Мифология и искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:55, реферат

Описание

Основной целью моей работы являлось изучение религиозных взглядов и искусства египтян, а так же взаимосвязь между этим сферами культуры. В реферате я уделила внимание мифологии, архитектуре, изобразительному искусству и скульптуре Древнего Египта.

Содержание

Введение ....................................................................................................... 3
1. Об истории Древнего Египта ................................................................. 4
2. Мифология Древнего Египта ................................................................. 5
3. Архитектура Древнего Египта .............................................................. 9
4. Изобразительное искусство и скульптура Древнего Египта ............ 11
Заключение ................................................................................................. 15
Список использованной литературы ....................................................... 16

Работа состоит из  1 файл

Мифология и искусство Древнего Египта1.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

      К гробницам  позднего времени относят такие  памятники, как храм фараона Ментухотепа  I  и, возведенный на террасах, храм царицы Хатшепсут в долине Дейр-эль-Бахри. В храме фараона Ментухотепа объединены традиции строительства пирамид и высечения гробниц в скале. В данном сооружении присутствует небольшая пирамида, но она не является усыпальницей. В храм же царицы Хатшепсут полностью отказываются от традиции возведения пирамиды.

      В период Нового царства вместо архитектуры  гробниц расцветает архитектура храмов. В течении нескольких веков строились и достраивались храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Храмы были украшены большим количеством статуй, а стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны покрывались рельефами. 

      4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО И СКУЛЬПТУРА  ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

      Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будь то портретная скульптура, рельеф или роспись.

      Большое развитие получил скульптурный портрет. Помещенные в поминальные храмы и гробницы, статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем их душ. Были выработаны определенные типы портрета статуй — мужчину обычно изображали в возрасте 40-50 лет — в расцвете сил, а женщину — в возрасте 20-25 лет. Точно передавалось социальное положение человека. Скульптуры были фронтальными, почти все линии в них параллельны или находятся под прямым углом. Существовало несколько определенных типов статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями); сидящая — руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте (статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе); скульптура в виде усопшего, со скрещенными на груди руками, которые держат символы власти — жезл и плеть. Статуи раскрашивались: тело мужских фигур — красновато-коричневого цвета, женских — желтого, волосы — черного, одежды — белого цвета.

      В период Среднего царства, дабы усилить значимость верховной власти в сознании народа, скульптурные изображения фараонов, стали воздвигать перед храмами и внутри их. Это потребовало не только передачи портретных черт, но и возрастных изменений. Примером может служить статуя Сенусепта III и Аменемхета III.

      Как уже  упоминалось ранее, загробная жизнь  для египтянина ничем не отличалась от жизни земной. Учитывая это, в гробницы помещали статуэтки и группы фигур, которые представляли собой работников, рабов, всевозможных слуг. Назывались они «ушебти». Эти статуэтки, считалось, должны были обеспечить комфортную загробную жизнь умершего, т.е. выполнять за него работу и прислуживать ему. Таким образом, эти фигурки должны были быть изображены при выполнении каких-либо работ. «В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа».9 Изготавливались они из известняка или дерева.

      Стены гробниц, заупокойных храмов, саркофаги  украшали рельефы и росписи. «Эти изображения, развертывавшие подробную повесть о земной жизни, находились в замурованных погребальных камерах и не предназначались для осмотра, заключая в себе самостоятельное жизненное начало».10

      В египетском рисунке отсутствует перспектива. Для изображения было присуще сугубо плоскостное изображение фигур, каноническая условность в передаче туловища и ног, разворота плеч. Голова и ноги изображались в профиль, а глаза и торс — анфас. Пальцы на руках рисовали одной длины, и только большой палец был сильно отставлен от других, плотно слипшихся фаланг. По представлениям египтян, изображение любого человека — это изображение не самого человека, а изображение его Ка (его бессмертной души).

      Для росписей характерно построчное размещение сюжетных сцен, т.е. разделение плоскости горизонтальными поясами. То, что по замыслу располагалось дальше, изображалось на плоскости выше. Главным действующим лицом в каждой композиции был фараон, поэтому его изображали в больших размерах, чем остальные фигуры.

