Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 23:06, курсовая работа
Актуальность изучения каждого из заявленных в теме понятий заключается, в первую очередь в постоянном прямом взаимодействии с ними каждого отдельно взятого индивида.
Культурные традиции и инновации присущи, имманентны любой культуре, поэтому каждый человек выступает в своей повседневной жизни как реципиент, а часто и как создатель этих явлений.
Межкультурная коммуникация, в своем изначальном понимании, как коммуникация национальных или этнических культур, представляет собой один из важнейших механизмов глобализации мировой социокультурной сферы. В более широком смысле, как коммуникация различных культур вообще, может быть интерпретирована и как взаимодействие социальных групп, и как коммуникация личных культур.
Введение …………..…………………………………………………………… 3
Глава 1. Культурные традиции и инновации ………………………………. 5
1.1. Культурные универсалии …………………………………………….. 5
1.2. Культурные традиции ………………………………………………….... 5
1.3. Культурные инновации …………………………………………….. 7
Глава 2. Межкультурная коммуникация и диалог культур ……………..…… 9
2.1. Межкультурная коммуникация как вид социокультурной
коммуникации ………………………………………………..………… 9
2.2. Межкультурная коммуникация как конфликт культур …………... 10
2.3. Виды аккультурации в межкультурной коммуникации …………… 12
2.4. Диалог культур ………………………………………………………….. 15
Заключение …………………………………………………………………. 18
Список используемой литературы ……………
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
Кафедра культурологии и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Межкультурная коммуникация и диалог культур. Культурные традиции и инновации.
Выполнила:
студентка ИЗО гр. 201 К
Кувшинова Лидия Михайловна
Преподаватель:
Оценка «_______________________»
«_____» __________________ 20 г.
ЧЕЛЯБИНСК 2012
Содержание
Введение …………..……………………………………………………………
Глава 1. Культурные традиции и инновации ………………………………. 5
1.1. Культурные универсалии ……………………………………………..
1.2. Культурные традиции …………………………………………………....
1.3. Культурные инновации ……………………………………………..
Глава 2. Межкультурная коммуникация и диалог культур ……………..…… 9
2.1. Межкультурная коммуникация как вид социокультурной
коммуникации ………………………………………………..…………
2.2. Межкультурная коммуникация как конфликт культур …………... 10
2.3. Виды аккультурации в межкультурной коммуникации …………… 12
2.4. Диалог культур …………………………………………………………..
Заключение ………………………………………………………………….
Список используемой литературы ………………………………………….….
Введение.
Актуальность изучения каждого из заявленных в теме понятий заключается, в первую очередь в постоянном прямом взаимодействии с ними каждого отдельно взятого индивида.
Культурные традиции и инновации присущи, имманентны любой культуре, поэтому каждый человек выступает в своей повседневной жизни как реципиент, а часто и как создатель этих явлений.
Межкультурная коммуникация, в своем изначальном понимании, как коммуникация национальных или этнических культур, представляет собой один из важнейших механизмов глобализации мировой социокультурной сферы. В более широком смысле, как коммуникация различных культур вообще, может быть интерпретирована и как взаимодействие социальных групп, и как коммуникация личных культур.
Диалог культур – новое понятие в современной науке и философии. В нем заключаются идеи такого межкультурного взаимодействия, при котором культуры смогли бы взаимно обогащаться, сохраняя при этом свою самобытность. Характер межкультурного взаимодействия особенно важен в наши дни, когда благодаря развитию технических средств в общемировой коммуникативный процесс вовлечено подавляющее большинство существующих этнокультурных образований, а возникновение межкультурных конфликтов может обернуться глобальной катастрофой.
Не смотря безусловную актуальность и насущность проблем, связанных с этими понятиями, межкультурная коммуникация, и, в особенности диалог культур, изучены в недостаточной степени. В рассмотренной в ходе работы учебно-научной литературе еще не сформировано общего мнения даже в определении и дифференциации этих понятий. Что делает их изучение еще более актуальным.
