Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:38, контрольная работа
История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I
Введение ……………………………………………………………………….3
Великий учёный ………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………..11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский
государственный торгово-
Факультет:
Налогов и налогообложения
Кафедра:
Экологической и экономической политики
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине « Культурология »
Тема: М.Ломоносов,
как уникальное явление в отечественной
науке и культуре.
Содержание
Введение ………………………………………………………
Великий учёный ………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………..11
Введение:
История человечества
знает много разносторонне
Тщательное изучение
работ Ломоносова в области физики
и химии, проведенное в наше время,
открыло нам совершенно новое
понимание роли Ломоносова в мировой
науке. Если в науке современной
ему эпохи доминировали узкий
эмпиризм, ограниченность и метафизичность
теоретических концепций, то гении
Ломоносова охватывал эти проблемы
во всей их широте и поднимался до глубоких
теоретических обобщений, идущих часто
- против течения, но вскрывающих истину.
Ломоносов несомненно олицетворяет собой
наиболее прогрессивный и боевой дух науки
своего времени. Оценка его работ знаменитым
Эйлером, полагавшим, что “эти работы
могут служить украшением любой академии”,
несомненно оправдана.
Великий ученый,
ставший гордостью своей
Все виденное мальчиком вызывало необычную в ребенке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать. Однако это были церковные книги, и в них он не находил ответа на интересовавшие его вопросы.
С большим трудом
удалось ему достать
Деревня, в которой
родился М. В. Ломоносов .Несчастливой
была домашняя жизнь Михаила Ломоносова.
Мать его, Елена Ивановна Сивкова, умерла,
когда он был еще ребенком. Много лет спустя
Ломоносов писал: “Имеючи
отца хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанного, и злую завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моем, представляя, что я всегда сижу по-пустому за книгами, для того многократно я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединенных и пустых местах и терпеть стужу и голод...” Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из родного дома.
Зимой 1730 г. он ушел с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 г. Ломоносов поступил в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию—первое высшее учебное заведение Московской Руси. Нелегки были годы учебы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: “Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил”. В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, — “смотри-де какой болван лет в двадцать пришел латыни учиться”, — Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
Но схоластическая наука его не удовлетворяла. Ломоносов искал новых путей. Он собирался было уехать священником с Оренбургской экспедицией, однако при допросе открылось истинное происхождение Ломоносова (при поступлении в академию он сказался сыном попа), и поездка не состоялась. Затем он ездил в Киевскую духовную академию, но и обучение в ней . его не удовлетворило. Сенатское предписание пришло как нельзя кстати: в числе лучших двенадцати учеников, вызывавшихся в Петербург, был назван и Михайло Ломоносов. В день нового 1736 г. он прибыл в Петербург. Еще одно обстоятельство оказалось благоприятным для Ломоносова. Ощущалась острая необходимость в специалистах горного дела. И трое наиболее подготовленных студентов: Ломоносов, Виноградов и Рейзер — были отправлены за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. 3 ноября 1736 г. студенты прибыли в Марбург к Вольфу, а затем должны были обучаться металлургии у Генкеля во Фрейберге.
Ломоносов с увлечением слушал лекции Вольфа. Для преподавания Вольфа характерно было использование математического метода, что вносило ясность в изложение наиболее сложных вопросов. Это особенно понравилось Ломоносову, и тогда же он решил: если доведется ему в дальнейшем что-либо преподавать, всегда поступать так же. Высоко оценивая Вольфа, Ломоносов не принял идеалистическую часть его системы. Об этом свидетельствуют первые работы Ломоносова, отосланные им в 1738—1739 гг. при отчете в академию: “Образчик знания физики: о превращении
твердого тела в жидкое...” и в особенности физическая диссертация “О различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул”. Но если Ломоносов так быстро смог преодолеть Вольфа, то тем более быстро он должен был убедиться, что ему нечему учиться у Генкеля, который, по отзыву Ломоносова, “всю разумную философию презирал”. Отношения между Генкелем и Ломоносовым быстро испортились, и Ломоносов покинул Фрейберг.
