Мир славянского язычества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:27, реферат

Описание

Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, лежит в самой формулировке темы работы. История древних славян - это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в 21 веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему я считаю, что данная тема может быть достаточно актуальной.
В предлагаемой работе, я хочу дать читателю представление о культуре и жизни наших предков - славян. Их культура неразрывно связанна с религией, что можно легко понять, едва приступив к рассмотрению данного вопроса. Однако дать полное представление о религии славян невозможно без обращения к истории. Именно по этому первой частью этой работы является именно краткое описание истории древнего народа.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3
2. История славян………………………………………………………….3
3. Славянская религия……………………………………………………..7
4. Вселенная древних славян……………………………………………..9
5. Периодизация развития славянского язычества…………………….10
6. Заключение……………………………………………………………..11
7. Список используемой литературы……………………………………12

Работа состоит из  1 файл

реферат 2.docx

— 33.37 Кб (Скачать документ)

При расселении славянских племён в VI-IX вв. их культура смешивалась  с верованиями местных финно-угорских, балтских и тюркских народов. Это вызвало сильную раздробленность и межплеменную вражду славян. Каждая деревня могла иметь своих богов, а конфликты на религиозной почве возникали с завидной регулярностью.

Славянское язычество  относится к политеистическим религиям, то есть славяне признавали существование  многих богов. Язычник, используя слово "бог", имел ввиду конкретное сверхъестественное существо, представителя славянских родов, достигшего духовного уровня Творца и получившего возможность оперировать процессами вселенной. Славяне говорят: "Боги наши - суть предки наши, а мы дети их".

Особенностью славянского  язычества часто является выделение  у каждого племени своего главного божества. Так в договорах Руси с Византией Перун назван "бог  наш", "в которого веруем". Гельмольд говорит о поклонении Святовиту, "которому посвятили величайшей пышности храм и идола, ему именно приписывая первенство между богами". Вместе с тем у славян, как и у балтов, имелось представление о верховном божестве. Но, как правило, боги эти у разных племен могли быть разные.

Для славянского язычества  характерен дуализм. Если у скандинавов, например, трудно выявить "добрых" и "злых" богов, то славяне различали  и противопоставляли чёрное и  белое начало мира, тёмное и светлое, земное и небесное, женское и мужское  начала. Такое противопоставление известно для Белобога и Чернобога, Перуна и Велеса, Святовита и его ночных врагов. Исследователи заметили, что в пантеон князя Владимира не вошли ни Велес, ни Сварог, ни Род, важнейшие боги, которые противостояли Перуну.

 

4.Вселенная древних славян

Славяне делили мир на три  яруса. Верхний ярус - небо, мир богов. Средний ярус - мир людей. Нижний, подземный ярус - мир духов, теней. Каждый ярус имел цифровое обозначение (1,2,3) и символизировался птицами (небо), волком и медведем (земля) и змеем (подземный мир). Нижний ярус включал  в себя несколько частей, проникнуть под землю и вернуться обратно можно было через колодцы, реки, озера и моря.

Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нем - в мире людей, а ветви - в небе. По мнению ученых, у славян мировым древом был дуб. С образом дерева связывают  букву "Ж"

Солнце, двигаясь вокруг мира людей по своему пути ("путь Хорса"), посещает и небо, и подземное царство (ночное Солнце). Особое место занимают моменты восхода и захода Солнца (образы вечерней и утренней Зари).

Славяне выделяли четыре или  восемь сторон света. Наиболее значимыми  были запад, как ориентация тела усопшего в могиле, и северо-восток, как  ориентация храмов на точку восхода  солнца в день летнего солнцестояния.

Элементом, связующим вселенную, для славян был огонь. Его использовали при принесении жертв, на похоронах, на праздниках, в охранительных целях  и т.д. Огонь был символом вечности. Персонификацией огня был Сварог. Исследователи называют Сварога богом вселенной. Арабские авторы называют славян и русов огнепоклонниками.

