Мифология и обряды ненецкого этноса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:43, научная работа

Описание

Лесные ненцы (нешау) сами по себе загадка. Прошлое, настоящее этого народа овеяно легендами, народ этот самобытен. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурные традиции занимают особое обособленное место в истории развития малых народов нашей планеты. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. В данной работе собраны уникальные материалы о культуре, традициях и обрядах лесных ненцев, я использую во многом устный материал сказительницы, фольклористки, исполнительницы шаманских песен П.Г. Тугутиной.

Содержание

Введение
1. Происхождение северо-самодийских народностей
2. Сакральная сфера традиционного общества
2.1 Священные места в жизни ненцев
2.2 Всеобщие духи
2.3 Почитание животных
3. Жизненный цикл человека, обряды, очищения
3.1 Обряд очищения
3.2 Обряды, связанные с родами
3.3 Воспитание мальчиков и девочек
3.4 Свадебный обряд
3.5 Обряд погребения
Заключение
Список литературы
Глассарий

Работа состоит из  1 файл

Мифология и обряды ненецкого этноса.docx

— 47.24 Кб (Скачать документ)

Накануне праздника оленья упряжка украшается красными поводьями, увешивается колокольчиками. На женские  нарты повязываются лоскуты красной  ткани. В праздник принято надевать белую одежду. Ненцы считают, что  первый день нового года непременно бывает ясным и морозным. Если стойбище находится недалеко от святилища, то в первый день нового года с восходом солнца мужчины совершают жертвоприношение. На снегу лопаточкой вырезают круглое  изображение солнца с семью лучами, которое окрашивают в красный  цвет оленьей кровью; либо очертание  солнце рисуют кровью, используя хвост, отрезанный от шкуры оленя. В заключение обряда участвующие трижды кланяются  солнцу.

На праздник съезжаются гости  из соседних стойбищ. На украшенных оленьих  упряжках проводят гонки. Мужчины состязаются  в борьбе, перетягивании палки. Вечером  принято устраивать крупное чаепитие, состязание в исполнении сказаний. Весь январь проходит в гостеваниях, торгах, встречах, обмене новостями и преданиями.

У ненцев было два периода  жертвоприношений Нуму:

1. весной - когда всходит  трава, и появляются листья, возвращаются  птицы, и гремит первый гром.

2. осенью – когда исчезают  перелётные птицы, и выпадает  первый снег.

Явления природы ненцами  тоже одухотворялись. Ветер – это  взмахи крыльев мифической птицы  Минлей, с семью крыльями на каждом боку. Минлей является одним из сыновей Нума. Гром – хэ,; молния – хэхэ,ту; гроза – хэхэ,Саре – этим явлениям природы ненцы находили свои объяснения. Имеются верования, будто молния не переходит через протоптанное место, например через дорогу. Вне жилища при грозе не разводят огонь, в чуме очаг закрывают мхом, так как духи грозы гневаются, если видят огонь. Духи грозы – люди. Их небесное местожительство жаркое и гористое. Когда они едут, то гремит гром, а молнии возникают, когда каменная нарта натыкается на горячую гору.

Во время грозы женщины  покрывали голову рогожиной из травы  мятлика, а на чум клали лепёшки  из глины. В это время в чуме нужно прикрыть всё красное. Во время  грозы нельзя работать, обычно рассказываются сказки. Если от грома и молний не пострадали люди и олени, то хозяин каждого чума приносит в жертву оленя  пятнистой масти.

Ежегодно весной и осенью приносят жертвы Ид,ерв – духу воды. При весенних жертвоприношениях часть жертвенной крови обязательно выливалась в реку, впадающую в море, так как он (дух воды) обитает там. Череп жертвенного оленёнка, надетый на палку, выставляется на берегу. Под ним, в положении плывущей, помещается одна из рыб, пойманных в последнем неводе. Этой рыбой натирается шея жертвенного оленя, чтобы при удушении петля легче скользила. Вокруг водружённого черепа земля посыпалась золой, взятой от очага, и на этом месте кладётся несколько костей от жертвы.

