Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:03, реферат
Цель работы - раскрыть роль мифа в античной культуре.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи:
- дать определение понятию мифа вообще;
- проследить становление античной культуры и развитие мифологии Греции и Рима;
- проанализировать значение мифологии в развитии античной культуры, привести примеры влияния мифов на становление культуры.
Введение. (с.3)
Понятие мифа. (с.5)
Становление античной культуры. Появление мифов. (с.10)
Значение мифологии в античной культуре. (с.18)
Заключение. (с.24)
Библиография. (с.27)
Боги
и герои греческого мифотворчества
были живыми и полнокровными существами,
непосредственно общавшимися с
простыми смертными, вступавшими с
ними в любовные союзы, помогавшие своим
любимцам и избранникам. И древние
греки видели в богах существа,
у которых все, свойственное человеку,
проявлялось в более
Если
мифология греков поражает своей красочностью,
разнообразием, богатством художественного
вымысла, то римская религия бедна легендами.
Религиозные представления римлян, которые,
по существу, являли собой смесь различных
италийских племен, сложившихся путем
завоевания и союзных договоров, содержали
в своей основе те же исходные данные,
что и у греков, - страх перед непонятными
явлениями природы, стихийными бедствиями
и преклонение перед производящими силами
земли (италийские земледельцы почитали
небо, как источник света и тепла, и землю,
как подательницу всех благ и символ плодородия).
В представлении римлянина каждый предмет
и каждое явление имели своего духа, своё
божество. Каждый дом имел свою Весту -
богиню домашнего очага. Боги ведали каждым
движением и вздохом человека от рождения
до смерти. Другая любопытная черта ранней
римской религии и мировоззрения людей
- отсутствие определённых образов богов.
Божества не отделялись от тех явлений
и процессов, которыми они ведали. Первые
изображения богов появляются в Риме примерно
в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и
греческой мифологии и её антропоморфных
божеств. До этого существовали только
символы богов в виде копья, стрелы и т.д.
Как у других народов мира, в Риме почитались
души предков. Именовали их пенаты, лары,
маны. Особенностью религиозного мировоззрения
римлян является их узкий практицизм и
утилитарный характер общения с божествами
по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты
дал мне». Римляне обращали большое
внимание на внешнюю сторону религии,
на мелочное выполнение обрядов, а
не на духовное слияние с божеством. Римская
религия не возбуждала
священного трепета, экстаза, которые
овладевают верующим. Римляне даже не
потрудились сочинить какие-либо интересные
истории о своих богах - у каждого из них
была только определенная сфера деятельности,
но, по существу, эти все божества были
безлики. Молящийся приносил им жертвы,
боги должны были оказать ему ту милость,
на которую он рассчитывал. Для простого
смертного не могло быть и речи об общении
с божеством. Исключением были лишь дочь
царя Нумитора, Рея Сильвия, основатель
Рима Ромул и царь Нума Помпилий. Обычно
италийские боги проявляли свою волю полетом
птиц, ударами молнии, таинственными голосами,
исходящими из глубины священной рощи,
из темноты храма или пещеры. И молящийся
римлянин в отличие от грека, свободно
созерцавшего статую божества, стоял,
накрыв голову частью плаща. Делал это
он не только для того, чтобы сосредоточиться
на молитве, но и для того, чтобы ненароком
не увидеть призываемого им бога. Умоляя
бога по всем правилам о милости, прося
его о снисхождении и желая, чтобы бог
внял его мольбам, римлянин ужаснулся
бы, внезапно встретив взором это божество.
Римский поэт Овидий в своих стихах: «Спаси
нас от лицезрения Дриад или купающейся
Дианы, или Фавна, когда он среди дня прохаживается
по полям». Римские земледельцы, возвращаясь
вечером с работы домой, страшно боялись
встретить кого-либо из лесных или полевых
божеств. Поклонение многочисленным богам,
руководящим почти что каждым шагом римлянина,
состояло главным образом в строго предписанных
обычаями жертвоприношениях, молениях
и в суровых очистительных обрядах. В римской
религии соединились боги всех племен,
которые вошли в состав Римского государства,
но до более тесных контактов с греческими
городами у римлян и представления не
было о той насыщенной яркими и полнокровными
образами мифологии, которую имели греки.
Ни о каком свободном общении с богами
для римлянина не могло быть и речи. Их
можно было только почитать, соблюдать
в точности все обряды и просить о чем-либо.
