медведников
Медведников Иван Логгинович происходил из старообрядческой купеческой семьи, был потомственным почётным гражданином города Иркутска. Его предки были родом из Донских казаков и участвовали в освоении Сибири и Аляски. По документам Медведниковы — одни из основателей города Иркутск. Медведников приобрёл большие капиталы торговыми оборотами: закупал и продавал пушнину, практически монопольно владея рынком мехов в Якутске. Также купец Медведников занимался золотодобычей, активно торговал с Китаем. С молодых лет активно занимался благотворительностью. Строят храмы, больницы, гимназии. Помогают неимущим студентам и гимназистам. За добрые дела супруги Медведниковы дважды лично представлены Её императорскому Величеству государыне императрице, а также дважды удостоены благословления святейшего Синода.
В 1900 году по завещанию Медведниковых Москва получила более 5 миллионов рублей на содержание церквей, монастырей, больниц, лазаретов, и гимназий. На эти средства построены: Медведниковская гимназия в Староконюшенном переулке; приют для психически больных детей и эпилептиков (ныне детская психиатрическая больница № 6); больница для неизлечимых больных и богадельня (комплекс зданий и церквей); Медведниковский лазарет в районе Тульских улиц.
Более 2 миллионов рублей завещено на благотворительные дела вообще. Они потрачены управляющими на пособия бедным в Иркутске и Москве, на поддержание церквей, монастырей и больниц. Учреждены стипендии студентам и гимназистам.