Осенью, когда олени приходили  из тундры к Оби, ненцы опускают в  прорубь оленя, которому связывают  ноги, привязывают груз, чтоб он опустился  на дно.

Считается, что на девятом  небе, вместе с Нумом живёт богиня Я,миня – защитница семьи, душ детей. По верованию ненцев, душу ребёнка создаёт Нум, а вручает её человеку Я,миня – мать-создательница. Она ведает судьбой человека и своё решение о том, какой быть судьбе, записывает в особую книгу.

Средний мир населён живыми существами – духами-хозяевами. Каждая сопка, гора, скала, река, озеро имеет  своих духов. Некоторые по указанию шамана становились священными.

Нижний мир находится  за семью слоями вечной мерзлоты, и  там властвует На – дух болезни и смерти. Нижний мир – место, куда переселяются души умерших. В нижнем мире властвуют следующие духи:

Хабча минрена – злой дух, приносящий болезни

Мэдна - злой дух, людям и животным уродством

Инуцида – дух, лишающий человека разума

Тэри Намгэ – духи в образе разных подземных тварей

Хансосяда – злой дух, уносящий разум

Мал,те Нга – мифическое существо, без рта и заднего прохода,

имеющее только обоняние.

При жертвоприношениях злым духам оставляют содержимое желудка  оленя в виде семи кусочков.

 

2.3 Почитание животных

 

Обитателями среднего мира кроме  людей, являются животные – сармик,,. Слово «сармик,,» в ненецком языке служит для обозначения понятий «птица», «зверь», «животное» и, следовательно, употребляется в самом широком смысле.

Промысловая деятельность, наряду с основным занятием ненцев, так  же нашла отражение в верованиях. К более раннему историческому  пласту относится комплекс представлений  и действий, связанных с непосредственным взаимодействием человека и объекта  охоты. Символика, которую имеют  отдельные объекты и предметы оленеводства, охоты и рыболовства, является чрезвычайно древней и  порой уходит корнями в каменный век. Она является консервативным элементом, стабилизирующим фактором культуры, поскольку накладывает ограничения  на возможность использования самих  предметов в новом, не традиционном качестве.

Существует придание о  сотворение Нумом животного мира:

У старика было семь сыновей. Когда дети выросли, они разошлись  по всему свету. Пятеро стали хозяевами, повелителями животного мира – белый  медведь, бурый медведь, волк, росомаха и мифическая птица Минлей. Двое остальных – Харючи и Вайнута – положили начало будущей ненецкой народности.

Приведу примеры животных особо почитаемых ненцами, и играющих важную роль в их жизни, мифологии  и веровании.

ü    Самым почитаемым животным является – Ты – домашний олень. Объектом охоты издавна был дикий олень – илебць,. Покровителем оленей считался Илебям,пэртя – это слово означает огромное стадо оленей, несметное их количество, к которому стремиться любой ненец.

Илебям,пэртя относится к небожителям. Он ближе всех к человеку, жертвоприношения принимает непосредственно и поэтому осмеливается вступать с ними в прямую связь – даровать им удачную охоту, охранять стадо и т.д. Духи отдельных мест, гор, лесов подчиняются божеству Илебям,пэртя, живущему на Ямале, хозяину и дарителю пушнины, дичи, зверя.

ü    Вторым по значению жертвенным животным у ненцев является собака. С нею связаны различные представления религиозного характера. К собаке у ненцев всегда было почтительное отношение, связанное с её ролью в окарауливании оленей.

В числе магических обрядов, направленных на сохранение жизни, были обряды, связанные с собаками. Особый интерес представляют моменты, связанные  с ролью собаки в культовой  практике, например в качестве жертвенного  животного. Приносят в жертву собак  белой масти. На жертвенном месте  оставляют шкуру и череп собаки, мясо выбрасывают. В хозяйственной  и культовой практике собака является средством обмена и дарения. Чистопородную, оленегонную лайку можно обменять на одного оленя.