8 июня 1741 г., после
почти пятилетнего пребывания
за границей, Ломоносов прибыл
в Россию. Через полгода после
занятий по переводам, по
В феврале 1744 г. Ломоносов представил новую диссертацию “О нечувствительных физических частицах” и в том же году закончил замечательную работу “Размышления о причине теплоты и холода”. В апреле 1745 г. он подал рапорт2 о назначении его профессором химии. Конференция, рассмотрев рапорт Ломоносова 3 мая 1745 г., согласилась с тем, что он достойный кандидат на профессорское звание, и предложила ему написать и защитить диссертацию по металлургии. В июне диссертация “О светлости металлов” была готова. Однако Шумахер пытался препятствовать назначению Ломоносова, он отослал его работы “О светлости металлов”, “Размышления о причине теплоты и холода” и “Попытка теории упругой силы воздуха” Эйлеру, думая получить плохой отзыв. Но вопреки ожиданиям Шумахера Эйлер прислал восторженный отзыв: “Все сии сочинения не только хороши, но и превосходны, ибо он изъясняет физические и химические материи... с таким основательством, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений”. В июле 1745 г. Ломоносов стал профессором. Профессорская деятельность Ломоносова с первых шагов отличалась важными для русской науки начинаниями. Первым было строительство в России химической лаборатории, вторым— издание ломоносовского перевода “Экспериментальной Вольфи-янской физики”. Этим переводом русская физика получила не только первый учебник на русском языке, но и
основы русского научного языка. В 1749 г. вышел первый том “Новых комментариев Петербургской Академии наук”, в которых были помещены “Размышления о причине теплоты и холода”, “Опыт теории упругой силы воздуха”, “О вольном движении воздуха, в руднике примеченном”, “Рассуждение о действии химических растворителей вообще”. В 1749 г. Ломоносов принял участие по предложению Эйлера в конкурсе Берлинской академии наук на тему о происхождении селитры.
Период 1745—1750 гг.
характеризуется большими творческими
достижениями Ломоносова. Он разработал
и обосновал новую отрасль
знания — физическую химию, кинетическую
теорию теплоты и газов, сформулировал
закон сохранения материи и движения.
В то же время Ломоносов вел
кипучую научно-
В следующее пятилетие (1750—1755) деятельность Ломоносова развертывается также широким фронтом. Его научная работа протекает по двум направлениям: электрические явления и химия. В этот же период Ломоносов много занимается вопросами окрашивания стекла. К 1752 г. эти опыты были в основном закончены, а в 1753 г. благодаря огромным усилиям Ломоносова был пущен первый завод мозаичного стекла (ныне это знаменитый завод художественных изделий под Ленинградом).
6 сентября 1751 г.
Ломоносов произнес свое
Много сил отдавал Ломоносов в этот период созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 г. Московский университет был открыт. И сегодня, являясь ведущим вузом страны, он по праву носит имя великого ученого.
В этот период Ломоносов задумал “Трактат о природе эфира, разработанный математическим методом” (до нас ничего не дошло из этого сочинения), написал “Трактат электричества, разработанный математическим путем”. В
результате опытов по цветам и краскам Ломоносов создал “Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее”. В связи с открытием в 1759 г. петербургским академиком Брауном точки замерзания ртути Ломоносов в 1760 г. опубликовал “Рассуждение о твердости и жидкости тел”. В 1757 г. Ломоносов был назначен советником канцелярии, а с марта 1758 г. ему были поручены Историческое и Географическое собрания, гимназия и университет. 26 мая 1761 г. Ломоносов наблюдал редкое астрономическое явление—прохождение Венеры по диску Солнца — и открыл атмосферу Венеры. В связи с географическими занятиями он публикует работы: “Рассуждение о большой точности морского пути” (содержит предложение об организации международной мореплавательной академии и о расширении работ по земному магнетизму, геофизике и метеорологии”, “Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским Океаном в Восточную Индию” (идея Северного морского пути), “Мысли о происхождении ледяных гор в Северных морях”.
Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так:
“С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом и пестуном”. Ломоносов придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Он считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка.В марте 1765 г. Ломоносов простудился и 4 апреля скончался. Он умирал в тяжелом сознании гибели своих начинаний. Ломоносов был прав и не прав. Он ясно сознавал невозможность осуществления в царской России тех идеалов, за которые боролся всю жизнь. Через 150 лет после его смерти другой великий русский ученый П. Н. Лебедев с горечью скажет о невыносимых, “ломоносовских” условиях русской научной работы, скажет о том, что “в ужасающем количестве гибнут творческие научные замыслы, и то, что достигается, достигается вопреки этим условиям”.
Информация о работе М.Ломоносов, как уникальное явление в отечественной науке и культуре