Методы разрешения межличностных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:27, контрольная работа

Описание

Было бы прекрасно, если бы все стали избегать конфликтов. Но конфликт неизбежен, когда два человека одновременно претендуют на одно и то же. Сведите вместе двоих, и они найдут из-за чего поспорить. Таким образом, конфликты всегда с нами, с нами они и останутся. Раз мы не можем от них уйти, научимся жить с ними. К сожалению, по целому ряду причин большинство способов разрешать конфликты малоизвестны или не применяются.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
Глава 1.Межличностный конфликт.............................................................. 5
1.1. Понятия межличностного конфликта …………………………………5
1.2.Особенности межличностного конфликта ...........................................6
1.3. Этапы развития конфликта................................................................... 11
Глава 2. Методы разрешения межличностных конфликтов..................... 13
2.1. Межличностные стили разрешения конфликтов……………………13
2.2.Два подхода к разрешению конфликта ................................................ 17
Заключение..................................................................................................... 21
Список литературы................................

Работа состоит из  1 файл

+контрольная по конфликтологии.doc

— 113.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА  УКРАИНЫ

    Министерство  образования и  науки Украины

                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                ПО ПРЕДМЕТУ: КОНФЛИКТОЛОГИЯ

      Тема: Методы разрешения межличностных конфликтов

                                              Выполнила:

                                              Студентка 3-го курса

                                              Группы туризм

                                              Проверил:

                                              к.г.н., доцент

    Харьков - 2010

 
 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

Глава 1.Межличностный конфликт.............................................................. 5

1.1. Понятия межличностного конфликта …………………………………5

1.2.Особенности межличностного конфликта   ...........................................6

1.3. Этапы развития конфликта................................................................... 11

Глава 2. Методы разрешения межличностных конфликтов..................... 13

2.1.   Межличностные  стили разрешения конфликтов……………………13

2.2.Два подхода к разрешению конфликта ................................................ 17

Заключение..................................................................................................... 21

Список литературы........................................................................................ 23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     «Самый  верный способ разрешать конфликты  – это избегать их». Но как каждый знает из нас, в жизни не всегда удается следовать этому совету.

     Было  бы прекрасно, если бы все стали избегать конфликтов. Но конфликт неизбежен, когда два человека  одновременно претендуют на одно и то же. Сведите вместе двоих, и они найдут из-за чего поспорить. Таким образом, конфликты всегда с нами, с нами они и останутся. Раз мы не можем от них уйти, научимся жить с ними. К сожалению, по целому ряду причин большинство способов разрешать конфликты малоизвестны или не применяются.

           О каком бы виде конфликта  мы бы не говорили, для конфликтующих  он обычно проявляется в одной  из следующих форм:

           Они испытывают что-то неприятное, вызывающее злость, огорчение, чувство вины и боль.

           Они что-то делают, говорят  или думают, расстраиваясь и испытывая  смешанные чувства из-за этого  или из-за необходимости выбора.

           Конфликт любого вида может проявляться прямо  или косвенно . Спор между вами и  вашим деловым партнером – пример прямого конфликта. Примером косвенного конфликта может являться ваше несогласие с решением руководства компании – это решение касается всех работников фирмы и ненаправленное против вас, но задевает вас.

       Конфликты, возникающие внутри  организации, рассматривались как весьма негативные явления. Сегодняшние теоретики управления признают, что полное отсутствие внутри организации конфликта - условие не только невозможное, но и нежелательное, поэтому разрешение конфликтов, возникших в организации, на сегодняшний день является актуальной темой.

     Конфликтные ситуации возникают довольно часто  и могут переходить в серьезные  конфликты как между руководителями и подчиненными, так и между  самими подчиненными. Как показывает практика управления, часть конфликтов, относящихся к сфере производства, носит деловой характер и разрешается рациональным путем. Но конфликты, носящие межличностный характер, в большинстве случаев остаются неразрешимыми. Это серьезно осложняет работу не только руководителей организации, но и самих работников.

     Большинство конфликтов возникает помимо желания  их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления  о конфликтах, либо не придает им значения.

     В настоящее время в психологической  литературе имеется достаточно большое количество работ, посвященных проблеме конфликтов. Несмотря на хорошо разработанные методы разрешения конфликтов, следует признать, что не существует единого универсального способа их урегулирования. Не следует также оценивать конфликты только как негативные явления, так как они могут содержать не только отрицательные, но и положительные функциональные свойства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Межличностный  конфликт

1.1. Понятия межличностного  конфликта 

    Строгого  определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется  картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

     Дадим определение понятию «конфликт». Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем один из них или оба могут оказаться приемлемы.

     Конфликты неистребимы – они появляются при любых жизненных обстоятельствах  и сопровождают нас от рождения до самой смерти. Вот основные виды конфликтов:

     Внутренние (проблему переживаем только мы) и внешние (проблему переживаем мы и, по крайней мере еще один человек);

           Прямые ( направленные на нас) и косвенные ( не направленные непосредственно на нас);

           Индивидуальные ( внутриличностные или межличностные) и коллективные (участвуют трое и больше). 

    Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

    1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
    2. В Межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин : общих и частных, объективных и субъективных
    3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
    4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.
    5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.
 
 
 

1.2.Особенности  межличностного конфликта     

    В межличностном конфликте каждая сторона стремиться отстоять  свое мнение, доказать другой  ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

    Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившийся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а  та, в свою очередь, осознает, что  эти действия ущемляют ее интересы, и  предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознано устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешиться победой одной стороны , то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то  форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах.

    Любое урегулирование конфликта или его  предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта  могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.

    К конструктивным функциям относят:

- познавательную (появление конфликта выступает  как симптом неблагополучный  отношений и проявления возникших противоречий);

- функцию  развития (конфликт является важным  источником развития его участников  и совершенствования процесса  взаимодействия);

- инструментальную (конфликт выступает как инструмент  разрешения противоречий);

- перестроечную  (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию  взаимопонимания между участниками).

    Деструктивные функции конфликта связаны с:

    - разрушением существующей совместной  деятельности;

    - ухудшением или развалом отношений;

    - негативное самочувствие участников;

    - низкой эффективностью дальнейшего  взаимодействия и др.

      эта сторона  конфликта вызывает  у людей негативное отношение  к ним и они стараются их  избегать.

    При системном изучении конфликтов в  них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные  характеристики, цели мотивы, сторонники, причина конфликта

    Структура конфликта – это взаимосвязи  между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

    Сам конфликт состоит из трех периодов:

    1.Предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

    2. Конфликт ( инцидент, эскалация, сбалансированное  продиводействие, завершение конфликта);

    3. Послеконфликтная  ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений);

     Доктор  психологии Даниэль Дэна, в своем четырехшаговом методе улучшения взаимоотношений выделяет всего три уровня развития конфликта:

     1-й  уровень: стычки (мелкие неприятности, не представляющие угрозы для взаимоотношений)

     2-й  уровень: столкновение(перерастание стычек в столкновение – расширение круга причин, вызывающие ссоры, уменьшение желания взаимодействовать с другим и уменьшение веры в его добрые намерения к нам);

     3-й  уровень: кризис (перерастания столкновения в кризис – окончательное решение о разрыве отношений, которые носят нездоровый характер, здесь эмоциональная неустойчивость участников доходит до такой степени, что появляются опасения физического насилия).

         В любом случае для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий. Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.

           В конфликтной ситуации выявляются субъекты и объект конфликта.

           К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

           Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Эта та цель, к достижению которой стремиться каждый из противоборствующих субъектов.

Информация о работе Методы разрешения межличностных конфликтов