Используют собак и  для обмена души. При тяжёлом заболевании, когда другие меры не помогали, на улице  напротив изголовья больного душили собаку. Её душа отправлялась в замен души больного хозяина. Удавкой служила подвязка от кисов больного, которую вешали за шест над его головой. Больной о совершаемом обряде не должен знать.

Бережное, почтительное отношение  к собаке выражается в ряде обязательных норм поведения: её нельзя бить, тем  более, убивать. Во время еды, когда  собака смотрит на человека, надо дать ей что-нибудь, нельзя её дразнить. Собака может пожаловаться духу нижнего  мира.

ü    Относительно волка в нём видят священное животное. Описательные названия волка: «кто-то», «хвостатый старик», «хвостатый зверь». Его шкуру нужно хранить в нарте, чтобы волк не сжирал оленей. Стадо можно защитить, повесив его деревянное изображение с цепочкой на Сядэя и принести им обоим жертву. В костюме шамана обычно используется шкура медведя и только шаман категории мэторта (наивысший) может использовать волчью шкуру.

В качестве тонического животного  волк у ненцев не почитается.

Его убивали, если он нападал  на стадо.

ü    Особое отношение к медведю – существовало почти у всех народов Сибири. По обычаю, ненцы при встрече с медведем вступают с ним в разговор. Его просят уйти по-доброму, если же зверь стал добычей, его приглашают быть гостем. Для перевозки разделанного медведя принято использовать семь нарт:

1.                 везут позвоночник

2.                 рёбра

3.                 и 4. две лопатки с лапами

5. и 6. задние лапы

7. жир.

Голову и шкуру временно оставляли на месте разделки. Вернувшись голову, отвозят на священное место  как приношение, а лапы с когтями  забирают в чум как оберёг.

В отношении медведя ненцы  употребляют описательные названия. Само название медведя – Варк редко употребляется. Произношение его настоящего имени означает призыв, так как он обладает тонким слухом, слышит всё, что про него говорят, особенно в ясную погоду. Считалось, что медведь обладает даром всеведения.

ü    Верования, касающиеся птиц, также отражают довольно архаичные представления ненцев о животном мире. Наблюдается почтительное отношение к гагаре. В мифе о сотворении земли Нум отправил гагару под воду доставать землю. У ненцев существует много примет связанных с птицами. Весной по грудинке утки узнают, какое будет лето. Грудинку смотрят на свет, и, если на ней виден тёмный оттенок – это к холодному лету; если оттенок светлый – к жаркому лето. Гнездо воробья повёрнуто к солнцу – это предвещает холодное лето, и наоборот. Если чайка садится на место, где кружились олени в период жары и гнуса, значит, олени будут болеть, и будет их падёж.

Ненцы считают, что каждый вид животных имеет своего духа-хозяина, каждое животное обладает индивидуальной душой, которая расположена у  него в носу. Вероятно, с этим связан обычай, оставлять нос на тушке  при снятии шкурки с пушных зверей (песец, заяц, горностай, соболь). Если женщина  при снятии шкурки песца нечаянно обрезала нос, то считалось, что в  капкан мужа песец больше не попадётся. Такое представление обусловлено, вероятно, пониманием того, что именно нос источник необычайно острого  обоняния зверя. Это породило представление  о нос как вместилище души, поэтому  кончики носов многих животных наделялись магической силой.

 

3. Жизненный цикл  человека, обряды, очищение

3.1 Обряд очищения

 

Универсальным средством  снятия полученной сакральной нечистоты  было очищение. «Нечистоту» снимают  металлические предметы. К железным предметам нечистота не приставала. Наоборот, прикосновение к железу считалось очищающим. Так, мелкие предметы для очищения достаточно было трижды пронести по солнцу через дужку котла, чайника или ведра. Однако перешагивать через железные предметы женщина  не должна была ни в коем случае.

Мужчины носили кольца на пальцах  именно с целью защитить себя от «нечистых» предметов. Средством для  удаления «нечистоты» является окуривание или очищение. Многие исследователи  описывали этот обряд и его  атрибуты. Для обряда очищения необходимо заранее заготовить настой чаги. Предварительно чагу измельчают, сжигают, и в горячем  виде бросают в сосуд с водой, растворяют, настаивают. Для очищения настоем брызгают на чугунную сковороду.