Если бог не откликался на просьбу, то
римлянин обращался к другому, поскольку
их было великое множество, связанных
с различными моментами его жизни и деятельности.
Иногда это были просто «одноразовые»
божества, к которым призывали один раз
за всю жизнь. Так, например, к богине Нундине
обращались только на девятый день рождения
младенца. Она напоминала, что ребенок,
очистившись, получает имя и амулет от
дурного глаза. Божества, связанные с получением
пищи, были также чрезвычайно многочисленны:
боги и богини, питающие посеянное в землю
зерно, опекающие первые ростки; богини,
способствующие созреванию, уничтожавшие
сорняки; боги жатвы, молотьбы и помола
зерна. Для того чтобы римский земледелец
мог должным образом разобраться во всем
этом, в Римском государстве были составлены
так называемые Индигитамента - списки
официально утвержденных молитвенных
формул, содержащие имена тех богов, которых
следовало призывать при всяких событиях
человеческой жизни. Эти списки были составлены
римскими жрецами до проникновения греческой
мифологии в строгую и абстрактную религию
римлян и потому интересны. Они дают картину
чисто италийских верований. По словам
римского писателя Марка Порция Варрона
(1 в. до н.э.), Рим в течение 170 лет обходился
без статуй богов, а древняя богиня Веста,
и после воздвижения статуй в храмах богов,
«не позволяла» ставить статую в ее святилище,
а олицетворялась лишь священным огнем.
По мере того, как значение и власть Римского
государства возрастали, в Рим «двинулось»
множество чужеземных божеств, которые
довольно легко приживались в этом огромном
городе.
Для того
чтобы боги заботились о людях и о государстве,
им нужно было
приносить жертвы и возносить молитвы-просьбы
и производить особые
ритуальные действия. Римляне, как земледельцы
и воины, были народом
практическим и реалистическим. Ни было
мало дела до высоких религиозных
рассуждений в богословских тонкостей.
Римлянин обычно обращался к
божеству с какой-нибудь определенной
просьбой: увеличить приплод, дать
дождь, приостановить мор, даровать победу.
В зависимости от важности
такой просьбы божеству приносили большую
или меньшую жертву. Жертвенное животное
подводилось к специальному алтарю и убивалось,
Часть
внутренностей и туши здесь же на алтаре
сжигалась, причем при сжигании
производилось возлияние вина. Большая
же часть туши (иногда приносилось
в жертву несколько голов скота) шла на
угощение жрецов, которое
устраивалось после жертвоприношения.
При жертвоприношении зачитывалась молитва,
причем особенно следили за тем, чтобы
молитва была произнесена точно, так как
малейшее искажение делало ее недействительной.
Наблюдали за культом отдельных богов,
за порядком в храмах,
подготавливали жертвенных животных,
следили за точностью молитв и
ритуальных действий, могли дать совет,
к какому божеству обратиться с
нужной просьбой особые коллегии сведущих
людей — жрецы. Одной из
древнейших религиозных коллегий была
коллегия арвальских братьев,
которые обращались с молитвой о исходе
посевов, Богу Марсу была
посвящена коллегия салиев - скакунов.
За культом Марса и Юпитера
надзирали особые жрецы - фламины. Коллегия
из шести непорочных
дев-весталок обслуживала культ Весты.
Однако главной жреческой коллегией
была коллегия из шести понтификов, которая
вначале заведовала постройкой
мостов через Тибр, а затем на них была
возложена задача составлять
государственный календарь, объявлять
праздничные дни, наблюдать, чтобы
всякое богослужение и судебные разбирательства
совершались в надлежащие
дни. Иначе говоря, понтифики осуществляли
надзор за всем религиозным
бытом, общественным и частным богослужением
и приобрели очень большое
значение в Риме.
По убеждению
римлянина, человеческая жизнь во всех,
даже малейших проявлениях был под
властью и опекой различных богов,
поэтому человек на каждом шагу чувствовала
зависимость от некой высшей силы.
Заключение.
Итак, подведем итоги работы. Собственно, миф -это сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире. По самой своей сути миф – одна из форм истории, и в этом едва ли не главное отличие от сказки. Он призван удовлетворить присущую роду человеческому потребность в собственной идентификации и ответить на возникающие вопросы о происхождении мира, жизни, культуры, отношений, складывающихся между людьми и природой. Характер ответов на эти и другие подобные вопросы зависит от многих причин, но, прежде всего, от состояния самого общества и объема находящейся в его распоряжении информации.
