Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:27, реферат
Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что данная тема может быть достаточно актуальной.
В предлагаемой работе, я хочу дать читателю представление о культуре и жизни наших предков - славян. Их культура неразрывно связанна с религией, что можно легко понять, едва приступив к рассмотрению данного вопроса. Однако дать полное представление о религии славян невозможно без обращения к истории. Именно по этому первой частью этой работы является именно краткое описание истории древнего народа.
1. Введение…………………………………………………………………3
2. История славян………………………………………………………….3
3. Славянская религия……………………………………………………..7
4. Вселенная древних славян……………………………………………..9
5. Периодизация развития славянского язычества…………………….10
6. Заключение……………………………………………………………..11
7. Список используемой литературы……………………………………12
Министерство сельского хозяйства РФ
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт
Кафедра гуманитарных наук
Контрольная работа
По дисциплине: «Культурология»
На тему: «Мир славянского язычества»
Кемерово 2012
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. История славян………………………………………………………….3
3. Славянская религия……………………………………………………..7
4. Вселенная древних славян……………………………………………..9
5. Периодизация развития славянского язычества…………………….10
6. Заключение……………………………………………………
7. Список используемой литературы……………………………………12
1.Введение
Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что данная тема может быть достаточно актуальной.
В предлагаемой работе, я хочу дать читателю представление о культуре и жизни наших предков - славян. Их культура неразрывно связанна с религией, что можно легко понять, едва приступив к рассмотрению данного вопроса. Однако дать полное представление о религии славян невозможно без обращения к истории. Именно по этому первой частью этой работы является именно краткое описание истории древнего народа.
Об интересе к этой теме в последние время, не стоит и говорить, с каждым днём в России становится всё больше и больше поклонников оккультных учений. С чем связана подобная тенденция, сказать трудно. Возможно, это связанно с тем, что сейчас, в период экономического подъема России, многие вновь пытаются обратиться к истокам - истории русского народа. История же эта неразрывно связанна с одной из её частей - периодом язычества на Руси. Тем самым, люди, изучающие данный вопрос, иногда находят в этом более глубокий смысл, или же их просто увлекают за собой мифы и легенды русского фольклора.
Сказанья же эти действительно весьма увлекательны и интересны. Они способны отразить дух русского народа и его истинную сущность при их глубоком изучение. Погружение в историю народа невозможно без изучения его культуры и религии.
2.История славян
Гипотезы возникновения славян можно разделить на два основных потока, которые допустимо назвать “московский" и “петербургский”. Представители первого выводят происхождение славян из глубин бронзового века (подобно аналогичным версиям образования иллирийцев, фракийцев, балтов и т.д.). Слабым местом этого течения является отсутствие каких бы то ни было письменных упоминаний о славянах до первых веков нашей эры. Ученые, представляющие второй поток, утверждают что славяне возникли в первые века нашей эры на пространстве между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным воздействиям: балтскому, скифо-иранскому, дако-фракийскому. Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились на юг, наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.
В 6 веке нашей эры Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовьев Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым, разделив земли славянства. Последнее таким образом, распалось на южную, западную и восточную ветви.
Судьба их была различна.
Южные славяне (предки болгар, сербов,
хорватов, македонцев, черногорцев) попали
в сферу влияния цивилизации
Средиземноморья и быстрее
Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, славяне сохраняли свои наиболее архаичные черты. Для совершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Строились и специальные святилища в виде круглой площадки. окруженной изгородью, в центре которой ставились деревянные или каменные идолы.
В создании восточнославянского государства важную роль сыграли русы. Согласно одной точке зрения “русь" означает просто “войско, дружина" (Кирпичников, Дубов, Лебедев). Другое мнение отождествляет русов с летописными ругами или росомонами, народом германского происхождения, жившим на южном берегу Балтики. Часть его, спасаясь от натиска готов, переселилась в Восточную Европу еще раньше славян, во 2 в. н.э. (Гумилев). Как бы там ни было, к началу 9 века сложилось огромное славяно-русское государство. Его правителем являлся летописный Дир, носивший титул “каган” (хан). Этот кочевнический титул, необычный для европейского народа был принят Диром для того, чтобы продемонстрировать свое равенство с главой могущественного Хазарского каганата. В середине 9 века, однако, государство славяно-русов распалось.
В это время Русь вступила в сложные и многосторонние отношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принимали в свои ряды финнов, эстов, балтов и славян и получили здесь название “варягов”. С последними связана проблема происхождения правящей династии древнерусских, а затем и московских великих князей, носящих имя “рюриковичи”. В основу их генеалогии положены летописные сведения о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в Новгород неким Гостомыслом для успокоения смут. Происхождение Рюрика неясно - его считают датчанином, ругом или даже западным славянином. Преемнику Рюрика - “Вещему Олегу" удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую “Русскую землю" вместе с Киевом, куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.
