Мифология и искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:55, реферат

Описание

Основной целью моей работы являлось изучение религиозных взглядов и искусства египтян, а так же взаимосвязь между этим сферами культуры. В реферате я уделила внимание мифологии, архитектуре, изобразительному искусству и скульптуре Древнего Египта.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1. Об истории Древнего Египта ................................................................. 4
2. Мифология Древнего Египта ................................................................. 5
3. Архитектура Древнего Египта .............................................................. 9
4. Изобразительное искусство и скульптура Древнего Египта ............ 11
Заключение ................................................................................................. 15
Список использованной литературы ....................................................... 16

Работа состоит из  1 файл

Мифология и искусство Древнего Египта1.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

   Федеральное агентство по образованию

   Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет 
 

   Кафедра истории 
 
 

                                                             Дисциплина: Культурология 
 

   Реферат 

   МИФОЛОГИЯ И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Санкт-Петербург

   2009

   ОГЛАВЛЕНИЕ 

   Введение ....................................................................................................... 3

  1. Об истории Древнего Египта ................................................................. 4
  2. Мифология Древнего Египта ................................................................. 5
  3. Архитектура Древнего Египта .............................................................. 9
  4. Изобразительное искусство и скульптура Древнего Египта ............ 11

    Заключение ................................................................................................. 15

    Список использованной литературы ....................................................... 16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   ВВЕДЕНИЕ 

   Не  первую тысячу лет древнеегипетская цивилизация привлекает внимание человечества. Казалось бы, за такой огромный период культура Древнего Египта должна быть досконально исследована и изучена. Тем не менее, эта древняя цивилизация очаровательна и притягательна для современного человека. Египет привлекает своей загадочностью и древностью не только простых людей, но и ученых. Ведутся различные исследования при помощи современных технологий (например, существует проект по исследованию ДНК семьи Тутанхамона), проводятся археологические раскопки, конференции, связанные с проблемами современной египтологии.

   Основной  целью моей работы являлось изучение религиозных взглядов и искусства египтян, а так же взаимосвязь между этим сферами культуры. В реферате я уделила внимание  мифологии, архитектуре, изобразительному искусству и скульптуре Древнего Египта.

   Древнеегипетская  культура популярна и хорошо исследована, поэтому на данную тему имеется большое количество хорошей литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБ  ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
 

   Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью и рабовладельческим строем.  Эта цивилизация зародилась во второй половине 4-го тыс. до н.э. Свое развитие она завершила вместе с падением египетского государства в конце VI в. до н.э., когда оно был включено в состав Персидской державы.

   История Древнего Египта делится на несколько  этапов:

  1. первый додинастический период (1-ая половина 4-го тыс. до н.э.);
  2. второй додинастический (раннединастический) период (2-ая половина 4-го тыс. до н.э.). В конце данного периода создаются Верхний и Нижний царства;
  3. Раннее (Древнее) Царство (XXXI-XXIX вв. до н.э.);
  4. расцвет Египта в эпоху Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.);
  5. переходный период (XXXIII-XXI вв. до н.э.) распада единого государства на отдельные номы;
  6. возрождение централизованного египетского государства в эпоху Среднего царства (середина XXI-XVIII вв. до н. э.);
  7. 2-ой переходный период (конец XVIII – начало XVI вв. до н.э.);
  8. расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.) – время создания египетской империи;
  9. третий переходный период (XI-X вв. до н.э.);
  10. Позднее царство (XI-VIII вв. до н. э.)
  11. завоевание Египта Персией и включение его в состав Персидской державы (конец VI-IV вв. до н.э.).1

      Египтяне  называли свою страну «двумя землями» — Верхний и Нижний Египет. Эти названия связаны с рекой Нилом. Она течет с юга на север, поэтому Верхний Египет находится под Нижним. Создание единого государства приписывают правителю Верхнего Египта Менесу. Первой столицей египетского государства был город Мемфис,  находящийся на границе двух частей. Позже столицей становится другой египетский город — Фивы. Государство Древнего Египта состояло из отдельных номов (административных округов). 