Каждая женщина в сумочке  имеет очищающий предмет. Это  может быть кусочек бобровой или  выдровой шкурки, высушенная и вывернутая жировая кишка дикого оленя или  внутреннее сало оленя, косточка бобра  или выдры. При камланиях очищающим  предметом может служить прозрачный жёлтый камушек. У ненцев существует несколько видов очищения:

Ежемесячное и предродовое, после похоронное, перед отъездом на священное место.

1. Обряд очищения перед  поездкой на священное место.

Перед выездом нарты окуривались, под каждой нартой женщина держала  жестянку с дымящимся оленьим  салом, каждый должен был сидеть на нарте, держа хорей в руке, как  в пути. Участники погребального  обряда, не прошедшие обряд очищения, не могут посещать святилище. Этот запрет действует и во время траура.

2. Очищение после погребального  обряда.

Все участники этот обряда считаются нечистыми, так как  они отправляли покойного в Нижний мир. После кладбища они останавливаются  недалеко от чума, к ним выходит  женщина с заранее заготовленным  настоем чаги. Распрягаются олени, к  ним нечистота нее пристаёт, однако упряжь требует очищения. Женщина  обрызгивает всем лица, руки, одежду настоем чаги. Затем очищаются  посредством сожженной на чугунной сковороде или на железной пластине кусочек шкурки бобра или шерсть с внутренним салом дикого оленя. Все сидят на нарте, под которой  стоит пластина, либо проходят над  ней, поднимая одну и другую ногу; очищение наступает только после того, как  дым проведут перед глазами. Только после этой процедуры можно заходить в чум, касаться вещей, людей.

3. Послеродовое или ежемесячное  очищение женщин, девушек.

Настоем чаги, паром, помещённым под постель, очищают детей, люльку. Настоем чаги моют детям лицо, руки, в последнюю очередь тоже настоем  чаги женщина очищает себя, моет лицо и руки. Затем обрызгивает  чум, постель. Мужчины окуривают  женские нарты, к которым ветер  мог унести нечистый мусор. После  очищения женщина зимой может  употреблять в пищу осетра в мороженом  виде, но при этом чистить, и разделывать  рыбу положено только вдоль.

Окуривание практиковалось настолько часто, что у каждой девушки и женщины – ненки  в мешочке был пришит дополнительный маленький мешочек для хранения кусочка жира оленя. Наступит женщина  нечаянно на что-нибудь нечистое, и  сразу же очищает эту вещь, опалив кусочек жира.

К примеру женщине нельзя было наступать на доски пола.

 
 

3.2 Обряды, связанные  с родами

 

Особое положение женщины  в традиционном обществе ненцев связано  с её сакральным статусом, обусловленным  так называемой «нечистотой» в критические  дни и, особенно в период родов.

У ненцев не принято, чтобы  мать запасалась необходимым по уходу  за ребёнком до его рождения, - это  должна делать бабушка. Когда же бабушки  нет, будущей матери приходится самой  заранее готовиться к предстоящему событию. Женщина готовилась стать  матерью незаметно для окружающих. Летом собирала и сушила как можно  больше мха. Мох сушат несколько  дней на кочках, затем высушенный мох  собирают в мешки. Зимой для женщин, имеющих маленьких детей, мох  становиться предметом первой необходимости. Измельчённый в порошок мох играет роль талька, которым присыпают ребёнка, используя его супер пористую структуру. В литературе отмечается, что ненцы ставили специальный  чум для роженицы – сакрально  «нечистый» чум. Для этого выделялся  отдельный чум, если зажиточный ненец  имел двух, трёх жен, живших в разных чумах. В чуме ставились нарты, на которых собственно и происходили роды. Сами роды тоже протекали необычно роженица находилась в колено локтевом положении, головой на восток, и обязательно с распущенными волосами, считается, что через волосы уходит боль.

Информация о работе Мифология и обряды ненецкого этноса