Мифология Древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:23, контрольная работа

Описание

Мифология - это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифология была тесно связана с духовной жизнью первобытного общества и выступала как универсальная форма общественного сознания.
Миф – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 37.24 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

Мифология -  это основная форма мировоззрения народов  на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифология была тесно связана  с духовной жизнью первобытного общества и выступала как универсальная  форма общественного сознания.

Миф – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни.

Мифология оказала большое  влияние на все стороны духовной и материальной жизни людей. Каждый народ создавал свои мифы, предания и легенды.

Эта контрольная работа посвящена  изучению мифологии древних славян.

Основой мифов славянских народов является языческое мировосприятие. Они находятся в тесной связи  с мифами соседних и родственных  народов. Славянские мифы представляют собой самостоятельно развившееся  ответвление древней индоевропейской  культуры; так, в частности, к индоевропейским  временам восходят представления о  мироздании.

Расцвет славянской мифологии  приходился на период с конца 1 тысячелетия  до нашей эры, время этнического  единства древних славян, до введения христианства в 9-10 веках. В этот период образовались четыре основных центра славянской мифологии - мифы балтийских славян, обитавших в северной части  междуречья Эльбы и Одера; мифы восточных  славян (с центрами расселения в  Киеве и Новгороде); мифы южнославянских племен, населявших территорию Балкан; мифы западных славян (Польша, Чехия  и Моравия). Несмотря на различия между  собой, они и имели общие черты, что впоследствии облегчило работу ученых по их реконструкции.

Изучение славянских мифов  это большая трудность для историков, лингвистов и славистов, так как не сохранилось древних текстов, подлинность которых не вызывала бы сомнений. До 6 века нашей эры отсутствовали какие-либо свидетельства о славянской мифологии. За период с 6 по 11 век нашей эры было зафиксировано крайне малое число таких свидетельств, как правило, они содержались в христианских поучениях против язычества.

Славянские мифы содержали  в себе анимистические верования (анимизм - вера в одушевленность всего живого в природе: камней, огня, деревьев и  др.) и представления о способности  души переходить в другую плоть. Многие мифы основывались на способности сверхъестественных персонажей к различным метаморфозам, к превращениям в животных, в деревья, в людей.

Люди представляли, что весь мир проникнут сверхъестественной силой, которая опасна, но не агрессивна. С этой силой им постоянно приходится иметь дело. Они могли задобрить ее или отпугнуть с помощью особых ритуалов, растений-оберегов и соблюдения определенных традиций, Особую роль в мифах славян играют языческие боги, вошедшие в пантеон.

Мифологическое сознание любого народа непосредственно связано  с его этническими характеристиками - хозяйственными занятиями, общественным устройством, обычаями, языком. Таким образом, мифы отражали весь жизненный цикл крестьянина-общинника: цикл сельскохозяйственных работ, домашний быт, свадьбы, похороны и т.д. Поиск гармоничного существования в природе и с природой - вот один из важнейших смыслов славянского язычества.

Славянские божества напрямую связаны с природными объектами, которые находились в сфере жизненной  и производительной деятельности славян — землей, лесом, водой, небом, солнцем. Объектом их поклонения становились  производящие силы природы — дождь, ветер, солнечный свет, гром, молния и т.д., то есть все то, что непосредственным образом влияет на появление урожая.

 

 

 

 

 

1. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

" Миф есть древнейшая  поэзия, и как свободны и разнообразны могут быть поэтические воззрения народа на мир, так же свободны и разнообразны и создания его фантазии, живописующей жизнь природы…" – это слова крупнейшего знатока славянской мифологии и фольклора А.Н. Афанасьева.

Славяне сохранили красоту  и поэтичность мифологического  восприятия мира. То как они видели окружающий их мир, отражается в их фольклоре, который состоит из огромного  количества народных загадок, пословиц, поговорок, примет, народных песен и  так далее. Особое место в славянском фольклоре отводится преданиям, сказаниям, легендам и так далее.

Мифологические представления  легли в основу старых славянских сказок. В них отображается сюжетная связь с мифами, обрядами и обычаями.

Людям было свойственно верить в высшие силы, в зависимость от богов и духов. Они верили в  природу и приносили ей жертвы. Древние славяне были язычниками.

Позже у них возникла вера в богов, таких как Даждьбог –  бог Солнца, Перун – бог грома  и молнии, Стрибог – бог ветра, Велес – бог скота и других богов.

Теперь давайте разберемся, что такое язычество и кто  такие язычники.

Такое понятие как "язычество" возникло от слова "языки", что  означает народы, племена. Оно объединяет в себе основы веры разных народов.

Язычники – это народы, которые не верят в единого  Бога и не почитают его Завет, то есть Библию.

Быт и культура древних  славян были пропитаны любовью к природе, они были убеждены в присутствии высшей силы. Именно поэтому славяне поклонялись всем силам природы. Бог для них присутствовал везде и во всем: в дожде, в молнии, в реке, в ветре, в солнечном свете и так далее. Все, что двигало жизнь - это и было проявлением бога и самим богом.

Древние славяне верили: что в природе все живое, что  душа способна переходить в другую плоть и что высшие силы могут  превращаться в кого угодно и во что угодно.

Постепенно из среды сверхъестественных сил выделились языческие боги. Сведений о них, которые дошли до нашего времени очень мало и иногда они  противоречат друг другу. В нашей  отечественной исторической науке  сохранился такой памятник как Велесова книга. Эта книга предположительно написана новгородскими жрецами не позднее IX века.