Считается, что у славян были представления о "рае", который  в восточнославянском фольклоре  называется Ирий (Вырий), это место связано с Солнцем и птицами, находится на юге или под землей (под водой, в колодце). Туда переселяются души усопших. Также имеются представления об острове Буяне, также отождествляемым с потусторонним миром. В средневековом Новгороде существовало представление о том, что рая можно достичь по морю, и что якобы один из новгородцев сделал это, отправившись на восток.

Происхождение людей восточные  славяне связывают с Дажьбогом, сыном Сварога. Все славяне верили в жизнь после смерти, верили в бессмертие. Считалось, что после сожжения, душа умершего попадала в рай. По мнению некоторых исследователей, славяне верили в реинкарнацию.

 

5.Периодизация развития славянского язычества

Б.А. Рыбаков составил свою периодизацию славянского язычества, она включает в себя три стадии:

1-я  стадия. Люди живут в каменном веке, воюют палицами и камнями, знают лишь групповой брак и до появления Сваpога, очевидно, не знают единого бога. В то время существовал лунный календарь.

2-я  стадия. Эра Сварога. Появилось божество неба и огня - Сваpог. Люди познали металл. Устанавливается моногамия и жестокая казнь (сожжение) за нарушение ее.

3-я  стадия. Эра Дажьбога. Установилось классовое общество, люди начали платить дань царям. И, по всей вероятности, в это время в связи с культом Солнца старый счет по лунным месяцам был заменен солнечным календарём из 12 месяцев.

Данная периодизация не совсем точно отражает летописный текст, так  как в нём идет речь о двух периодах - до и после правлений Сварога и Дажьбога. Первый период характеризуется матриархальными порядками, лунным календарем и каменными орудиями труда. Второй - патриархатом, солнечным календарем, металлическим оружием, наличием княжеской власти и верой в богов.

В данной работе я не считаю целесообразным представлять иные взгляды  на периодизацию, так как это тема отдельной работы. Стоит заметить, что взглядов на это предостаточно: каждый историк пытался составить свою периодизацию. Поэтому судить о достоверности систем Рыбакова достаточно сложно. 

 

6.Заключение

С течением веков славянское язычество все более становилось  выражением народного мировосприятия. Язычество удержалось в деревне и было формой проявления народных, крестьянских воззрений, существовавших на своих тысячелетних исконных основах. Русская народная культура XVIII - XIX вв. традиционна, и эта традиционность уходит в языческую старину. Значительная часть народного творчества связана с язычеством. В языческие времена искусство было неразрывно связано с самим язычеством.

Для изучения истории России, на мой взгляд, необходимо обратиться к истокам - к религии древних  славян. Это - неисчерпаемый кладезь  народной мудрости, который нам завещали предки. Познание народной культуры, всех видов крестьянского творчества невозможно без выявления его  архаичной языческой подосновы. Изучение язычества - это не только углубление в первобытность, но и  путь к пониманию культуры народа.

История государства неоднородна  и складывается она не только из решений правителей и военных  действий, история страны - это прежде всего его народ, который напрямую связан с религией. Без неё трудно представить существование полноценного государства: все мы прекрасно помним СССР. Вот почему изучение архаических истоков культуры так важно при изучении истории и культуры страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Список используемой литературы

 

1.  Славянская мифология:  Энциклопедический словарь. А-Я. М., 1995

2.  Васильев М.А. Язычество  восточных славян накануне крещения  Руси М., Индрик. 1999

3.  Вуйцицкая У. Из истории русской культуры: Языческое наследие в традиционной культуре. 2002

4.  Толстой Н.И.  Очерки  славянского язычества. М., Индрик. 2003

5.  Рыбаков Б.А.  Язычество  древних славян. М., Наука. 1981

6.  Культура варварской  Европы: типология мифологических  образов (диссертация Алексея  Фанталова)

 


Информация о работе Мир славянского язычества