      Примеры росписей Древнего Египта — росписи гробницы Саренпута II, росписи из гробницы в Фивах («Охота в нильских зарослях»), росписи гробницы Хнумхотепа в Бени-Гасане (сцены рыбной ловли и охоты).

      В древнеегипетском искусстве существовало два вида рельефа — углубленный  и выпуклый (барельеф). Особенность углубленного рельефа заключалась в том, что он является контурным и существует в стене. Тени здесь падают как от фигуры на фон, так и от фона на фигуру. В выпуклом рельефе фигура выделяется на фоне стены в виде плоского силуэта. Для рельефов (как выпуклого, так и углубленного) характерно отсутствие точных границ. Рельефы, как правило, раскрашивались.

      «Тематика рельефов в царских пирамидных ансамблях  определялась их назначением: следовало  прославлять фараона как сына бога и могучего владыку, а так же воспроизвести все то, что могло обеспечить ему посмертное благополучие».11 Следовательно, именно поэтому, в росписях присутствуют изображения богинь, кормящих фараона грудью, сцен битв, привода пленных, удачных охот и принесения даров и жертв для загробного существования фараона. Как и в росписях,  фигура фараона в рельефах изображалась очень большой по сравнению с другими, выше человеческого роста.

      Одни  из самых знаменитых рельефов являются композиция "Плакальщики" из гробницы в Мемфисе и рельефы из Амарны («Поклонение богу солнца Атону», «Семья Эхнатона»).

      Интересным периодом в искусстве Нового царства стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона. В это время искусство отходит от жестких канонов и следует так называемому принципу «маат», что значит «правда», а специалистами по Египту трактуется как «искренность». По сути говоря, этот период условно можно назвать реализмом в  египетском искусстве. В истории искусства он называется амарнским периодом. Искусство обращается, прежде всего, к изображению душевного состояния человека, его переживаниям и чувствам. К скульптурам данного периода относят знаменитую голову царицы Нефертити, статую фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) из Карнака, рельефы в Амарне. Искусство амарнского периода после смерти Эхнатона не утратило своего влияния на последующее развитие египетской культуры. Прежде всего, это сказалось в произведениях середины XIV в. до н.э. — сокровищах, которые были найдены в 1922 г. при раскопках гробницы фараона Тутанхамона в Долине царей.  
     
     
     
     

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, подводя итоги, следует отметить, что вся жизнь египтян была тесно связана с мифологическими представлениями. Искусство в Древнем Египте являлось не самостоятельной областью творческой деятельности человека, а оно было призвано служить религии. Культ мертвых, вера в бессмертие души и загробную жизнь послужили толчком для формирования своеобразного канонического искусства.

      Работая над написанием реферата, я лучше ознакомилась с культурой столь древней и загадочной цивилизации, изучила взаимосвязь между религией и искусством.

      На мой  взгляд, интерес к Древнему Египту не будет ослабевать, а наоборот — чем больше тысячелетий разделяет настоящее и прошлое, тем интереснее это прошлое кажется людям. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Горелов А. А. История мировой культуры: учебное пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2007. 512 с.
    2. Золкин А. Л. Культурология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гамунитарно-социальным специальностям. М.: Юнити-Дана, 2009. 583 с.
    3. Коростовцев М. А. Особенности египетской мифологии // Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия. СПб., 2004. С. 162-164.
    4. Лапис И. А.  Мифологические представления и особенности древнеегипетской скульптуры. // Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия. СПб., 2004. С. 395-399.
    5. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А. Н. Марковой. М.: Юнити-Дана, 2008. 600 с.
    6. Матье М. Э. Древнеегипетский рельеф. // Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия. СПб., 2004. С. 412-413.
    7. Целлар К.. Ансамбль пирамид в Гизе. // Мировая художественная культура. Древний Египет. Скифский мир: Хрестоматия. СПб., 2004. С. 36-367.

Информация о работе Мифология и искусство Древнего Египта