Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:43, научная работа
Лесные ненцы (нешау) сами по себе загадка. Прошлое, настоящее этого народа овеяно легендами, народ этот самобытен. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурные традиции занимают особое обособленное место в истории развития малых народов нашей планеты. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. В данной работе собраны уникальные материалы о культуре, традициях и обрядах лесных ненцев, я использую во многом устный материал сказительницы, фольклористки, исполнительницы шаманских песен П.Г. Тугутиной.
Введение
1. Происхождение северо-самодийских народностей
2. Сакральная сфера традиционного общества
2.1 Священные места в жизни ненцев
2.2 Всеобщие духи
2.3 Почитание животных
3. Жизненный цикл человека, обряды, очищения
3.1 Обряд очищения
3.2 Обряды, связанные с родами
3.3 Воспитание мальчиков и девочек
3.4 Свадебный обряд
3.5 Обряд погребения
Заключение
Список литературы
Глассарий
Накануне праздника оленья
упряжка украшается красными поводьями,
увешивается колокольчиками. На женские
нарты повязываются лоскуты красной
ткани. В праздник принято надевать
белую одежду. Ненцы считают, что
первый день нового года непременно бывает
ясным и морозным. Если стойбище
находится недалеко от святилища, то
в первый день нового года с восходом
солнца мужчины совершают
На праздник съезжаются гости из соседних стойбищ. На украшенных оленьих упряжках проводят гонки. Мужчины состязаются в борьбе, перетягивании палки. Вечером принято устраивать крупное чаепитие, состязание в исполнении сказаний. Весь январь проходит в гостеваниях, торгах, встречах, обмене новостями и преданиями.
У ненцев было два периода жертвоприношений Нуму:
1. весной - когда всходит трава, и появляются листья, возвращаются птицы, и гремит первый гром.
2. осенью – когда исчезают перелётные птицы, и выпадает первый снег.
Явления природы ненцами тоже одухотворялись. Ветер – это взмахи крыльев мифической птицы Минлей, с семью крыльями на каждом боку. Минлей является одним из сыновей Нума. Гром – хэ,; молния – хэхэ,ту; гроза – хэхэ,Саре – этим явлениям природы ненцы находили свои объяснения. Имеются верования, будто молния не переходит через протоптанное место, например через дорогу. Вне жилища при грозе не разводят огонь, в чуме очаг закрывают мхом, так как духи грозы гневаются, если видят огонь. Духи грозы – люди. Их небесное местожительство жаркое и гористое. Когда они едут, то гремит гром, а молнии возникают, когда каменная нарта натыкается на горячую гору.
Во время грозы женщины покрывали голову рогожиной из травы мятлика, а на чум клали лепёшки из глины. В это время в чуме нужно прикрыть всё красное. Во время грозы нельзя работать, обычно рассказываются сказки. Если от грома и молний не пострадали люди и олени, то хозяин каждого чума приносит в жертву оленя пятнистой масти.
Ежегодно весной и осенью приносят жертвы Ид,ерв – духу воды. При весенних жертвоприношениях часть жертвенной крови обязательно выливалась в реку, впадающую в море, так как он (дух воды) обитает там. Череп жертвенного оленёнка, надетый на палку, выставляется на берегу. Под ним, в положении плывущей, помещается одна из рыб, пойманных в последнем неводе. Этой рыбой натирается шея жертвенного оленя, чтобы при удушении петля легче скользила. Вокруг водружённого черепа земля посыпалась золой, взятой от очага, и на этом месте кладётся несколько костей от жертвы.
Осенью, когда олени приходили из тундры к Оби, ненцы опускают в прорубь оленя, которому связывают ноги, привязывают груз, чтоб он опустился на дно.
Считается, что на девятом небе, вместе с Нумом живёт богиня Я,миня – защитница семьи, душ детей. По верованию ненцев, душу ребёнка создаёт Нум, а вручает её человеку Я,миня – мать-создательница. Она ведает судьбой человека и своё решение о том, какой быть судьбе, записывает в особую книгу.
Средний мир населён живыми существами – духами-хозяевами. Каждая сопка, гора, скала, река, озеро имеет своих духов. Некоторые по указанию шамана становились священными.
Нижний мир находится за семью слоями вечной мерзлоты, и там властвует На – дух болезни и смерти. Нижний мир – место, куда переселяются души умерших. В нижнем мире властвуют следующие духи:
Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни
Мэдна - злой дух, людям и животным уродством
Инуцида – дух, лишающий человека разума
Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей
Хансосяда – злой дух, уносящий разум
Мал,те Нга – мифическое существо, без рта и заднего прохода,
имеющее только обоняние.