  1. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
 

      Пантеон богов Древнего Египта обширен и  непостоянен. Религия представляет собой напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Общей государственной религии не было. В каждом номе существовали свои верования и божества. «С политическим выдвижением того или другого нома на авансцену истории божество этого нома также выдвигалось и становилось известным и популярным во всей стране».2

      Религиозные представления египтян были тесно связаны с культом животных и растений. В силу этого обстоятельства, египетские бога могли иметь либо звероликие изображения (в виде животного), либо — зооморфные (со смешанными признаками человека и животного).

       Во многих номах почитались боги в виде быков и коров. Бык Апис считался символом плодородия. При храме имелся священный хлев для быка, где за ним ухаживали специально подготовленные жрецы. Единственной обязанностью быка было время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, его тело бальзамировали и устраивали всенародные пышные похороны. Начинался поиск нового быка, которого найти было не так уж просто. Существовал целый список признаков, по которому отбиралось новое священное животное. К примеру, он должен был быть черным и с белым пятном на лбу в форме треугольника.3 Помимо быков и коров египтяне почитали крокодилов, кошек, шакалов, растение лотос, жука скарабея и прочих животных и растений.

      Боги  не имели строго определенных функций. Каждый бог мог выполнять много функций, и они часто могли замещать друг друга. Также характерным явлением был синкретизм, т.е. объединение в одно, двух и даже более божеств. С древнейших времен и до исчезновения египетская религия была теснейшим образом переплетена с магией.

      По представлению египтян все явления в окружающем мире обладают одинаковой сущностью, несмотря на то, что у них разные названия. «Небо для египтянина – это и женщина, и корова, и река, по которой плывет солнце".4

      Один  из главных мифов египтян –  это миф о сотворении мира. Там говорится, что сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум. Из Атума возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена богиня влажности Тефнут. Шу и Тефнут породили богов земли и неба Геба и Нут, родивших Изиду, Осириса, Сета и Нефтис.

      Осирис  – одно из центральных божеств египетского пантеона, почитался по всему Египту. Ему поклонялись как богу умирающей и воскресающей природы, позднее и как царю загробного мира. Исида была одновременно и сестрой Осириса, и супругой. Почиталась как богиня плодородия, воды и ветра. В последующей традиции она воспринималась как идеал верной жены и любящей матери. Исиду обычно изображали женщиной с головой или рогами коровы.

      Согласно  мифу бог Осирис стал царем Египта. Он научил египтян возделывать землю и показал ремесло. Его брат — Сет, бог пустыни, убил Осириса. Жена убитого бога, Исида, долго искала тело мужа. Когда она нашла, то воскресила его и зачала от него ребенка, Гора. Сет, не успокоившись, во второй раз убил брата. Сын Осириса, Гор, в поединке победил Сета и воскресил отца, но тот не возвратился на землю, а стал царем мертвых. Гор стал наследником Осириса, то есть царем живых на земле.5 Фабула данного мифа связана с представлением верховной власти в Египте. Во главе государства у египтян стоял фараон. Религия требовала беспрекословной покорности фараону. Считалось, что наделить такой властью, какая была у фараона, могли только боги. Таким образом сформировалось представление о божественном происхождении фараона – он признавался сыном бога во плоти.

      Одно  из важнейших мест в древнеегипетской мифологии занимал бог солнца Ра. Он являлся богом солнца и света. Каждый день он поднимался по небу на своей лодке, освещая всю землю, а вечером он опускался в подземный мир, где вел борьбу с силами тьмы. В период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Позднее бог Ра стал отождествляться с богом Амоном, покровителем города Фив.

      Многобожие, как известно, не способствует централизации государства и подчинению завоеванных народов. Живший в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп попытался провести религиозную реформу с целью установить единобожие. Главным богом было объявлено божество солнечного диска под именем Атон. Столица была перенесена в город Ахетатон, а сам Аменхотеп принял имя Эхнатон (т.е. «угодный богу Атону»). Реформа вызвала сильное сопротивление среди жрецов и оказалась недолговечной. После смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены.

