Методика и техника проведения экскурсии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:13, контрольная работа

Описание

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

Содержание

Введение 3
1. Методика проведения экскурсии 4
1.1.Содержание работы экскурсовода 4
1.2. Методика экскурсионной работы 6
2. Техника проведения экскурсии 15
Выводы 22

Работа состоит из  1 файл

Методика и техника экскурсии.docx

— 50.34 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 3

1. Методика проведения  экскурсии 4

1.1.Содержание  работы экскурсовода 4

1.2. Методика  экскурсионной работы 6

2. Техника проведения  экскурсии 15

Выводы 22

 

     Введение

     В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий  и технике их проведения, организации  экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время  мало внимания уделялось экскурсионной  теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

     В педагогике методикой обучения называют систему правил и методов преподавания наук, передачи учащимся знаний, а также  систему приемов обучения и воспитания молодежи. Свое название методика получила от греческого слова "метод", что  в буквальном переводе означает "путь к чему-либо", а также путь исследования или познания; теория; учение. Методика в широком смысле слова - совокупность способов целесообразного проведения той или иной работы, решения какой-либо задачи, достижения поставленной цели, а в более узком смысле представляет собой совокупность конкретных методических приемов проведения лекций, бесед, экскурсий  на определенную тему и для определенной группы.

     Эффективность любой экскурсии во многом зависит  от техники ее проведения, связи  между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии  предъявляется ряд требований. В  их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка  группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование  экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию  в целом и раскрытие отдельных  подтем, ответы на вопросы экскурсантов и т. д.

 

     

     1. Методика проведения экскурсии

 

 

     1.1.Содержание работы экскурсовода

 

 

     Экскурсоводу  необходимо постоянно пополнять  и совершенствовать свои политические и специальные знания, обладать чувством нового, изучать запросы и интересы аудитории; проявлять воспитанность, высокую культуру в работе; быть вежливым, тактичным в общении  с экскурсантами; владеть методикой  проведения экскурсии; любить свое дело.

     Важное  условие успешного проведения экскурсии  – владение экскурсоводом искусством слова, свободное изложение материала. Это предъявляет определенные требования к культуре речи экскурсовода: во-первых, речь должна быть построена грамотно, логично; во-вторых, чтобы дать наиболее полное представление об объектах, исторических событиях, конкретных лицах, речь должна быть точной и в то же время образной, что достигается умелым использованием сравнений, цитат, ярких эпитетов, метафор, пословиц, поговорок. Речь должна быть экономной. Экскурсоводу следует заранее тщательно продумать свою речь, найти нужные слова и точные формулировки для анализа экскурсионных объектов и рассказа о связанных с ними событиях.

     Экскурсовод должен тщательно отбирать специальные  термины и иностранные слова  и в совершенстве владеть техникой речи: четкостью дикции, правильным произношением звуков. Следует избегать монотонности рассказа, так как эмоциональное изложение материала содействует повышению внимания экскурсантов, более глубокому восприятию темы в целом.

     Немаловажное  значение имеет правильно выбранный  темп рассказа. Скорость речи экскурсовода зависит от содержания экскурсии (например, медленнее излагаются выводы, обобщения) и скорости движения автобуса. Объект находится в поле зрения экскурсантов считанные секунды, и экскурсовод должен дать основной материал, ускоряя темп речи. Торопливость речи в течение экскурсии недопустима, поскольку у экскурсантов может создаться впечатление о безразличии экскурсовода к теме экскурсии.

     На  аудиторию оказывают сильное  воздействие интонация, эмоциональность  рассказа экскурсовода, которая придает своеобразную окраску рассказу, показывает отношение экскурсовода к событиям, объектам, о которых идет речь. Тон рассказа в экскурсии должен меняться в зависимости от событий, о которых идет рассказ, от чувств, которые пытается выразить экскурсовод.

     Экскурсовод должен находиться в приподнятом  рабочем настроении и каждый раз  заново переживать события и факты, излагаемые в экскурсии. Увлеченность темой, умение подняться над обыденностью, эмоциональность в изложении материала – эти качества экскурсовода вызывают ответную реакцию у слушателей. В этом случае обеспечен контакт даже с самой неподготовленной аудиторией.

     Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, определить её интересы, уровень знаний, и исходя из этого вести рассказ и показ по теме. Например, если группа состоит из местных жителей, которые все здания, памятники и другие объекты видят каждый день, задача экскурсовода сводиться к показу деталей объектов и рассказу о малоизвестных фактах.

     Иногда  экскурсоводу необходимо снять напряжение с экскурсантов, появляющееся обычно не по его вине (не пришел вовремя автобус, не работает микрофон, испортилась погода и т.п.). Уместная шутка, улыбка, приподнятое настроение способствует установлению хорошего "психологического климата" на все время экскурсии. Однако юмор должен быть тактичным, ненавязчивым. Стремление во что бы то ни стало развеселить экскурсантов показывает, что экскурсовод недостаточно серьезно относится к экскурсии, что приводит к утрате контроля над группой.

     Общее впечатление об экскурсии во многом определяет личность экскурсовода. Экскурсовода должна отличать доброжелательность, уважение к личности экскурсантов; чуткость, внимательность к их психологическому состоянию; ровность, выдержка в отношениях с экскурсантами. Экскурсовод должен быть точен, являться к месту приема экскурсионной группы заблаговременно, за 10-15 мин. до начала экскурсии. Следует помнить, что немаловажное значение в установлении контакта с группой имеет внешний вид экскурсовода – скромность в одежде, прическе, выражение лица, походка, жесты.

     Однако  главное в экскурсии – это  её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная  форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит  авторитет экскурсовода, и завоевывается  он каждый раз заново в процессе экскурсии. 

     1.2. Методика экскурсионной работы

 

 

     Методика  экскурсионной работы состоит из двух главных частей – методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии  включает разработку новой темы экскурсии  и подготовку экскурсовода к новой для него теме. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.  

     Этапы подготовки экскурсии

  1. Определение цели и задачи экскурсии.
  2. Выбор темы.
  3. Отбор литературы.
  4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
  5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
  6. Составление маршрута экскурсии.
  7. Подготовка текста экскурсии.
  8. Комплектование "портфеля экскурсовода".
  9. Составление методической разработки.
  10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.

     В процессе подготовки экскурсии при  отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):

  1. познавательная ценность;
  2. известность (популярность);
  3. необычность (экзотичность), неповторимость;
  4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
  5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
  6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

     Изучение  объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными  источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет  экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.

     По  мере сбора сведений об объекте рекомендуется  заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В  карточку вносятся следующие сведения:

  1. наименование объекта (первоначальное и современное);
  2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;
  3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
  4. описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
  5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
  6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
  7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
  8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
  9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

     Показ экскурсионных объектов

     В основе экскурсионной методики лежат  показ и рассказ. Главное в  методике проведения экскурсии –  это умение показать объекты, рассказать как о самих объектах, так и  связанных с ними исторических событиях.

     Методика  показа объектов сложна и в зависимости  от способа передвижения экскурсионной  группы, состава участников, познавательной ценности, степени сохранности объектов осуществляется с помощью различных  приемов.

     В основе проведения экскурсии лежит  принцип "от показа к рассказу", причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии – это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие.

     Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился  в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени.

     Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов. Наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. Экскурсоводу кроме этих приемов необходимо владеть методикой показа объектов по ходу движения автобуса и методикой показа мемориальной доски.

  1. Прием предварительного осмотра. Предварительный осмотр дает

возможность направить внимание экскурсантов на объект, подготовить их мышление к  зрительному и слуховому восприятию материала. Осмотр объекта предваряет рассказ. Экскурсовод называет памятник и дает экскурсантам время для  самостоятельного наблюдения, ознакомления с его общим видом, выявления  наиболее запоминающихся деталей, сопоставления  своих сведений о нем, почерпнутых  из иллюстраций в книгах, на открытках, с тем, что он непосредственно  наблюдает в данный момент. Предварительный  осмотр продолжается не более 1,5-2 минуты, не сопровождается рассказом экскурсовода и обычно используется при показе панорамы города архитектурного ансамбля, живописного ландшафта и т.д.

Информация о работе Методика и техника проведения экскурсии