Меценаты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 15:29, контрольная работа

Описание

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. Остро нуждаются в поддержке библиотеки, театры музеи, даже самые солидные и авторитетные.
Выход из кризиса может быть лишь следствием комплекса факторов и обстоятельств. Возьмем из этого комплекса только

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1. Причины появления меценатов................................................................5
2.Наиболее выдающиеся меценаты XIX века ...........................................7
2.1.Савва Иванович Мамонтов...........................................................7
2.2. Мария Клавдиевна Тенищева .....................................................8
2.3. Павел Михайлович Третьяков.....................................................9
2.4. Иван Логгинович Медведников .................................................9
2.5. Андрей Алекса́ндрович Карзи́нкин ........................................10
2.6. Георгия Дионисовича Костаки (Костакис)...............................11
2.7. Василий Николаевич Баснин.....................................................12
Заключение ..................................................................................................13
Список литературы .......................................................................................16

Работа состоит из  1 файл

СКД.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

2.5. Андрей  Алекса́ндрович Карзи́нкин

Купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин  Москвы, благотворитель. Занимался  торговлей чаем, имел 4 амбара в Старом Гостином дворе и 10 торговых заведений  в Москве. Член-благотворитель коммерческого училища, жертвователь вспомогательной кассы московского купеческого сословия. С 1885 — член попечительского совета Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. С 1880-х — староста церкви Трёх Святителей на Кулишках. С 1892 — попечитель Богадельни имени Д. А. Морозова.

Его супруга  — Софья Николаевна , дочь богородского купца Николая Абрамовича Рыбникова, владельца суконной фабрики в  Чудинках близ Купавны. Жертвовала на Бахрушинскую больницу, в том числе 20 тыс. рублей на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулёзом и туберкулёзный санаторий; являлась попечительницей 1-го Таганского женского начального училища

 

2.6. Георгия  Дионисовича Костаки (Костакис)

Человек выдающийся во многих отношениях. Грек по национальности, он родился и большую часть своей жизни прожил в России. Лишь на склоне дней вернулся на землю своих предков, где в 1990г. скончался. У Георгия Дионисовича не было никакого художественного образования, но увлечение искусством привело к тому, что он стал коллекционировать живопись, графику, иконы. Костаки приобрел поистине мировое имя, создав уникальную галерею произведений художников русского авангарда. Деятельность, в которой он видел смысл своей жизни, в Москве, по крайней мере в официальных кругах, не была оценена по достоинству. Да и коллекционер, во всяком случае в предвоенные годы и послевоенные десятилетия, не афишировал ее. Заграничный паспорт был слабой защитой от произвола властей в те времена, когда за одно упоминание имен художников-авангардистов человек рисковал быть репрессированным. Но Костаки рисовал. В отличие от дореволюционных предшественников-меценатов Костаки не обладал миллионным состоянием. Ограниченность в средствах компенсировалась страстной жаждой собирательства. И со временем о его коллекции с почтением заговорили во всем мире. Приезжавшие в Москву, будь то крупный государственный деятель или простой художник, стремились побывать в квартире Костаки на проспекте Вернадского и увидеть знаменитое собрание. Только "хозяева" московских музеев и их чиновные покровители из Министерства культуры чурались общения с Костаки, с тем, кто настойчиво предлагал передать свою коллекцию государству. Упорство и нежелание верноподданных сломили темпераментного грека. Он вынужден был покинуть Россию, оставив в дар Третьяковской галереи большую часть своего собрания, оцененного, между прочим, в баснословные суммы западными специалистами. Вместе с большим своим семейством он поселился в Афинах. Прошел год, и выставки, составленные из вывезенных им произведений, с триумфом начали путешествовать по престижным залам Европы, Америки и Канады.

По его судьбе видно, как нераздельно соединяется  страсть коллекционера и призванием мецената, однако от другого просто трудно отделить: ведь все известные русские меценаты были, как правило, и крупными собирателями.

2.7. Василий  Николаевич Баснин

Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин много времени и стараний отдавал  общественному труду, историко-краеведческим  исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графического искусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у него знакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг- это было крупнейшее частное собрание тех лет. Преобладали в нем исторические сочинения и художественная литература. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве- в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

 

 

 

 

Заключение

Всеми богатствами, которыми владеют наши музеи, самим  поступательным движением музейного  дела в России, поисками, открытиями мы обязаны энтузиастам, собирателям, меценатам. Никаких государственных  программ и планов не было в помине. Каждый коллекционер был предан своему кругу увлечений, собирал приглянувшиеся ему свидетельства былых времен, произведения художников, как умел, их систематизировал, иногда исследовал и публиковал.Но последствия этой стихийной деятельности оказались в итоге грандиозными: ведь все фонды музеев дореволюционной России были составлены не столько из отдельных предметов, сколько именно из собраний, скрупулезно подобранных. Коллекции частных лиц собрания многие и разные не были похожи друг на друга, отбор подчас становился не строг, и тогда профессионалы имели право назвать увлечение любительством. Однако наличие коллекций, взаимно одна другую дополнявших, позволяло формировать фонды музейных ценностей полно и многообразно, во всех тонкостях отражая представление русского общества о тех или иных периодах и явлениях в русской и западной культуре.

Интуиции прирожденного  коллекционера можно посвятить  специальное исследование.  Иначе  не объяснить, как ими были оценены  и собраны те памятники искусства, которые получили признание лишь годы и десятилетия спустя.

Только благодаря  своеобразному провидческому дару знаменитых русских коллекционеров наши музеи располагают уникальным составом экспонатов- произведений искусства  мирового значения не только нового времени, но и более давних веков.

Все вышеуказанное  доказывает, что меценатство не было эпизодом, деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые  разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная  буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.

Характеризуя  меценатство в России, надо отметить то обстоятельство, что пожертвования  меценатов, в частности московских, нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства (например, здравоохранения).

Меценатство в  России в девятнадцатом веке было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в большинстве  случаев было связано с теми отраслями  общественного хозяйства, которые  не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы.

Во-первых, среди  черт,определяющих своеобразие отечественной  буржуазии, одной из главных и  почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.

Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов , спектр их ведущих интересов и  духовных потребностей, общий уровень  образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.

В-третьих, обозревая  масштабы сделанного меценатами и коллекционерами  в России в XIX веке, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу - отечественные меценаты XIX века в России - качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

Эти люди имели  собственное мнение и смелость отстаивать его. Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь.

Всякий ли миллионер  может быть покровителем искусства? Сегодня в России вновь появились  богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги-это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.

Меценатами  не рождаются, ими становятся. И я  думаю, что нынешние меценаты и коллекционеры  должны стремиться прежде всего потратить  силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

 

 

 

 

 

Список  литературы.

  1. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.
  2. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.
  3. А. Н. Боханов. Коллекционеры и меценаты в России. М.;1989 г.
  4. П. А. Бурышкин. Москва купеческая, М.; 1991г.
  5. Н. Г. Думова. Московские меценаты. М.; 1992г.
  6. В.П. Россохина. Оперный театр С. Мамонтова. М.; Музыка.1985г.

Информация о работе Меценаты России