      Важнейшей чертой религии и культуры  Древнего Египта было отрицание смерти, протест против неё. Египтяне верили в бессмертие души. Стремление к бессмертию привело к возникновению заупокойного культа. Человек  обладал несколькими важными характеристиками. К примеру, Сах —тело человека, Шунт — его тень и др. Важнейшую роль занимает Ка — бессмертная душа человека. Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать привело к изобретению мумификации —  особой консервации тела.

      Путь  на тот свет, по мнению египтян, представлял  собой полосу препятствий. Описание этих препятствий и способов их обойти содержались в специальных книгах, к примеру в «Книге мертвых». Если умерший проходил этот путь, то он попадал на суд Осириса. Символом этого суда были весы. На одну чашу клалось страусиное перо истины, на другую сердце умершего. Если человек не совершал при жизни зла и не грешил, то он мог остаться в царстве Осириса. Загробная жизнь представляла собой жизнь похожую на земную. 
     
     
     
     

      3. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

      Мифологические  воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве. Искусство выросло из идеи Вечной жизни.

      Основное  условие загробной жизни было сохранение тела умершего, поэтому тела стали мумифицировать. Необходимо было предусмотреть и условия проживания после смерти, что привело к постройке специальных сооружений. В эпоху Древнего царства стали строить мастабы – особый тип гробницы. Они были превращены в настоящие дома — здесь были приемный покой, спальня и кладовые. В плане мастаба представляла собой простой прямоугольник, стены которого слегка были наклонены во внутрь, а кровля была плоской.

      В XXVIII в. до н.э. была построена первая пирамида. Возведена она была в Саккаре для фараона Джосера. Изначально предполагалось строительство мастабы. По мере ведения работ было принято решение поставить несколько объемов в виде мастаб друг на друга. В результате, была построена ступенчатая пирамида. Зодчим этой пирамиды был Имхотеп. Последующее поколение Египта обожествляло его, в честь него совершались возлияния перед началом строительных работ. Существует предположение, что такой образ пирамиды олицетворял восхождение в область бога солнца Ра. Туда надеялся попасть любой умерший фараон. «Ступенчатая пирамида напоминает лестницу, а гладкие склоны  — наклонные лучи солнца».6

      Самые знаменитые сооружения в Египте — это пирамиды в Гизе.  Построены они были для трех фараонов — Хеопса, Хефрена и Микерина. Самая высокая гробница — это пирамида Хеопса. Её высота 146 м, а длинна основания каждой грани 230 м. Известно, что на строительство этой пирамиды ушло 30 лет. Десять лет прокладывали дорогу, по которой доставляли блоки, и двадцать лет ушло на строительство самой пирамиды. К этим гробницам примыкали низкие заупокойные храмы. Нижний храм служил для обряда мумифицирования, а Верхний — для процесса прощания. Оба сооружения соединялись дорогой восхождения.

      В комплекс пирамид в Гизе входит статуя большого Сфинкса — это скульптура гигантского льва с человеческим лицом. Считается, что лицо сфинкса имеет портретное сходство с фараоном Хефреном. Вероятнее всего, его функция заключалась в охране покоя мира мертвых. «В египетской мифологии лев часто выступает в роли хранителя священных мест. Львы охраняли врата загробного мира, они были хранителями западного и восточного горизонтов»7.

      В Древнем  Египте, помимо пирамид, строились гробницы в скалах. Выбор вида усыпальницы определялся географическими соображениями. Там, где долина Нила была достаточно широка, как, например, вблизи Мемфиса, воздвигали пирамиды. В местности, где долина Нила была узкой, и не хватало места для возведения грандиозных сооружений, гробницы вырубали в скалах. Например, такая ситуация была в Фивах.8

Информация о работе Мифология и искусство Древнего Египта