Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:43, научная работа
Лесные ненцы (нешау) сами по себе загадка. Прошлое, настоящее этого народа овеяно легендами, народ этот самобытен. Особенности их хозяйствования, бытового обустройства, культурные традиции занимают особое обособленное место в истории развития малых народов нашей планеты. Сохранение и пропаганда традиционной культуры и искусства народов Севера – одна из ведущих тенденций в деятельности учреждений культуры округа. В данной работе собраны уникальные материалы о культуре, традициях и обрядах лесных ненцев, я использую во многом устный материал сказительницы, фольклористки, исполнительницы шаманских песен П.Г. Тугутиной.
Введение
1. Происхождение северо-самодийских народностей
2. Сакральная сфера традиционного общества
2.1 Священные места в жизни ненцев
2.2 Всеобщие духи
2.3 Почитание животных
3. Жизненный цикл человека, обряды, очищения
3.1 Обряд очищения
3.2 Обряды, связанные с родами
3.3 Воспитание мальчиков и девочек
3.4 Свадебный обряд
3.5 Обряд погребения
Заключение
Список литературы
Глассарий
По случаю рождения приглашали гостей, в числе их была старая женщина, которую все почитали она хранительница обычаев – повитуха. Она посвящала ребёнка в мир людей, чтоб злые духи не унесли неокрепшую душу в подземный мир. Мужчины в первый день родов убивали оленя духу земли, череп и внутренности оставляли на том месте, где лежала роженица.
День рождение по ненецкому обычаю празднуют один раз в жизни, когда рождается ребёнок. Гости приносят подарки: одеяльца, сшитые из лоскутков оленьего меха, накидушичку из меха, которую подкладывают под голову ребёнка ; пелёнки из оленьей бороды; порошок из высохшей берёзы.
Люлька обычно в семье одна. В колыбель ребёнка кладут, когда отпадает пуповина. До этого он находится в сшитой шкуре, поэтому его так и называют - шкурным.
3.3 Воспитание мальчиков и девочек
Ненецкое традиционное общество было простроено на строжайшем разделении сфер «мужского» и «женского». Специальных обрядов посвящения мальчики не проходили. С трёх лет могли участвовать вместе с взрослыми мужчинами в жертвоприношении, Отцы и старшие братья возвращаясь с охоты, мазали лица мальчиков кровью животного, что бы другие звери знали, что он тоже охотник, хоть и будущий. Если на охоте был убит медведь, его лапы с когтями приносили в чум как оберег, они макались в кровь, а потом ими мазали кулаки мальчика, говоря: «медведь пусть в этих руках будет такая же сила как в твоих лапах, но только не для убийства». Важное значение в семье придавалось первой добыче будущего кормильца. У мальчика она была обычно не большой: куропатка, утка, заяц, а у юноши – более крупной: дикий олень, тюлень. Первая добыча торжественно варилась в честь мамы и бабушки тем самым, подчёркивая роль будущего кормильца. Шкура первого добытого песца шла матери или бабушке на воротник шубы или на опушку шапки. Мальчику не положено мыть посуду, иначе он будет плохим охотником, звери и птицы будут издалека слышать скрип кастрюль и сковородок.
Женщина же занимает своё особое
место, как представительница
Приобщение к нормам поведения начиналось с детства. Девочки усваивали их, наблюдая за поведением взрослых.
В жизни девочки-женщины выделяются следующие периоды:
1. находящаяся в люльке
2. ходячая девочка
3. сакрально чистая девочка
4. девочка, ставшая девушкой
5. могущая быть замужем
6. взрослая девушка (перезрелая)
7. замужняя женщина
8. мать одного, двух детей
9. детьми зрелая женщина (5-6 детей)
10. повзросле
Песнь лебедя
Решила лебедиха свить гнездо на большой сопке. Говорит ей лебедь: - Плохое ты место выбрала, открытое, к жилью близкое. Звери здесь бродят, дети бегают, шумят, люди ездят на нартах, собаки лают. Отвечает лебедиха: - Зато не будет скучно . Свила лебедиха гнездо на большой сопке. По сопке прошли нарты, раздавили гнездо. Погибли и лебедиха, и яйца. Увидел лебедь порушенное гнездо, стал плакать и причитать: - Говорил я ей: не делай гнезда на большой сопке, вблизи жилья! Почему не послушалась меня? Теперь я остался один. Долго сидел лебедь над погибшей подругой, пел над ней прощальную песню. А лебеди с тех пор устраивают свои гнезда в потаенных местах, в непрохоМедвежья шкура
Жили в давние времена в одном чуме два охотника: Пяк и Айваседо. Однажды их жены сильно поссорились. Кричали, бранились, уже и не понять, кто прав, кто виноват, а ни одна уступить другой и прощения попросить не хочет.
Так ругались они, пока жена Пяка не придумала способ найти правду. Указала она на шкуру медведя, священного животного, что лежала в чуме и говорит:
- Давай разрубим шкуру
с медвежьей головы, тогда дух
медведя покарает виноватую.
Жена Айваседо испугалась нарушить запрет отцов, тронуть шкуру священного животного, а жена Пяка схватила топор и рубанула по медвежьей голове семь раз.
Прошло время. Жены
охотников не только
- Три года прошло, но я все помню! На морде моей семь страшных ран! Кровь из меня капля по капле вытекает, по плечам льется! Догнал медведь упряжку, остановил нарты, схватив их за полозья, а женщину разорвал пополам. Одну половину бросил на нарты с валежником, а другую – растоптал в гневе. Примчалась упряжка к чуму. Увидел Пяк свое несчастье и стал плакать:
- Говорил я ей: зачем
шкуру с головы медведя рубишь?
Нельзя трогать шкуру