При жертвоприношениях злым духам оставляют содержимое желудка оленя в виде семи кусочков.
2.3 Почитание животных
Обитателями среднего мира кроме людей, являются животные – сармик,,. Слово «сармик,,» в ненецком языке служит для обозначения понятий «птица», «зверь», «животное» и, следовательно, употребляется в самом широком смысле.
Промысловая деятельность, наряду
с основным занятием ненцев, так
же нашла отражение в верованиях.
К более раннему историческому
пласту относится комплекс представлений
и действий, связанных с непосредственным
взаимодействием человека и объекта
охоты. Символика, которую имеют
отдельные объекты и предметы
оленеводства, охоты и рыболовства,
является чрезвычайно древней и
порой уходит корнями в каменный
век. Она является консервативным элементом,
стабилизирующим фактором культуры,
поскольку накладывает
Существует придание о сотворение Нумом животного мира:
У старика было семь сыновей. Когда дети выросли, они разошлись по всему свету. Пятеро стали хозяевами, повелителями животного мира – белый медведь, бурый медведь, волк, росомаха и мифическая птица Минлей. Двое остальных – Харючи и Вайнута – положили начало будущей ненецкой народности.
Приведу примеры животных особо почитаемых ненцами, и играющих важную роль в их жизни, мифологии и веровании.
ü Самым почитаемым животным является – Ты – домашний олень. Объектом охоты издавна был дикий олень – илебць,. Покровителем оленей считался Илебям,пэртя – это слово означает огромное стадо оленей, несметное их количество, к которому стремиться любой ненец.
Илебям,пэртя относится к небожителям. Он ближе всех к человеку, жертвоприношения принимает непосредственно и поэтому осмеливается вступать с ними в прямую связь – даровать им удачную охоту, охранять стадо и т.д. Духи отдельных мест, гор, лесов подчиняются божеству Илебям,пэртя, живущему на Ямале, хозяину и дарителю пушнины, дичи, зверя.
ü Вторым по значению жертвенным животным у ненцев является собака. С нею связаны различные представления религиозного характера. К собаке у ненцев всегда было почтительное отношение, связанное с её ролью в окарауливании оленей.
В числе магических обрядов,
направленных на сохранение жизни, были
обряды, связанные с собаками. Особый
интерес представляют моменты, связанные
с ролью собаки в культовой
практике, например в качестве жертвенного
животного. Приносят в жертву собак
белой масти. На жертвенном месте
оставляют шкуру и череп
Используют собак и для обмена души. При тяжёлом заболевании, когда другие меры не помогали, на улице напротив изголовья больного душили собаку. Её душа отправлялась в замен души больного хозяина. Удавкой служила подвязка от кисов больного, которую вешали за шест над его головой. Больной о совершаемом обряде не должен знать.
Бережное, почтительное отношение к собаке выражается в ряде обязательных норм поведения: её нельзя бить, тем более, убивать. Во время еды, когда собака смотрит на человека, надо дать ей что-нибудь, нельзя её дразнить. Собака может пожаловаться духу нижнего мира.
ü Относительно волка в нём видят священное животное. Описательные названия волка: «кто-то», «хвостатый старик», «хвостатый зверь». Его шкуру нужно хранить в нарте, чтобы волк не сжирал оленей. Стадо можно защитить, повесив его деревянное изображение с цепочкой на Сядэя и принести им обоим жертву. В костюме шамана обычно используется шкура медведя и только шаман категории мэторта (наивысший) может использовать волчью шкуру.
В качестве тонического животного волк у ненцев не почитается.
Его убивали, если он нападал на стадо.
ü Особое отношение к медведю – существовало почти у всех народов Сибири. По обычаю, ненцы при встрече с медведем вступают с ним в разговор. Его просят уйти по-доброму, если же зверь стал добычей, его приглашают быть гостем. Для перевозки разделанного медведя принято использовать семь нарт:
1. везут позвоночник
2. рёбра
3. и 4. две лопатки с лапами
5. и 6. задние лапы
7. жир.
Голову и шкуру временно оставляли на месте разделки. Вернувшись голову, отвозят на священное место как приношение, а лапы с когтями забирают в чум как оберёг.
В отношении медведя ненцы употребляют описательные названия. Само название медведя – Варк редко употребляется. Произношение его настоящего имени означает призыв, так как он обладает тонким слухом, слышит всё, что про него говорят, особенно в ясную погоду. Считалось, что медведь обладает даром всеведения.
