Миф в художественной культуре Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Слово «миф» - греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире.

Содержание

1. Понятие и сущность мифа. 1
1.1 Мифы. 1
1.1 Культура и мифы Древней Греции 3
1.2. Рождение мифов Древней Греции 4
1.3. Рождение мира и богов в Древней Греции 5
1.4. Трактовка мифологии Древней Греции 6
2. Миф в художественной культуре Древней Греции 7
2.1. Миф и литература 7
2.2. Архитектура 9
2.3. Изобразительное искусство 12
Заключение 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Культурология Мифы.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и сущность мифа.

1.1 Мифы.

     Слово «миф» - греческое и буквально  означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире. 

     Мифотворчество  было важным явлением в культурной истории человечества. В первобытном  обществе мифология отражала способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества – это «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»(4). 

     Главными  предпосылками своеобразной мифологической логики стало, во-первых, то, что первобытный  человек не выделял себя из окружающей среды, и, во-вторых, то, что мышление сохраняло черты взаимопроникновения  и нерасчленённости, было почти неотделимо от эмоциональной сферы. Следствием этого стало наивное очеловечивание всей природы. На неё переносились человеческие свойства, природным объектам приписывалась одушевлённость, разумность, человеческие чувства, часто – человеческая внешность, и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, особенно животных. Определённые силы и способности могли быть пластически выражены многорукостью, многоглазостью, самыми диковинными трансформациями внешнего облика: болезни могли быть представлены чудовищами- пожирателями людей, космос – мировым деревом или живым великаном, родоплеменные предки имели двойную природу. 

     Для мифа характерно, что различные духи, боги и герои связаны семейно- родовыми отношениями. В мифе совпадает описание модели мира и повествование о возникновении его отдельных элементов, о деяниях богов и героев, определивших его нынешнее состояние. Нынешнее состояние мира: рельеф, небесные светила, виды животных и растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовления пищи - всё это оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических предков, богов, героев. 

     Рассказ о событиях прошлого служит в мифе средством описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются «кирпичиками» мифической картины мира. Мифическое время есть время начальное, раннее, первое; это правремя, время до времени, до начала исторического отчёта текущего времени. 

     Важнейшая функция мифического времени  и самого мифа – создание примера, модели, образа. Оставляя образцы для  подражания и воспроизведения, мифическое время и мифические герои одновременно источают магические духовные силы, которые  продолжают поддерживать установленный порядок в природе и обществе; поддержание такого порядка также было важной функцией мифа. Эта функция осуществляется с помощью ритуалов, которые часто прямо инсценируют события мифического времени. В ритуалах мифическое время и его герои не только изображаются, но и как бы возрождаются с их магической силой, события повторяются. Ритуалы обеспечивают их «вечное возвращение» и магическое влияние, гарантирующее непрерывность природных и жизненных циклов, сохранение некогда установленного порядка. 

     Мифология – это самое древнее, архаическое  идеологическое образование, имеющее  единый, неделимый характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Культура  и мифы Древней  Греции

 

     Древняя Греция богата не только своими изысканными и красноречивыми мифами, но и, конечно же, своей культурой, которая непосредственно связана со сказаниями.

     Весь  свой вклад в культуру, а именно развитие литературы, архитектуры, науки, законов, философии, греки выражали в своих мифах. Именно культура Греции сложила всю основу нынешней европейской цивилизации.

     Какую же роль сыграла культура Древней  Греции в ее мифах? Каждый миф складывался  на основе какого-либо события в  жизни греков, будь то историческое событие, явление, которое греки не в силах были объяснить, новые витки культуры.

Попробуем привести примеры особенностей культуры Древней  Греции. Нынешняя политическая система  появилась именно в Греции, хотя прошли тысячелетия. Многие ученые используют законы, которые были приняты в Греции. Что уж тогда говорить про архитекторов, которые все время держали за основу «деяние» архитекторов Греции. Нынешние скульптуры обучались на скульптурах древнегреческих мастеров. Достижения театра Древней Греции не менее впечатляют.

