Миф в художественной культуре Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:32, курсовая работа

Описание

Слово «миф» - греческое и буквально означает «предание, сказание». Обычно подразумевается сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира. Его элементов, как природных. Так и культурных. Мифология – это совокупность подобных сказаний о богах и героях и в то же время система фантастических представлений о мире.

Содержание

1. Понятие и сущность мифа. 1
1.1 Мифы. 1
1.1 Культура и мифы Древней Греции 3
1.2. Рождение мифов Древней Греции 4
1.3. Рождение мира и богов в Древней Греции 5
1.4. Трактовка мифологии Древней Греции 6
2. Миф в художественной культуре Древней Греции 7
2.1. Миф и литература 7
2.2. Архитектура 9
2.3. Изобразительное искусство 12
Заключение 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Культурология Мифы.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

     Самые ранние изображения, в которых преобладают «портреты» животных, относятся к верхнему палеолиту. К этому же периоду относится и появление удивительных каменных статуэток, получивших название «палеолитических Венер», о значении в жизни и верованиях наших далёких предков до сих пор спорят учёные. В большинстве случаев лица на статуэтках лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию и стройность женского тела хотел передать первобытный художник, а с помощью строгих геометрических линий и объёмов силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. 

     По  данным современной науки, человек  верхнего палеолита был homo sapiens, то есть по физическим данным вполне подобен  современному человеку. Он владел членораздельной  речью и умел изготовлять довольно сложные оружия из камня, кости, дерева, рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже не возделывало землю и не приручало животных, не должно быть никакого искусства. Между тем оно было – доказательство налицо. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже в развитом человеческом коллективе. Это искусство старше земледелия, скотоводства и обработки металлов.

     Можно предположить, что искусство было крайне примитивно. Но возьмём, к примеру, рисунок на потолке Альтамирской пещеры в Испании, одно из изображений  бизона: экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими сочетаниями краски предана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его тела. Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких, крепких ног, ощущается готовность зверя бросится вперёд, выставить рога и глядя исподлобья налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона, его бешеный рёв и воинские крики преследующей его толпы охотников. Это не примитивный рисунок. Рука мастера стала уже мудрой. Кроме этого, была необходима и острая наблюдательность, развитая правда, в определённом, узком направлении – во всём, что касалось повадок зверя. Зверь являлся источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством.

     Искусность  руки, познавшей уже великую школу  труда, и меткость глаза дали возможность  создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они были мастерскими во всём, невозможно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов. Каждое изображение в отдельности – превосходно, но как они расположены?! В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие изображения накладываются одно на другое… и никакого намёка на среду, обстановку… видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом – в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей, взаимозависимости. А если не понимает, то и не видит. Поэтому композиционный дар первобытного художника находился в зачатке. Но главным образом примитивность сознания проявляется в чрезвычайной ограниченности сферы его внимания. В основном он изображает только животных, причём только тех, на которых охотились его соплеменники.

     Появление керамики в неолите имело большое  значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое, выделившись  из других, стало впоследствии называться эстетическим. Украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий. 

Изобразительное искусство неолита также очень  отличается от палеолитического. Реалистический пафос, точно фиксирующий образ зверя, как мишень, как заветную цель, сменяется стремлением к новому гармоническому общению, стилизации и, главное, к передаче движения, к динамизму. И действительно, некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях Восточной Испании и Северной Африки как бы воплощение самого движения, доведённого буквально до предела и сконцентрированного в бурном своём вихре, подобно энергии, готовой вырваться.

     Бронзовый и железный века – новые величественные ступени в развитии человечества. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобретает новые формы. Каждое совершенной творение искусства представляет для последующих поколений бесценное художественное наследие.

     На  самом закате родового строя искусству  первобытного общества суждено было явить миру новое свидетельство своей великой творческой силы. Искусство бронзового века, отмеченное высокими достижениями у разных народов земли, необычайно ярко проявилось в Скифии. Расцвет скифского искусства относится к 7-6 вв. до н.э. типичные памятники скифской культуры – могильные курганы вождей. Шедевры греческого искусства, на которых изображены скифы Северного Причерноморья, дают яркое представление об их облике: бородатые. В длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках. Культура скифов – это культура огромного мира преимущественно кочевых и полукочевых племён, живших в 1 тысячелетии до н.э. в Северном Причерноморье, на Кубани, Алтае и в Южной Сибири, то есть на территории, простиравшейся от Дуная до Великой Китайской стены. Культура, на юге и юго-западе соприкасавшаяся с эллинской и с культурой Передней Азии, на западе с культурой Средней Азии Китая. Люди этой культуры жили напряжённой жизнью, где беспощадные враждебные силы вторгались в человеческую судьбу и где человек должен был постоянно нападать и побеждать, чтобы самому не быть побеждённым.

