Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:03, реферат
Цель работы - раскрыть роль мифа в античной культуре.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- дать определение понятию мифа вообще;
- проследить становление античной культуры и развитие мифологии Греции и Рима;
- проанализировать значение мифологии в развитии античной культуры, привести примеры влияния мифов на становление культуры.
Введение. (с.3)
Понятие мифа. (с.5)
Становление античной культуры. Появление мифов. (с.10)
Значение мифологии в античной культуре. (с.18)
Заключение. (с.24)
Библиография. (с.27)
Содержание.
Введение. (с.3)
Понятие мифа. (с.5)
Становление античной культуры. Появление мифов. (с.10)
Значение мифологии в античной культуре. (с.18)
Заключение. (с.24)
Библиография.
(с.27)
Введение.
Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Появился этот термин в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели это понятие для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.1
Общими для античных государств были пути социального развития и особая форма собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма производства. Общей была их цивилизация с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали: основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль современного западного искусства и архитектуры по сравнению с отнюдь не похожими на них восточными образцами; основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".2 Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.
Историческое
развитие всего человечества нельзя
представить без античности. Греция
и Рим оставили множество мифов.
Миф объясняет любое природное
событие волей божества, то есть
причина выводиться за пределы самой
природы, перемещается в небесную область,
вверяется богами.
Актуальность работы связана с постоянным
интересом к античной мифологии, с использованием
её образов на протяжении столетий.
Цель работы - раскрыть роль мифа в античной культуре.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- дать
определение понятию мифа
- проследить становление античной культуры и развитие мифологии Греции и Рима;
- проанализировать значение мифологии в развитии античной культуры, привести примеры влияния мифов на становление культуры.
Методы
исследования: изучение учебной и
специальной литературы, а так
же некоторых Интернет-ресурсов по
данной теме.
Понятие мифа.
Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.
Мифология
- форма общественного сознания;
способ понимания природной и
социальной действительности на разных
стадиях общественного
В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п.
Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.
Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя собой как бы два аспекта первобытной культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический".
Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.4
Мировоззрение
всегда представляет собой интегральный
результат всего
Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.
Первые
попытки рационального
Миф не выдумка, или фикция, не фантастический вымысел. 5Разумеется, в основе мифологии - именно выдумка, если применить к ней точку зрения науки, и то не всякой, а лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф - только игра фантазии. Миф - наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола.
Научное отношение к мифу, как один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Нужно очень много наблюдать и запоминать, очень много анализировать и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю абстрактную логичность науки, почти все наивно убеждены, что мифология и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими застарелыми предрассудками? Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Он, например, олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует. Может ли быть наука таковой? Первобытная наука, конечно, тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле вполне мифологична. Итак, наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична.
Миф не поэтическое произведение.
Отождествление мифологии и поэзии тоже одно из коренных убеждений огромной части исследователей. Начиная с Я. Гримма очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образного мышления. Вопрос об отношении мифологии поэзии действительно весьма запутанный вопрос. Сходство того и другого бросается в глаза гораздо скорее, чем различие. Чтобы не сбиться в сравнительном анализе мифического и поэтического образа, укажем сначала главнейшие черты сходства. Это даст возможность более ярко разграничить обе сферы.
И поэтическое, и мифическое бытие есть бытие непосредственное, невыводное. Образ и в поэзии, и в мифологии не нуждается ни в какой логической системе, ни в какой науке, философии или вообще теории. Он – наглядно и непосредственно видим. Выражение дано в живых ликах и лицах и надо только смотреть и видеть, чтобы понимать.6
Некоторое
относительное сходство можно находить
в общем признаке отрешенности. Однако
это как раз та область, где
мифология и поэзия расходятся между
собой принципиально и
Миф не специально религиозное создание.
Это отграничение
весьма существенно. Как популярное,
так и научное сознание довольно
слабо разграничивает эти понятия
и часто совершенно без оговорок
употребляет одного вместо другого.
Тут залегает, однако, существенное
различие, и надо уметь его формулировать.
Расхождение обеих сфер станет яснее,
если принять во внимание их сходство.
Непререкаемое сходство мифологии
и религии заключается в том,
что обе эти сферы суть сферы
бытия личностного. Относительно религии
тут не может быть сомнений, ни с популярной,
ни с научной точки зрения. Религия и мифология
– обе живут самоутверждением личности.
В религии личность ищет утешения, оправдания,
очищения и даже спасения. В мифе личность
также старается проявиться, высказать
себя, иметь какую-то свою историю. Эта
общая личностная основа делает заметным
и расхождение обеих сфер. Действительно,
в религии мы находим какое-то особое,
специфическое, самоутверждение личности.
Миф как таковой, чистая мифичность как
таковая – отнюдь не должны быть во что
бы то ни стало принципиально религиозными.
Так, религия всегда живет вопросами о
грехопадении, искуплении, спасении, грехе,
оправдании, очищении и т.д. Может ли миф
существовать без этих проблем? Конечно,
и тому в подтверждение есть множество
примеров. Религия привносит в миф только
некое специфическое содержание, которое
и делает его религиозным мифом, но самая
структура мифа совершенно не зависит
от того, будет ли она наполнена религиозным
или иным содержанием.
Информация о работе Миф и его значение в становлении античной культуры