Мифы - анонимные произведения. Поэтому для человека периода античности они вообще не являлись произведениями. Они выступали его сознанием, его психическим состоянием, которое для него было и состоянием окружающего мира. Наконец, это было состояние массовое, коллективное, которое человек испытывал не поодиночке, а совместно. Одиночки и могли быть разрушителями мифологического сознания, они могли быть, скажем, теми художниками, которые уединялись, чтобы уйти из-под власти коллективного сознания и изобразить в каком-нибудь потаенном месте свое, а не общепринятое, видение мира, свое собственное сознание.
Не мир вне человека, а мир в восприятии рода стал началом человеческого знания. Мифология - это мир первообразов, которые были достоянием рода и передавались из поколения в поколение.11
Античная
культура - уникальное явление, давшее
общекультурные ценности буквально
во всех областях духовной и материальной
деятельности. На почве античной культуры
впервые появилась и стали развиваться
категории научного мышления, велик вклад
античности в развитие
астрономии, теоретической математики.
Именно поэтому античная философия
и наука сыграли столь важную роль в возникновении
науки нового времени,
развитии техники. В целом же культура
античности явилась основой для
дальнейшего развития мировой культуры.
Всего
три поколения культурных деятелей,
жизнь которых практически
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции - отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима.
Каждый
период в истории культуры по-своему
ценен. Но не случайно особую роль исследователи
отводят античной культуре. В целом
для античной культуры характерен рациональный
подход к пониманию мира и в
то же время эмоционально-
Для греческого
мировоззрения характерен не только
политеизм, но и
представление о всеобщей одушевленности
природы. Каждое природное
явление, каждая река, гора, роща имели
свое божество. С точки зрения
грека, не было непреодолимой грани между
миром людей и миром богов,
посредствующим звеном между ними выступали
герои. Такие герои, как
Геракл, за свои подвиги приобщались к
миру богов. Боги греков и сами
были антропоморфны, они испытывали человеческие
страсти и могли
страдать, подобно людям. В повседневной
жизни римлян религия играла очень важную
роль. Римляне, так же как и все народы
древности, обожествляли непонятные им
явления природы и общественной жизни.
Римская религия зародилась еще в недрах
родового строя и к концу республиканского
периода прошла длительный путь развития.
В римской религии долгое время сохранялись
остатки первобытных религиозных представлений:
тотемизма, фетишизма, анимизма. Особенно
долго сохранялся в римской религии анимизм,
вера в безличных и абстрактных духов,
обитающих во всех окружающих человека
материальных предметах, присущих явлениям
природы, отвлеченным понятиям и даже
отдельным действиям человека.
Проанализировав полученные факты можно с уверенностью говорить о сильном влиянии мифа на становление античной культуры. Мифы влияли не только на быт людей античных Греции и Рима, но и на образ мыслей, становление личности, на поведение. Велико влияние мифов на творчество античных поэтов, художников, скульпторов, архитекторов, писателей и философов.
С античной
Греции начинается путь человечества
от мифа к логосу.
Преодоление мифа и замена его знанием
за тысячелетия сформировало
новый тип человека,
культуры, цивилизации. Культура Древнего
Рима во многом определила культуру последующих
эпох в Западной Европе. «Взаимодействие
греческого и римского элементов в культуре
создали европейскую цивилизацию, европейца
как культурный феномен: единство слова
и дела, идеи и воплощения, теории и практики,
гармонии и пользы - вот то драгоценное
наследие античности, которое, чем дальше,
тем больше привлекает к себе восхищенные
взоры».12
Библиография.
Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологич. словарь. — М., 1999.
Боннар А. Греческая цивилизация г. Ростов-на-Дону,1999.
История древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.
Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима М., 1999.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1999.
Лосев А.Ф. Античная мифология. М., 1957.
Мифология Древней Греции, М. 1989г.
Немировская. Л.З. Культурология. История и теория культуры М.,1997.
Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция. М.,2004.
Интернет –ресурсы:
http://www.bestreferat.ru/
http://student.zoomru.ru/
http://www.coolreferat.com/
http://www.coolreferat.com/
http://student.km.ru/ref_
Информация о работе Миф и его значение в становлении античной культуры