ü Верования, касающиеся птиц, также отражают довольно архаичные представления ненцев о животном мире. Наблюдается почтительное отношение к гагаре. В мифе о сотворении земли Нум отправил гагару под воду доставать землю. У ненцев существует много примет связанных с птицами. Весной по грудинке утки узнают, какое будет лето. Грудинку смотрят на свет, и, если на ней виден тёмный оттенок – это к холодному лету; если оттенок светлый – к жаркому лето. Гнездо воробья повёрнуто к солнцу – это предвещает холодное лето, и наоборот. Если чайка садится на место, где кружились олени в период жары и гнуса, значит, олени будут болеть, и будет их падёж.
Ненцы считают, что каждый
вид животных имеет своего духа-хозяина,
каждое животное обладает индивидуальной
душой, которая расположена у
него в носу. Вероятно, с этим связан
обычай, оставлять нос на тушке
при снятии шкурки с пушных зверей
(песец, заяц, горностай, соболь). Если женщина
при снятии шкурки песца нечаянно
обрезала нос, то считалось, что в
капкан мужа песец больше не попадётся.
Такое представление
3. Жизненный цикл человека, обряды, очищение
3.1 Обряд очищения
Универсальным средством снятия полученной сакральной нечистоты было очищение. «Нечистоту» снимают металлические предметы. К железным предметам нечистота не приставала. Наоборот, прикосновение к железу считалось очищающим. Так, мелкие предметы для очищения достаточно было трижды пронести по солнцу через дужку котла, чайника или ведра. Однако перешагивать через железные предметы женщина не должна была ни в коем случае.
Мужчины носили кольца на пальцах именно с целью защитить себя от «нечистых» предметов. Средством для удаления «нечистоты» является окуривание или очищение. Многие исследователи описывали этот обряд и его атрибуты. Для обряда очищения необходимо заранее заготовить настой чаги. Предварительно чагу измельчают, сжигают, и в горячем виде бросают в сосуд с водой, растворяют, настаивают. Для очищения настоем брызгают на чугунную сковороду.
Каждая женщина в сумочке
имеет очищающий предмет. Это
может быть кусочек бобровой или
выдровой шкурки, высушенная и вывернутая
жировая кишка дикого оленя или
внутреннее сало оленя, косточка бобра
или выдры. При камланиях очищающим
предметом может служить
Ежемесячное и предродовое, после похоронное, перед отъездом на священное место.
1. Обряд очищения перед поездкой на священное место.
Перед выездом нарты окуривались, под каждой нартой женщина держала жестянку с дымящимся оленьим салом, каждый должен был сидеть на нарте, держа хорей в руке, как в пути. Участники погребального обряда, не прошедшие обряд очищения, не могут посещать святилище. Этот запрет действует и во время траура.
2. Очищение после погребального обряда.
Все участники этот обряда
считаются нечистыми, так как
они отправляли покойного в Нижний
мир. После кладбища они останавливаются
недалеко от чума, к ним выходит
женщина с заранее
3. Послеродовое или ежемесячное очищение женщин, девушек.
Настоем чаги, паром, помещённым под постель, очищают детей, люльку. Настоем чаги моют детям лицо, руки, в последнюю очередь тоже настоем чаги женщина очищает себя, моет лицо и руки. Затем обрызгивает чум, постель. Мужчины окуривают женские нарты, к которым ветер мог унести нечистый мусор. После очищения женщина зимой может употреблять в пищу осетра в мороженом виде, но при этом чистить, и разделывать рыбу положено только вдоль.
Окуривание практиковалось настолько часто, что у каждой девушки и женщины – ненки в мешочке был пришит дополнительный маленький мешочек для хранения кусочка жира оленя. Наступит женщина нечаянно на что-нибудь нечистое, и сразу же очищает эту вещь, опалив кусочек жира.
К примеру женщине нельзя было наступать на доски пола.
3.2 Обряды, связанные с родами
Особое положение женщины в традиционном обществе ненцев связано с её сакральным статусом, обусловленным так называемой «нечистотой» в критические дни и, особенно в период родов.
У ненцев не принято, чтобы
мать запасалась необходимым по уходу
за ребёнком до его рождения, - это
должна делать бабушка. Когда же бабушки
нет, будущей матери приходится самой
заранее готовиться к предстоящему
событию. Женщина готовилась стать
матерью незаметно для