Киевская Русь играла роль связующего звена между Скандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром. На территории Восточной Европы существовали два великих торговых пути: Волховско-Днепровский и конкурировавший с ним Поволжский. Правда, значение последнего резко сократилось после разгрома киевским князем Святославом в 965 г. Хазарского каганата - главного соперника славян.
На мировоззрение Киевской
Руси оказывали влияние идеология
скандинавов и народов южного
берега Балтийского моря. Однако общее
направление европейских
Несмотря на огромный ареал обитания, славяне практически не сохранили описания мифологических сюжетов. Их территория явилась ареной многочисленных войн и нашествий. Ни изолированных островов, ни неприступных гор здесь не было. Правда, "Исландией русского эпоса" был назван Русский Север (Онега, Печера и побережье Белого моря). Но там сохранились именно эпические памятники - прежде всего былины, где нет ни следа языческих богов (хотя и делаются попытки увидеть отражение оных в образах богатырей). Более архаичен массив славянских сказок. Однако сказки, представляя произведения художественной словесности, изначально содержали изрядную долю вымысла (отличаясь от мифов, которые являлись объектом веры). Упоминания языческих богов мы находим у христианских авторов в виде всевозможных "поучений против язычества" и в таком ярком произведении, как "Слово о полку Игореве". Интересный материал, как и у балтов, представляют песенный фольклор и народные праздники. Знаменитая же "Велесова книга" вызывает сомнения в ее подлинности.
Языческое изобразительное
искусство древних славян также
беднее кельтского или скандинавского.
Возможно, применительно к восточным
и южным славянам это объясняется
их "бродячим" образом жизни
в эпоху расселения и довольно
быстрой последующей
Фанталов Алексей. Таким образом, опираясь на монографию Фанталова, мы можем представить, как отличалось положение восточных, западных и южных славян. Определенно одно, история древнерусского государства очень противоречива и малоизученна. Однако, несмотря на это, имеющиеся у нас представление достаточно для составления общей картины истории страны.
Те далекие времена представляют большой интерес для исследователей религии. Славянская культура - отличная почва для подобных исследований. Так же немалая доля неизвестной информации может быть реконструирована без материальной базы, что порой приводит к потере достоверности.
3.Славянская религия
Под этим понятием обычно подразумевается комплекс воззрений, верований и культов древних славян, существовавший до введения в 988 году князем Владимиром Святославичем христианства, до сих пор сохраняющийся в культуре славянских народов в качестве традиций, и исконного устоя древней культуры.
Термин "язычество" имеет христианское книжное происхождение и применяется к верованиям различных народов. По отношению к мифологии и религии славян употребление этого термина вполне оправдано его славянской этимологией. Слово "язык" означало в том числе и "отдельный народ, племя". Русский летописец, рассказывая о истории славян придерживался мнения, что все славяне произошли от единого корня: "Был един язык славянский: славяне, которые сидели по Дунаю <. > От тех славян разошлись по земле и прозвались именами своими, от мест на которых осели… И так разошёлся славянский язык…". Таким образом слово "язычество" можно использовать как синоним народной, племенной религии славян.
Стоит отметить, что сами славяне судя по многим источникам, никогда не называли себя "язычниками" так как это название дается внешним наблюдателем и служит скорее для обобщения архаических религий различных народов.
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II-I тысячелетии до н.э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов.
Историки выделяют значительный пласт индоевропейской лексики, которая использовалась язычниками как сакральная. Среди параллелей: Сварог и сварга, Макошь и мокша, рота (клятва) и рита (на санскрите "порядок"), вещий и Веста, ведьма и Веды, Див и девы и т.д. Среди древнейших культов, имеющих общие индоевропейские и европейские корни, можно назвать близнечный миф, культ быка и рога, почитание Луны и Солнца. Ещё со средневековья традиционно отождествление славянских божеств с богами и персонажами греко-римской мифологии, имеющих много общего.
Но стоит задуматься, что было причиной, а что следствием? На мой взгляд нельзя со стопроцентной уверенностью утверждать, что славянские божества были заимствованы из древнегреческой мифологии. Основанием для этих сомнений служит неопределенность истории славян до прихода их на территорию Европы. Вполне возможно, что эта схожесть обусловлена не чем иным, как архетипами, лежащими в глубоких пластах коллективного бессознательного.
Религия славян не однородна, это связанно скорее всего с территориальными особенностями и условиями жизни различных славянских народов. Наряду с общеславянскими божествами (Сварог, Перун, Лада), в каждом племени складывался свой пантеон богов, одни и те же боги получали различные названия. Можно утверждать, что в раннем Средневековье разделились верования западных балтийских славян и восточных поднепровских, тогда как язычество южных, восточных а также польских славян во многом сохраняло единство.