     Каждое  из этих достижений в культуре Древней  Греции находило свое предназначения и в мифах. Мифы отражали суть и  достижения Греции, помогали понять Грецию через эти сказания. Другими словами  каждый человек читающий мифы Древней  Греции будет ее четко и ярко представлять в своем сознании, даже не разу там не побывав.

     Познакомившись  с мифами поближе, у вас возникнет  ощущение, что с течением времени  мало, что меняется. Эти сказания помогут вам понять, что по прошествии времени новое не создается, а  если и создается, то на основе старого. После прочтения сказаний вам обязательно захочется навестить их родину, увидеть ее вживую, познакомиться с этой «фантастической» архитектурой.

     Поверьте, что вы обязательно полюбите Грецию, пусть даже современную, а не древнюю. Ведь дух Древней Греции не оставит никого равнодушным, он вечен не только в реальной жизни, но и в бессмертных мифах Древней Греции.

     Когда «создавался» миф, в него вкладывался  не только определенный смысл, но события  того времени, оттенки культуры. Конечно же, это отражено не во всех мифах Древней Греции, но в большей части это точно. Что же греки не могли объяснить, используя свои знания, то они воплощали в богов. Практически в каждом мифе фигурирует какое-либо божество.

1.2. Рождение  мифов Древней Греции

 

     Создание  мифа – это творчество, которое  можно сказать было первейшим  шагом в развитии самого себя в  далекой, Древней Греции. Это первый этап на творческой истории всей Греции. Вначале были отдельные сказания, практически не связанные между собой, но с долгим течением времени все эти отдельные сказания закрепились в целые циклы. Наиболее известный из них – цикл о великих подвигах Геракла.

     Древние греки не боялись познавать реальный мир, полный опасностей и неожиданностей. Их неутолимая жажда уничтожения неизвестности просто поражала, их не останавливала даже опасность жизни перед познанием нового. Их представления о далеких землях, о которых они не знали, выражались в мифах, например, похождения Одиссея, приключения аргонавтов и т. д.

     Что действительно нагнетало страх, так это стихия. Греки не могли объяснить эти явления и приписывали их к необычным явлениям. Кстати именно поэтому и появилась вера в одухотворенность различных вещей. Несколько позже это переросло в поклонение статуям, которые изображали их богов. Греки в своих мифах наделили богов качествами человека (его внешним видом), способностью принимать любые образы, а также то, о чем мечтал каждый из древних греков – бессмертие. Боги, по мнению греков, были очень похожи на людей, но очень часто были очень и очень жестокими. Но, не смотря на могущество и величие богов было нечто сильнее их – судьба. В древнегреческой мифологии судьба называлась Мойрой. Мойра – это такое предопределение, которое невозможно было изменить.

     Боги, герои древнегреческой мифологии были живыми и могущественными существами. Они могли свободно общаться с обычными людьми, и могли даже входить с простыми смертными в интимные связи. Древние греки считали то, что именно в богах «нарисован» идеал человека, который не под силу простым смертным. Поэтому для греков было постоянным стимулом быть лучше, достигать того идеала, о котором говорится в мифах о божествах.

     Древние греки отражали свои жизненные проблемы и разочарования в действиях  и судьбах героев мифов, тем самым, заставляя переживать читателей обычную человеческую жизнь.

     Вот так создавались мифы и сказания народа Древней Греции. Каждый из этих мифов частичка истории, частичка души каждого жителя Древней Греции. Мифы всегда играли большую роль в жизни  греков, в них верили, как верили в своих богов – «идеалов» человека.

1.3. Рождение  мира и богов  в Древней Греции

 

     Древняя Греция – это своеобразный кладезь  мифов и сказаний. Героями этих историй на протяжении веков были герои и боги. Впоследствии Рим  немного изменил имена богов, а также наделил их новыми качествами. По древнегреческой мифологии вначале существовал лишь Хаос, который заключал в себе источник жизни. Не было ничего, только лишь Хаос. Из Хаоса возникло все: мир, бессмертные боги, герои и простые смертные. Первоначально их Хаоса произошла богиня Гея – владыка всей Земли. Она дала жизнь всему, что есть на Земле.