     В каком же роде искусства преуспели  эти кочевники-скотоводы, эти воины, вероятно никогда не расстававшиеся с оружием? Идеал красоты, быть может  не вполне осознанный, сочетался у  них со стремлением создавать такие предметы, которые символически обладали бы некой магической властью над таинственными силами природы. Сам образ жизни кочевников не располагал их к запечатлеванию этих символов в монументальной живописи или скульптуре, они постоянно передвигались, следовательно, произведения искусства могли служить лишь украшением их оружия и снаряжения. Без сомнения, декоративный эффект этих изделий – одно из самых замечательных достижений мирового декоративного искусства.

     Основной  стиль скифского искусства – так называемый «звериный стиль». Корни его уходят как в творчество неведомых древних племён, обитавших в этих местах в предыдущую эпоху, так и в искусство Передней Азии, особенно Ирана.

     Один  из прославленных шедевров скифского  искусства – золотая фигура оленя из кургана станицы Костромской (Прикубанье, 6 в. до н.э.). Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете. Вся фигура оленя подчинена какому-то особенному, напряжённому ритму. В ней нет ничего лишнего, случайного. Законченная, продуманная композиция. Гармоническое сочетание чудесной в мягком изгибе шеи оленя с его тонкой мордой, над которой величественно возвышаются завитки откинутых назад огромных рогов, каких нет в природе и которые торжественно стелются вдоль всей его спины. Всё в этой фигуре условно и в то же время предельно правдиво, а значит, реалистично. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

Мифы - это сложная  и тонкая структура, подобная человеческому  мозгу, куда

невозможно проникнуть с той же легкостью, как в другие органы

человеческого тела, но если это проникновение будет осуществлено, оно

обещает поразительные  результаты. 

Складывая подчас оружие перед загадкой мифа, мы с  тем большим восхищением

отнесемся к  его интеллектуальным и художественным достоинствам. Немало из

того, что в античности казалось сказкой, теперь стало обыденностью, и кто

знает, какие  еще невероятные вещи станут обычными. И это раскрывает

понятие мифа в  одном из наиболее современных его  аспектов - осуществление

мечты. С помощью  мифа человек взмывал над бескрылой действительностью,

добивался справедливости, побеждал сильнейших противников, расправлялся со

злодеями, проникал в самые отдаленные уголки земли  и вселенной,

преодолевая собственную  слабость и косность своего времени. Это обеспечило

   мифу  любовь всех человеческих поколений, которые примеряли образы

   Прометея, Геракла, Тесея, Кассандры к  себе и своему времени, наполняя  их

   страстью, углубляя их философский смысл  и усиливая художественное

   воздействие. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. О.Б. Лисичкина. Мировая художественная культура. Часть 1. Древний мир. «СпецЛит». Санкт-Петербург. 1999 г.

2. под редакцией  А.Н. Марковой. Культурология. Учебное  пособие. «Юнити». Москва. 2000 г.

3. Э.Б. Тайлор. Первобытная культура: Пер. с англ. Издательство политической литературы. Москва. 1989 г.

4. А.С. Кармин. Культурология. «Лань». Санкт-Петербург. 2001 г.

5. Мифологический  словарь. (Под ред. Мелетинского  Е.М.).- М.:БРЭ, ЛАДА-МАКОМ, 1992.

6.  http://mifologiya.ru/ 

ЦИТАТЫ:

(1) Философский  энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – С. 292-293.

(2) стр.7. О.Б. Лисичкина.  Мировая художественная культура: часть 1: древний мир: учебное  пособие для старших классов  средней школы.- СПб.: СпецЛит, 1999 г.

(3) стр.7. О.Б. Лисичкина.  Мировая художественная культура: часть 1: древний мир: учебное пособие для старших классов средней школы.- СПб.: СпецЛит, 1999 г.

(4) Маркс К.  и Энгельс Ф. (4) стр. 13 О.Б. Лисичкина.  Мировая художественная культура: часть 1: древний мир: учебное  пособие для старших классов средней школы.- СПб.: СпецЛит, 1999 г.

Информация о работе Миф в художественной культуре Древней Греции