Мифология как основа искусства Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:20, реферат

Описание

Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счет имеются лишь гипотезы и предположения. В те времена долина Нила вовсе не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, более влажным, чем теперь. В конце палеолита климат начал изменяться, и русло Нила приняло современные очертания.

Работа состоит из  1 файл

Мировая культура-мифология как основа искусства древнего египта.docx

— 34.16 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗРОВАНИЮ

ЮЖНО –  РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА

ВОЛГОДОНСКИЙ  ИНСТИТУТ СЕРВИСА 

КАФЕДРА Социально-культурный сервис и туризм 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по дисциплине: Мировая культура и искусство

(наименование  учебной дисциплины) 

тема(вариант): Мифология как основа искусства Древнего Египта

                                 (тема, вариант индивидуального задания) 

по специальности: Социально-культурный сервис и туризм

                                (код и наименование специальности) 

Выполнил(а):                                                                            

                                                        (подпись)                         (ф.и.о. студента)

                                                                  студент(ка)    курса

                                                                                         группы

                        № зачетной книжки ВСТ 09-43

Принял(а):                                (подпись)    (ф.и.о. преподавателя)                             

Волгодонск   2011 

Содержание 

Введение 

Искусство Древнего Египта

Мифология Древнего Египта

Заключение 

Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Мне крайне интересна культура и мифология  Древнего Египта, не только как одного из древнейших очагов цивилизации, но и как страны, которую я посетил  лично. Поражает в этом государстве  нынешний его упадок; контраст между  монументальными, колоссальными памятниками  древности; прошлыми достижениями египтян  в искусстве, науках, культуре и абсолютно  не соответствующий, противоречивый сегодняшний  уклад их жизни. Такое ощущение, что  время там остановилось несколько  тысяч лет назад. Тем не менее, только того, что оставили древние  египтяне вполне достаточно для преклонения  перед ними. Глубина и незыблемость их познаний поражает; многое из того, что они знали теперь утеряно, и мы даже не можем открыть, например, секрет состава их красок, сохранивших  и по сей день свою сочность. Именно уважение перед этой могущественной цивилизацией и простое любопытство  заставили меня "взяться за перо".

    Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счет имеются лишь гипотезы и предположения. В те времена долина Нила вовсе  не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, более влажным, чем теперь. В конце палеолита  климат начал изменяться, и русло  Нила приняло современные очертания. Медленное, но постоянное наступление  пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных  берегов реки. В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали  два народа различного происхождения: один относился к африканской  расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в долину Нила через  Ливию. Так сформировались две цивилизации: первая, Меримда, - на Севере страны в  Дельте, основавшая первые города; вторая - на Юге с главным городом Тасом.

    Народ Египта к этому времени уже  был разделен на две группы, и, несмотря на последующее объединение страны, это выразилось в территориальном  делении на "хесепы" (провинции), которые греки называли "номами": 22 нома в Верхнем Египте и 20 номов  в Нижнем Египте. Это было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне назовут "временами  Бога", когда египетский трон занимал  царь Осирис. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 

    Неизгладимый  след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное  искусство Древнего Египта. Чтобы  лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть  возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они  верили, что душа человека после  его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно  сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог  и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой  всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также  статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой-либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся  с того света души её земную оболочку.

    Более всего заботились о том, чтобы  обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его  подданных вырубали из скал, перетаскивали  и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был  уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем  появились большие т.н. ступенчатые  пирамиды; старейшая из них находится  в Саккара и была сооружена  четыре с половиной тысячелетия  назад. Шедеврами древнеегипетского  строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное  впечатление они должны были производить  сразу после завершения, когда  их тщательно отшлифованные поверхности  ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

    Величайшее  и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона  Хеопса. Её высота 146 метров и в ней  может свободно уместиться, например, Исакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая  погребальная камера и ведущие к  ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это  не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства  пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств  была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым  фараон Тутанхамон.

    Из пирамид  и мастаб крупных вельмож на берегах  Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь  богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя  массивными, сужающимися кверху каменными  блоками, т.н. пилонами. К воротам  вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли  формы распространённых тогда в  Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в  огромных храмах Луксора и Кариака, которые были основаны примерно в 16-14 веках до нашей эры. В наше время  стал особенно знаменит высеченный в  скале храм в Абу-Симбеле. Строительство  Ассусианской плотины грозило ему  затоплением. Для спасения храма  была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова  собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

    Египетские  мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного  дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых  людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях  властителей.

    Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко  узнать по своеобразным приёмам изображения  человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно  полнее: ступни ног и голова в  виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а  в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали  друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и  окрашенных в красиво подобранные  тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены  труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько  желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

    Древние египтяне не знали перспективы, дальние  предметы они изображали просто над  ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают  тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в  лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

    Особый  расцвет египетского искусства  наступил в эпоху правления фараона  Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В  то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди  других произведений тогда были созданы  замечательные изображения дочерей  царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты  даже наших дней.

    Благодаря верованиям и строгим правилам древнее  египетское искусство просуществовало  почти без изменений около  двух с половиной тысячелетий. В  поздний период оно подверглось  воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей  эры окончательно угасло. 

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

    Египетская  мифология ближе всего подходит к греческой. Греки, покорив Египет, стали интересоваться его историей и культурой и изучать его  верования; они придали египетским мифам свою окраску и отождествили многих египетских богов с олимпийскими богами. Новейшие открытия египтологии  подтвердили эти предположения.

    Религия древнего Египта была собранием различных  культов, которые подвергались в  продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас  сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования  отпечаток своего общего характера  и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных  систем. Африка же есть страна фетишизма  и идолопоклонства. Обитатели Центральной  Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих  пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных. Впрочем, греки, всегда склонные искать в своих собственных мифах объяснение чужих богов, несколько иначе объясняют верования египтян и образы их богов. Вот каковы их воззрения. Во время страшной, ожесточенной борьбы олимпийских богов с великанами многие боги, спасаясь от преследований своих противников, принуждены были бежать в Египет, приняв, для того чтобы их не узнали враги, образ или форму животных. А египтяне приняли за действительный их вид те заимствованные ими формы, под которыми они их увидали впервые. Когда же греки захотели посредством искусства изобразить египетских богов, то они их совершено преобразили, отняв у них их животный характер, который казался грекам чем-то постыдным для богов.

    Религиозному  перевороту Эхнатона предшествовал  переворот Менеса, а задолго до него - Осириса (V тысячелетие до н.э.). Некоторые историки считают, что  радикальное изменение религии  произошло в эпоху Осириса - фиванского царя (4200 г. до н.э.), самого таинственного  из всех правителей, при котором  был повсеместно утвержден монотеизм. Тот же самый Осирис будет возглавлять  всевышний суд над душами умерших.

    В наши дни ученые пришли к согласованному выводу, что многочисленные божества египетских храмов следует считать  посредниками или воплощениями Высшего  Существа, единого Бога, которому поклонялись  жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храме. На вершине египетского  пантеона восседает единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в  непостижимой глубине своей сущности. В Египте поклонялись не множеству  богов, а, напротив, под именем какого-либо божества - Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа; доминирующей была идея единого изначального Бога... Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе; Первопричина всякой жизни; Отец отцов; Мать матерей". Они говорили также: "Из него проистекает  сущность всех других богов", "По его воле светит солнце, земля отделена от неба и гармония царит в его  творении". Но чтобы облегчить  народу веру в единого Бога, жрецы  выражали его атрибуты и его различные  воплощения в виде чувственных представлений. Один из наиболее совершенных образов  Бога был представлен в виде солнца с его главными характеристиками: формой, светом, теплом. Душа солнца называлась Амон, или Амон-Ра, что значит "скрытое  солнце". Бог - это отец жизни, а  все прочие божества - всего лишь составные части его тела. Здесь  мы можем говорить о знаменитой египетской триаде. Апостолы этой древней теологии утверждали даже, что высшее Существо - творец Вселенной - если и едино  в своей сущности, то не едино  в своем воплощении.

    Ему не нужно выходить из себя, чтобы быть плодотворным, и он порождает себя в себе самом: он одновременно является Отцом, Матерью и Сыном Бога, не выходя из Бога. Эти три сущности есть "Бог в Боге" и, не разделяя божественную природу, они все три  стремятся к бесконечному совершенству. Отец представляет созидательную силу, а Сын - повторение Отца - подтверждает и выражает его вечные атрибуты. Осирис - бог солнца, Исида - его сестра и супруга, и Гор - их сын. Об этих богах сложились мифологические легенды, пересказанные нам греческими писателями, и эти мифы как бы являются символами борьбы солнца и  мрака, света и тьмы. Подробности  этих легенд, или, лучше сказать, греческих  пересказов, интересны уже тем, что  объясняют нам множество эмблем и символов, часто встречающихся  на памятниках египетского искусства.

Информация о работе Мифология как основа искусства Древнего Египта