Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:55, реферат
Основной целью моей работы являлось изучение религиозных взглядов и искусства египтян, а так же взаимосвязь между этим сферами культуры. В реферате я уделила внимание мифологии, архитектуре, изобразительному искусству и скульптуре Древнего Египта.
Введение ....................................................................................................... 3
1. Об истории Древнего Египта ................................................................. 4
2. Мифология Древнего Египта ................................................................. 5
3. Архитектура Древнего Египта .............................................................. 9
4. Изобразительное искусство и скульптура Древнего Египта ............ 11
Заключение ................................................................................................. 15
Список использованной литературы ....................................................... 16
К гробницам позднего времени относят такие памятники, как храм фараона Ментухотепа I и, возведенный на террасах, храм царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахри. В храме фараона Ментухотепа объединены традиции строительства пирамид и высечения гробниц в скале. В данном сооружении присутствует небольшая пирамида, но она не является усыпальницей. В храм же царицы Хатшепсут полностью отказываются от традиции возведения пирамиды.
В период
Нового царства вместо архитектуры
гробниц расцветает архитектура храмов.
В течении нескольких веков строились
и достраивались храмы Амона-Ра в Карнаке
и Луксоре. Храмы были украшены большим
количеством статуй, а стены, пилоны, обелиски,
иногда и колонны покрывались рельефами.
4.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО И СКУЛЬПТУРА
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Отличительная
черта египетского
Большое развитие получил скульптурный портрет. Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портрета статуй — мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека. Скульптуры были фронтальными, почти все линии в них параллельны или находятся под прямым углом. Существовало несколько определенных типов статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями); сидящая — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте (статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе); скульптура в виде усопшего, со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Статуи раскрашивались: тело мужских фигур — красновато-коричневого цвета, женских — желтого, волосы — черного, одежды — белого цвета.
В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в сознании народа, скульптурные изображения фараонов, стали воздвигать перед храмами и внутри их. Это потребовало не только передачи портретных черт, но и возрастных изменений. Примером может служить статуя Сенусепта III и Аменемхета III.
Как уже упоминалось ранее, загробная жизнь для египтянина ничем не отличалась от жизни земной. Учитывая это, в гробницы помещали статуэтки и группы фигур, которые представляли собой работников, рабов, всевозможных слуг. Назывались они «ушебти». Эти статуэтки, считалось, должны были обеспечить комфортную загробную жизнь умершего, т.е. выполнять за него работу и прислуживать ему. Таким образом, эти фигурки должны были быть изображены при выполнении каких-либо работ. «В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа».9 Изготавливались они из известняка или дерева.
Стены гробниц, заупокойных храмов, саркофаги украшали рельефы и росписи. «Эти изображения, развертывавшие подробную повесть о земной жизни, находились в замурованных погребальных камерах и не предназначались для осмотра, заключая в себе самостоятельное жизненное начало».10
В египетском
рисунке отсутствует
Для росписей характерно построчное размещение сюжетных сцен, т.е. разделение плоскости горизонтальными поясами. То, что по замыслу располагалось дальше, изображалось на плоскости выше. Главным действующим лицом в каждой композиции был фараон, поэтому его изображали в больших размерах, чем остальные фигуры.
Примеры росписей Древнего Египта — росписи гробницы Саренпута II, росписи из гробницы в Фивах («Охота в нильских зарослях»), росписи гробницы Хнумхотепа в Бени-Гасане (сцены рыбной ловли и охоты).
В древнеегипетском искусстве существовало два вида рельефа — углубленный и выпуклый (барельеф). Особенность углубленного рельефа заключалась в том, что он является контурным и существует в стене. Тени здесь падают как от фигуры на фон, так и от фона на фигуру. В выпуклом рельефе фигура выделяется на фоне стены в виде плоского силуэта. Для рельефов (как выпуклого, так и углубленного) характерно отсутствие точных границ. Рельефы, как правило, раскрашивались.
«Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях определялась их назначением: следовало прославлять фараона как сына бога и могучего владыку, а так же воспроизвести все то, что могло обеспечить ему посмертное благополучие».11 Следовательно, именно поэтому, в росписях присутствуют изображения богинь, кормящих фараона грудью, сцен битв, привода пленных, удачных охот и принесения даров и жертв для загробного существования фараона. Как и в росписях, фигура фараона в рельефах изображалась очень большой по сравнению с другими, выше человеческого роста.
Одни из самых знаменитых рельефов являются композиция "Плакальщики" из гробницы в Мемфисе и рельефы из Амарны («Поклонение богу солнца Атону», «Семья Эхнатона»).
Интересным
периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона.
В это время искусство отходит от жестких
канонов и следует так называемому принципу
«маат», что значит «правда», а специалистами
по Египту трактуется как «искренность».
По сути говоря, этот период условно можно
назвать реализмом в египетском искусстве.
В истории искусства он называется амарнским
периодом. Искусство обращается, прежде
всего, к изображению душевного состояния
человека, его переживаниям и чувствам.
К скульптурам данного периода относят
знаменитую голову царицы Нефертити, статую
фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака,
рельефы в Амарне. Искусство амарнского
периода после смерти Эхнатона не утратило
своего влияния на последующее развитие
египетской культуры. Прежде всего, это
сказалось в произведениях середины XIV
в. до н.э. — сокровищах, которые были найдены
в 1922 г. при раскопках гробницы фараона
Тутанхамона в Долине царей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итоги, следует отметить, что вся жизнь египтян была тесно связана с мифологическими представлениями. Искусство в Древнем Египте являлось не самостоятельной областью творческой деятельности человека, а оно было призвано служить религии. Культ мертвых, вера в бессмертие души и загробную жизнь послужили толчком для формирования своеобразного канонического искусства.
Работая над написанием реферата, я лучше ознакомилась с культурой столь древней и загадочной цивилизации, изучила взаимосвязь между религией и искусством.
На мой
взгляд, интерес к Древнему Египту
не будет ослабевать, а наоборот
— чем больше тысячелетий разделяет настоящее
и прошлое, тем интереснее это прошлое
кажется людям.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