     Тем временем далеко под Землей родился  великий и ужасный Тартар. Тартар являлся бездной, наполненный вечной тьмой.

     Хаос  породил любовь – Эрос, вечный мрак – Эреб. После появилась ночь – Нюкта. От соития Мрака и Ночи появился Свет – Эфир, он сразу же распространился по миру и ночь и день стали менять друг друга.

     Могучая Земля породила бескрайнее небо –  Урана. Уран раскинулся над землей могущественно и величаво. Земля не могла устоять перед этим и вскоре Небо и Земля поженились.

     Именно  так по древнегреческой мифологии  было порождена Земля и Небо. Это  является лишь частью начала древнегреческой  мифологии, которая впоследствии переросла  в целую эпопею. Именно так древние греки видели создание земли и всего живого на Земле. Многие задаются вопросом: почему именно так древние греки видят рождение всего живого, всего, что нас окружает? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Раньше люди не знали и не понимали, как образовалась жизнь вокруг них. И соответственно не могли это объяснить. Поэтому была придумана такая «сказка», которая стала неким толчком к образованию всей древнегреческой мифологии.

     Раньше  люди боялись всего, что их окружало, в частности природную стихию. Она внушала в людей страх и беспомощность. Это наносило сильный моральный ущерб. Чтобы защититься от нее были придуманы божества, которые, по мнению древних греков, защищали их от стихий, наказывали их за проступки. Это являлось своеобразным тонусом для нормальной жизни и объяснения всех явлений, которые их окружали. И именно отсюда идут истоки древнегреческой мифологии. Впоследствии появились герои, которые сражались за справедливость в мире. Обычно эти герои были сыновьями богов. Довольно часто герои вступали в схватку с самими богами, которые нарушали справедливость на Земле.

1.4. Трактовка  мифологии Древней  Греции

     Античная  мифология, в частности мифология  Древней Греции, всегда вызывала множество  вопросов, загадок, некоторые из которых  так и не удалось разгадать. Миф – это своеобразное сказание, которое передавалось через десятки поколений, пока не достигло наших дней.

     Существует  гигантское количество вариантов и  версий одного и того же сказания (мифа). Многообразие вариантов обуславливается в первую очередь тем, что у авторов у мифов нет, поскольку мифологию создает народ. А если нет автора, то само собой и нет книги. Поэтому до наших дней дошли лишь сказания, которые ученые собирали буквально по крупицам, чтобы предоставить все древнегреческую мифологию читателям. И каждый из авторов излагает мифы по-своему. Из-за этого и получается такая путаница.

     Конечно, такое видение мифологии имеет  свои минусы: может быть нарушена хронология мифологии, исследование может привести к неверным открытиям. Например, многие источники гласят, что Троянская война длилась десять лет, в то время, как другие утверждают, что война началась после неудачного похода древних греков к Мизии. То есть, по мнению других источников, получается, что война длилась больше двадцати пяти лет. Также случаются разногласия в трактовке образов персонажей богов и великих героев. Такие противоречия придают мифологии определенную неоднозначность и неопределенность. Нарушаются древнегреческие традиции, так как они не дошли до современной Греции в первоначальном, девственном виде.

     Все перечисленные противоречия в первую очередь относятся к древнегреческим  сказаниям и мифам. Сравнивая  древнегреческую мифологию с  древнеримской можно отметить, что  древнеримская мифология сохранила  в себе больше точности, поскольку большинство сказаний не передавалось на слуху, а записывалось и хранилось до наших дней. Уникальные древнегреческие традиции сохранились и дошли до наших дней не в полной мере, а лишь частично. Информация, проходя такой гигантский промежуток времени, видоизменяется и становится по своему уникальной, сохраняя при этом лишь некоторую часть первоначальной информации.

Информация о работе Миф в художественной культуре Древней Греции