Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 10:23, контрольная работа
Мифология - это основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени развития. Мифы существовали у всех народов мира. Мифология была тесно связана с духовной жизнью первобытного общества и выступала как универсальная форма общественного сознания.
Миф – это особый вид мироощущения, специфическое, образное представление о явлениях природы и общественной жизни.
Огонь – Сварожич был сыном Сварога. В древние времена огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. Огонь был способен очистить что-либо оскверненное.
Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда пошел русский обычай прыгать парами через костер: считалось, если парень и девушка смогут перелететь над пламенем, не расцепив рук, то их любви суждена долгая жизнь. Кстати, истинное имя Бога-Огня было настолько священно, что его не произносили вслух, заменяя иносказаниями. Видимо, поэтому до нас оно так и не дошло. Имя забылось, но не забылись приметы, связанные с Огнем. Русская сваха, приходившая сватать невесту, в любое время года протягивала руки к печи: тем самым призывая Огонь в союзники. Новобрачную молодой муж торжественно трижды обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.
Ярило был у древних славян богом плодородия, размножения и физической любви. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом.
Велес в славянской языческой мифологии был богом скота.
Семаргл считался божеством, близким к русалкам, подательницам влаги на поля; это – Бог почвы, корней растений.
"Второстепенными" божествами были те, которые жили рядом с человеком и помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств они довольно часто показывались человеку. О таких случаях сложено огромное количество преданий, легенд, сказок.
К числу этих божеств относятся: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый, Водяной, Леший, Полевик и так далее.
Домовой – это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Строительство дома имело огромный смысл. Огромное значение придавалось выбору времени начала работ, выбору места и строительных материалов. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню – в них нет жизненных сил, а значит, люди в доме будут болеть.
Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древние славяне все-таки не были уверены, что срубленные деревья не начнут им мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые жертвы в виде черепа коня или быка и закапывался под восточным углом дома. В этом углу также помещались резные изваяния богов, а позже – иконы. А из души убитого животного и возникал Домовой.
Дворовый – это хозяин двора. Он считался менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник – хозяин овина, а Банник - дух бани был опасным духом. Поэтому строили баню или на краю двора, или за его пределами.
Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля и пастбища, новые угодья, обзавелись своими " божествами – Полевиками. Иногда люди встречали в поле старичка.
Лес определял весь уклад жизни. В те времена в славянском доме из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. А, кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым к встрече с его хозяином – Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека.
Водным божеством был Водяной – мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна – самого сильного божества.
4. ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ДВУХ РЕЛИГИЙ
В Х веке произошла христианизация Руси, которая внесла свои изменения в славянские верования.
Однако жизнь славян оставалась по-прежнему языческой. Несмотря на то, что христианству было сложно существовать вместе с язычеством, на Руси произошло их своеобразное слияние. Многие обычаи, суеверия, обряды даже вошли в ритуалы Церкви. Люди верили в единого Бога, но также верили и в домовых, леших, водяных, русалок и так далее. Многое из этого сохранилось и по сей день различные обереги, приметы, обычаи и даже старые праздники.
Православная Церковь тысячелетиями пыталась скрыть значение русского язычества. Борьба между двух религий продолжалась долгое время. Существует даже такое убеждение, что тексты древних мифов, сказаний, легенд и песен были уничтожены после принятия христианства. Хотя многие из обычаев так и не получилось искоренить. Для того чтобы одержать победу в этой борьбе Православной Церкви пришлось многое принять.
Слияние двух религий хорошо просматривается на христианских и языческих праздниках. Например, Пасха (праздник христианского спасения и воскрешения) и Радуница (день памяти предков и всех умерших). До сих пор мы отмечаем такой языческий праздник как Масленица (проводы зимы и встреча весны). Язычники в этот день пекли блин и съедали его горячим, таким образом, они наполняли себя солнечной энергией жизни, силой и здоровьем. Блин был символом весеннего солнца.
Свое влияние христианство оказало и на фольклор древних славян. Языческие персонажи были превращены в "нечистую силу" (отрицательное начало) и "крестную силу" (положительное начало).
Русское православие можно считать уникальным, так как в противостоянии с язычеством оно претерпело много изменений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мифы древних славян выполняли примерно ту же роль, которую сейчас для нас играет наука. Они толковали суть явлений природы. Объясняли, как возник и устроен мир, и какое место в нем занимает человек.
Славянская мифология – одна из интереснейших в мире. В отличие от греческой мифологии тексты древних славян до нас не дошли. Основные элементы древнеславянской мифологии воссозданы по более поздним источникам – летописям и хроникам. Славяне были язычниками. Но изучить эту религию до конца мы не можем, так как после принятия христианства многое связанное с язычеством было утеряно. Древняя религия наших предков, которую некоторые считают забытой, до сих пор продолжает жить в наших повседневных обычаях. Доказательств этому сколько угодно. Например, почему нельзя здороваться через порог за руку? Почему на свадьбе разбивают тарелку? Или почему, вселяясь в новый дом, первым в него впускают кота? Ведь это все как раз обычаи из наших языческих времен. Там, в этом загадочном и интересном мире, коренится наше мировоззрение.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 600 с.
2. Драча, Г. В. История мировой культуры (мировых цивилизаций) : Учеб. пособие / Г.В. Драча. - Ростов на Дону.: Феникс, 2005. - 544 с.
3. Калашников, В.И. Боги древних славян. / В.И. Калашников – М.: Белый город, 2003. - 48с.
4. Сказания древних славян / Сост. З.М. Гуревич, Н.Л. Шестопалова – СПб.: "Респекс", 1998. – 656 с.