Миф и его значение в становлении античной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:03, реферат

Описание

Цель работы - раскрыть роль мифа в античной культуре.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- дать определение понятию мифа вообще;
- проследить становление античной культуры и развитие мифологии Греции и Рима;
- проанализировать значение мифологии в развитии античной культуры, привести примеры влияния мифов на становление культуры.

Содержание

Введение. (с.3)
Понятие мифа. (с.5)
Становление античной культуры. Появление мифов. (с.10)
Значение мифологии в античной культуре. (с.18)
Заключение. (с.24)
Библиография. (с.27)

Работа состоит из  1 файл

Миф.docx

— 63.77 Кб (Скачать документ)

   Содержание.

   Введение. (с.3)

   Понятие мифа. (с.5)

   Становление античной культуры. Появление мифов. (с.10)

   Значение  мифологии в античной культуре. (с.18)

   Заключение. (с.24)

   Библиография. (с.27) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение.

   Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Появился этот термин в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели это понятие для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.1

   Общими  для античных государств были пути социального развития и особая форма  собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма  производства. Общей была их цивилизация  с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия  в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Именно от античности нынешние европейская и американская цивилизации унаследовали: основы современных наук, хотя их отдельные элементы начали формироваться еще в более древних обществах - у шумеров, на территориях нынешнего Египта, Китая и Индии; основные эстетические формы, о чем свидетельствует общий стиль современного западного искусства и архитектуры по сравнению с отнюдь не похожими на них восточными образцами; основные нормы государственности и права, до сих пор составляющие теоретический фундамент западной демократии с ее разделением властей, выборностью, равенством граждан перед законом и т.п.; основные нравственные нормы и основную религию - христианство, возникшее в условиях кризиса античной цивилизации. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. 

   Что такое  мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".2 Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях.

   Историческое  развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное  событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой  природы, перемещается в небесную область, вверяется богами. 
Актуальность работы связана с постоянным интересом к античной мифологии, с использованием её образов на протяжении столетий. 

   Цель работы - раскрыть роль мифа в античной культуре.

   Для достижения данной цели были определены следующие  задачи:

   - дать  определение понятию мифа вообще;

   - проследить  становление античной культуры  и развитие мифологии Греции  и Рима;

   - проанализировать  значение мифологии в развитии античной культуры, привести примеры влияния мифов на становление культуры.

   Методы  исследования: изучение учебной и  специальной литературы, а так  же некоторых Интернет-ресурсов по данной теме. 
 

   Понятие мифа.

   Само  слово "миф" имеет древнегреческое  происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским  народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие  и римские мифы, позже им стало  известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях  и их героях. Со временем сначала  ученым, а потом и более широкой  публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных  книг христиан, мусульман, буддистов  также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

   Обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о происхождении мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

   Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и  социальной действительности на разных стадиях общественного развития.3

   В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, неотделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п.

   Объекты сближались по вторичным чувственным  качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный  принцип объяснения заменялся в  мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:

  • диахронический (рассказ о прошлом)
  • синхронический (объяснение настоящего или будущего).

   Содержание  мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и  санкционировали определенные нормы  поведения.

   Мифологическое  мироощущение выражалось не только в  повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд  в древних культурах составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя  собой как бы два аспекта первобытной  культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический".

   Мифология - исторический тип мировоззрения.

   На  ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.4

   Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

   Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку  в ней имеются представления  о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В мифологии отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массовое сознание.

   Первые  попытки рационального переосмысления мифологического материала предпринимались  еще в античности, причем преобладало  аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил наряду с  мифологией философско-символическую  ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у гуманистов эпохи Возрождения, которые видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.

   Миф не выдумка, или фикция, не фантастический вымысел. 5Разумеется, в основе мифологии - именно выдумка, если применить к ней точку зрения науки, и то не всякой, а лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком случае нельзя сказать, что миф - только игра фантазии. Миф - наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это – совершенно необходимая категория мысли и жизни, далекая от всякой случайности и произвола.

   Научное отношение к мифу, как один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Нужно очень много наблюдать и запоминать, очень много анализировать и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю абстрактную логичность науки, почти все наивно убеждены, что мифология и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими застарелыми предрассудками? Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Он, например, олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует. Может ли быть наука таковой? Первобытная наука, конечно, тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле вполне мифологична. Итак, наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична.

   Миф не поэтическое произведение.

   Отождествление мифологии и поэзии тоже одно из коренных убеждений огромной части исследователей. Начиная с Я. Гримма очень многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образного мышления. Вопрос об отношении мифологии поэзии действительно весьма запутанный вопрос. Сходство того и другого бросается в глаза гораздо скорее, чем различие. Чтобы не сбиться в сравнительном анализе мифического и поэтического образа, укажем сначала главнейшие черты сходства. Это даст возможность более ярко разграничить обе сферы.

   И поэтическое, и мифическое бытие есть бытие  непосредственное, невыводное. Образ и в поэзии, и в мифологии не нуждается ни в какой логической системе, ни в какой науке, философии или вообще теории. Он – наглядно и непосредственно видим. Выражение дано в живых ликах и лицах и надо только смотреть и видеть, чтобы понимать.6

   Некоторое относительное сходство можно находить в общем признаке отрешенности. Однако это как раз та область, где  мифология и поэзия расходятся между  собой принципиально и окончательно, и поэтому надо быть осторожным в  установлении сходства.

   Миф не специально религиозное создание.

   Это отграничение весьма существенно. Как популярное, так и научное сознание довольно слабо разграничивает эти понятия  и часто совершенно без оговорок употребляет одного вместо другого. Тут залегает, однако, существенное различие, и надо уметь его формулировать. Расхождение обеих сфер станет яснее, если принять во внимание их сходство. Непререкаемое сходство мифологии  и религии заключается в том, что обе эти сферы суть сферы  бытия личностного. Относительно религии тут не может быть сомнений, ни с популярной, ни с научной точки зрения. Религия и мифология – обе живут самоутверждением личности. В религии личность ищет утешения, оправдания, очищения и даже спасения. В мифе личность также старается проявиться, высказать себя, иметь какую-то свою историю. Эта общая личностная основа делает заметным и расхождение обеих сфер. Действительно, в религии мы находим какое-то особое, специфическое, самоутверждение личности. Миф как таковой, чистая мифичность как таковая – отнюдь не должны быть во что бы то ни стало принципиально религиозными. Так, религия всегда живет вопросами о грехопадении, искуплении, спасении, грехе, оправдании, очищении и т.д. Может ли миф существовать без этих проблем? Конечно, и тому в подтверждение есть множество примеров. Религия привносит в миф только некое специфическое содержание, которое и делает его религиозным мифом, но самая структура мифа совершенно не зависит от того, будет ли она наполнена религиозным или иным содержанием. 

Информация о работе Миф и его значение в становлении античной культуры