Объект – межкультурная коммуникация
Предмет – межкультурная коммуникация и диалог культур, культурные традиции и инновации.
Цели – изучение основополагающих и актульных компонентов межкультурной коммуникации и их взаимодействия.
Задачи:
- изучение понятий межкультурной коммуникации, диалога культур, культурных традиций и инноваций;
- изучение других понятий, необходимых для объяснения вышеуказанных понятии или их взаимосвязей;
- выявление и систематизация способов взаимодействия межкультурной коммуникации, диалога культур, культурных традиций и инноваций.
Глава 1. Культурные традиции и инновации.
1.1. Культурные универсалии
Понятие культурной традиции и культурной инновации тесно связано с понятием культурной универсалии.
Во многих культурах прослеживаются культурные формы, отмеченные единообразием своих черт. Это единообразие обусловлено существованием универсальных алгоритмов социокультурного мышления, обеспечивающих выживание человека и общества.
Культурные универсалии – это общие черты, базовые значения, способы миропостижения, свойственные всем известным культурам, выделенным по какому-либо признаку (например, всем национальным культурам, всем историческим периодам и т.п.), возникающие из необходимости удовлетворения базовых потребностей человека как члена социальной общности.
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 основных культурных универсалий, таких как изготовление орудий труда, кооперация труда, приготовление еды и т.д.
Культурная универсалия представляет собой некую постановку задачи, общей для всех культур (например, необходимость в приеме пищи). А конкретные решения этой задачи, принятый алгоритм действий в отдельных культурах разнятся (например, использование ножа и вилки, палочек или других столовых приборов в разных этнических культурах; деревянные и стальные ложки в различные исторические периоды).
1.2. Культурные традиции
Слово «традиция» происходит от латинского traditio «передача, вручение, предание».
Культурная традиция – одно из важнейших понятий в культурологи. Поэтому дать ей однозначное определение достаточно сложно. В современной учебной и научной литературе предлагаются следующие определения этого понятия.
Традиция – это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. [7]
Традиция – механизм воспроизводства культурной деятельности (а также и социальных или политических институтов), при котором эта деятельность повторяет прошлые образцы и признается нормативной в силу их наличия в прошлом. [3]
Традиция – это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. (Э.С. Маркарян)
Культурная традиция – это традиция, представленная элементами культурного наследия: идеями, ценностями, обычаями, обрядами, способами восприятия мира и т. д., для которых характерна сохраняемость и передаваемость от поколения к поколению. [5]
Культурная традиция – это аналог «культурных текстов» (совокупности культурных объектов, форм, черт, смыслов и т. п., выраженных в знаковой форме), только существующих в устной (фольклорной) форме и аккумулирующих в себе всю совокупность норм и образцов социально рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, регуляции и коммуникации, нравы, обычаи, обряды и ритуалы. [9]
Приведенные определения культурной традиции можно разделить на два типа, в зависимости от расстановки акцентов: во-первых как само культурное наследие, содержание культуры, во-вторых как механизм его воспроизводства. Таким образом, можно выделить две основные функции культурных традиций.
Несмотря на различия, все представленные определения, как и этимологическое происхождение слова, подчеркивают, что основной функцией традиции является воспроизводство созданных в прошлом ценностей и норм с целью их сохранения во времени. Другими словами, культурные традиции обеспечивают одно из важнейших свойств культуры – преемственность.
С другой стороны, из вышеперечисленных определений можно заключить, что традиции содержат в себе характерные для культуры, к которой они относятся, алгоритмы действий, воплощения культурных универсалий. Несложно заметить, что традиции разных культур, относящиеся к одной культурной универсалии, различны. В этом заключается вторая из их важнейших функций: культурные традиции заключают в себе отличительные черты данной культуры, то есть обеспечивают ее идентичность.