2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СЛАВЯНСКОЙ  МИФОЛОГИИ

Первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы  – берегинь и упырей. Представления  о них были довольно туманны, по всей видимости, человек еще не придавал этим духам антропоморфных черт. И  тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.

Затем наступила эпоха  великих богов. На первый план выдвинулся бог Род, всегда выступавший в  окружении двух рожаниц. Этому богу придавался характер главы пантеона, создателя вселенной (не все исследователи  согласны с этим мнением).

Далее культ Рода распался на множество более мелких культов, самым важным из которых стал культ Перуна. Он был покровителем князя и его дружины, бога войны и сражений.

Развитие славянского  язычества нельзя свести только к  процитированной выше периодизации. На определенном этапе становления  древней славянской религии важнейшую  роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел. Имя его носит общий для индоевропейских народов характер и связано с индийским словом "сварга" - Небо.

Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей –  Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл  важную роль в представлениях древних  славян. В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца.

Кроме них, восточные славяне  поклонялись также Велесу, богу скота  и богатства, Стрибогу, богу ветров и бурь, Хорсу, также связанному с  солнечным культом. Бог Ярило  нес ответственность за прорастание  хлебных злаков, Купало отвечал за созревание плодов, Суд ведал человеческими  судьбами, Чур охранял межи между  полями и всяческие границы. Значение некоторых богов остается загадочным, к ним относятся такие боги как Троян, целых четыре раза упоминаемый в "Слове о полку Игореве", и Семаргл, которого чаще считают богом семян и растений.

Были в славянском пантеоне и богини: Мокошь, богиня собранного урожая и гаданий, Лада, хранительница домашнего очага и покровительница брака; Леля, богиня весеннего расцвета природы; Денница, олицетворение Утренней звезды. Богини Карна и Желя олицетворяли важнейший для язычника похоронный обряд: они отвечали за плач по умершему и огонь погребального костра - крады. Богиня Морена являлась богиней темных сил природы – зимы, холодов, возможно и смерти.

Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными  существами. К их числу относятся: русалки (духи природы, которые первоначально жили не только в воде), лешие, водяные, домовые, овинники, банники и целый ряд других мелких божков и духов.

Выдвинулся среди богов  и их покровитель – громовержец  Перун, первоначально занимавший не самое значительное место. Князь  Владимир, находясь на вершине процесса создания единой русской государственности, задумал придать языческой религии  общественно значимый государственный  характер. С этой целью в 980 году он установил единый пантеон, обязательный для почитания всеми его подданными. В этот пантеон вошли: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокошь.

Мокошь оказалась единственным женским божеством в этом патриархальном пантеоне. Перуну был придан характер главы всех богов: ради этого голова его была отлиты из серебра, а усы  позолочены. Однако реформа не удовлетворила  князя, строившего единое государство. Несколько лет спустя он решился  на принятие христианской религии, активно  распространяемой самым могущественным государством того времени - Византийской империей. Создание славянской государственности вызвало выдвижение нового социального слоя – князя с дружиной.

В 988 произошло крещение Руси, однако языческие поверья были вытеснены новой верой далеко не сразу. Еще около двух веков сохранялось двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов и утверждением нового религиозного сознания. В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до XIX века, когда они были исследованы и осмыслены этнографами.

Следы сюжетов древнеславянской мифологии сохраняют также былины, волшебные сказки, загадки, узоры  на традиционных народных вышивках, резьба по дереву и многие другие проявления народного творчества. Многие из образов, порожденных славянским язычеством, мирно сосуществуют с веком научно-технической  революции, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.

3. БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 Упыри – это вампиры, фантастические существа, оборотни, олицетворявшие зло. Берегини же, связанные со словом беречь, оберегать, – добрые, помогающие человеку духи.  Одухотворение всей природы, деление ее на доброе и злое начала - это очень древние представления, возникшие еще у охотников каменного века. Против упырей применяли различные заговоры, носили амулеты – обереги в народном искусстве сохранилось много древних символов добра и плодородия, изображая которые на одежде, посуде, жилище древний человек как бы отгонял духов зла. К числу таких символов относятся изображения солнца, огня, воды, растений, цветов.

Род был древнейшим мужским  божеством. Он был богом неба, грозы и плодородия. Родом славяне называли всю Вселенную. Он считался одним из самых важных божеств, ведь согласно верованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям. Как личность Род выступал редко, поэтому славили не самого бога, а его мужское воплощение  – Сварога. Женским воплощением Рода была богиня Лада, которая являлась супругой Сварога. Лада – богиня брака и изобилия. Все основные светлые боги славян считались детьми Сварога.

  Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун - Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Топору – оружию Перуна – издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна – "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

Главными богами также считались: Даждьбог – Сварожич, Макошь – Земля, Огонь – Сварожич, Ярило, Змей – Волос (Велес) и бог Симаргл.

Даждьбог был у языческих  славян богом Солнца. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает – "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне  верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной  четверкой белых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки  – утром и вечером – он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут  гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне  приписывали особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня.

Утренняя и Вечерняя зори считались сестрой и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника  летнего солнцестояния Ивана  Купалы (православный Иванов день) торжественно праздновали их брак. Славяне считали  солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью  людей, за соблюдением законов. А  священным знаком Солнца с незапамятных времен был ... крест! Прищурьтесь, глядя  на Солнце, – и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий  символ и прижился столь быстро на Руси.

Макошь – богиня судьбы. Она покровительствовала изобилию и имела влияния на случайности человеческой судьбы.

Информация о работе Мифология Древних славян