На основании многочисленных исследований этнографов сложилось мнение, что традиции, по существу, статичны и практически не имеют исторического развития. Работы социальных антропологов, изучающих этот вопрос в ином ракурсе, показывают, что традиции не лишены некоторой внутренней динамики развития. Каждое поколение имеет свои культурные особенности: ценности и духовный облик, жизненный опыт и отношение к событиям эпохи. Поэтому новое поколение воспринимает и усваивает традиции не в готовом виде, а интерпретируя их, согласно собственному пониманию. Таким образом, традиции существуют не в виде стабильных абстрактных норм и ценностей, а в качестве интерпретации их конкретным реципиентом.
1.3. Культурные инновации
Инновация – это механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность общества к адаптации, которая делает возможным разрешение непосредственно стоящих и насущных для общества и человека проблем, исторически вырабатывается в ходе осуществления ритуалов, в играх и других видах деятельности, не составляющих насущной потребности, но, тем не менее, требующих формирования в человеческой культуре способностей отражать действительность, трансформировать действия и вносить элемент новизны. [7]
Носителями инновационных тенденций, как правило, выступают активные слои общества, отдельные социальные группы или личности, не находящие себе приемлемого места в существующей, традиционной системе отношений и типах деятельности.
В случае отсутствия социального спроса, обусловленного уровнем развития общества-реципиента, инновация будет отвергнута или реализована лишь временно. Именно социальная детерминация определяет судьбу открытий и изобретений. Поэтому инновации, как правило, представляют собой более прогрессивные алгоритмы деятельности, чем традиционно принятые в данной культуре (например, переход от деревянных ложек к более удобным в применении и производстве металлическим). Таким образом создается возможность для социокультурных трансформаций, что, в итоге, обеспечивает прогресс в культурном развитии.
Инновацию часто противопоставляют традиции. Она нацелена на изменение общественного бытия, выдвижение новых форм деятельности или организации общества, нового типа мышления или чувствования. Т.е. инновация является нехарактерным для данной культуры воплощением культурной универсалии.
Традиции и инновации представляют собой конкретные воплощения культурных универсалий. И традиции, и инновации равно необходимы культуре для прогрессивного развития. Обе тенденции имманентны, т.е. внутренне присущи, культуре как таковой.
Глава 2. Межкультурная коммуникация и диалог культур
2.1. Межкультурная коммуникация как вид социокультурной коммуникации
Межкультурная коммуникация – это социокультурная коммуникация между представителями разных культур.
Как частный ее случай, межкультурная коммуникация обладает рядом свойств, характерных любой социокультурной коммуникации
Социокультурная коммуникация – это процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т. п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования. [9]
Различные интерпретации социокультурной коммуникации, основанные на различных методологических парадигмах, акцентируют ее суть либо как совокупности средств передачи социальной информации, образующих базу для становления и развития «информационного общества« (технократически рационалистический подход), либо как способа достижения понимания одного человека другим, как механизма «вживания» в чужую культуру ( «понимающая социология», феноменологическая интерпретация).
По содержанию, социокультурную коммуникацию можно разделить на четыре основных вида:
1) Инновационная – выражающаяся в приобщении субъектов культуры к новым формам знания и опыта;
2) Ориентационная – помогающая субъектам культуры ориентироваться в окружающем их пространстве, инкультурирующая их в систему жизненных ориентации, доминирующих в данное время;
3) Стимуляционная – воздействующая на активность субъектов культуры, объективирующая их потенциал, активизирующая их внутренние ресурсы;
4) Корреляционная – помогающая уточнить отдельные параметры культурной деятельности, детализирующая и конкретизирующая более частные аспекты знаний, ориентации и стимулов.
Основной содержательной единицей социокультурной коммуникации являются сообщение или текст. Любой культурный объект обладает символическими свойствами, т.е. являет собой текст культуры. Это означает, что средством коммуникативного взаимодействия выступают и вся культура как система, и каждый отдельный ее элемент.
Информация о работе Межкультурная коммуникация и диалог культур. Традиции и инновации