М.Ломоносов, как уникальное явление в отечественной науке и культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 12:38, контрольная работа

Описание

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия—вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след. А. С. Пушкин писал, что, “соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей”. Следует заметить, что эта разнообразная деятельность Ломоносова была порождена бурной эпохой преобразования нашей Родины, эпохой, связанной с деятельностью Петра I

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3
Великий учёный ………………………………………………………………4
Заключение……………………………………………………………………9
Список используемой литературы…………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

Культур.[1].docx

— 32.49 Кб (Скачать документ)

Заключение:

Заканчивая, подведем некоторые итоги его научной  деятельности, охарактеризуем его физические воззрения.

Ломоносов является одним из основоположников кинетической теории теплоты и газов, автором  закона сохранения материи и движения. Приведем слова Ломоносова из письма Л. Эйлеру (1748 г.): “Все изменения, случающиеся  в природе, происходят так, что если что-либо прибавится к чему-либо, то столько же отнимется от чего-то другого. Так, сколько к какому-нибудь телу присоединится материи, столько же отнимется от другого; сколько часов я употребляю на сон, столько же отнимаю от бдения и т. д. Так как этот закон природы всеобщ, то он простирается даже и в правила движения, и тело, побуждающее своим толчком другое к движению, столько же теряет своего движения, сколько сообщает другому, движимому им”.

Ломоносов впервые  предсказал существование абсолютного  нуля температуры, объяснил из кинетических соображений закон Бойля. Введя  в химию весы, он доказал неправильность мнения об увеличении веса металлов при  их обжигании в “заплавленных накрепко стеклянных сосудах”.

Он впервые  высказал мысль о связи электрических  и световых явлений, об электрической  природе северного сияния, о вертикальных течениях как источнике атмосферного электричества. Защищая волновую теорию света, Ломоносов в оптике проделал большую работу по конструированию  оптических приборов, по цветам и красителям, по преломлению света.

Ученый оставил  после себя большое число идей, реализация которых осуществлялась наукой в 3течение 100—150 лет после его смерти. Записывая, например, наблюдение, что “наэлектризованная чаша весов притягивается к железной плите”, Ломоносов делает вывод: “Весами можно весить электрическую силу”. Это было реализовано В. Томсоном в абсолютном электрометре. Занимаясь электричеством, он делает пометку: “Надо поставить опыт, будет ли луч света иначе преломляться в наэлектризованном стекле и воде”. Такой опыт был проведен в 1875 г. Керром, открывшим двойное преломление луча в электрическом поле.

Новые идеи у  Ломоносова не были случайными догадками. Они являлись результатом его  стройного научного материалистического  мировоззрения. Ломоносов был разносторонним и глубоким философом, мечтавшим  написать грандиозную корпускулярную философию природы, объясняющую все явления органической и неорганической природы с единой точки зрения.

В своем мировоззрении  он не был ни ньютонианцем, ни картезианцем. “Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не посчитайте. Если вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы”,—писал Ломоносов в одной из заметок. Ломоносов был более последовательным материалистом, чем Декарт и Ньютон; он строго руководствовался основной идеей:

“Природа крепко держится своих законов и всюду  одинакова”. В своих исследованиях  Ломоносов широко использовал закон  сохранения материи и движения. Природа, по Ломоносову, “состоит в действии и противодействии”. Это прекрасный образец диалектики. Своими воззрениями  Ломоносов стремился преодолеть метафизику и прежде всего отрыв  материи от движения. Хотя под движением  он понимал только механическое движение, но его высказывания, что “тела  не могут ни действовать, ни противодействовать взаимно без движения; природа тел состоит в движении, и, следовательно, тела определяются движением”, свидетельствуют об огромной высоте, на которой стоял Ломоносов и в этом вопросе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. В.Чолаков “Нобелевские премии.Учёные и открытия”

2. Фамин В.В. –Ломоносов : гений русской истории, Москва: Русская панорама- 2006

3. Морозов А.А. Ломоносов /А. Морозов -5 –е издание. Москва: Молодая гвардия,1965 г

4. Бубилович А.С. Ломоносов, как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности автора.

5.Лебедев Е.Н. Ломоносов / Е.Н. Лебедев. – М., 2008. – 748 с. - (Ломоносовская библиотека).

6.Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся / Э.П. Карпеев. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

7.Черняховский Ф. Михайло Васильевич Ломоносов / Ф.Черняховский. – Архангельск: Книж. изд-во, 1953. – 28 с.

8.Киприянов В. Беспорядки Ломоносова: библиотека исторических курьёзов / В. Киприянов. – Архангельск, 1991. – 108 с.  
 
 
 
 

Информация о работе М.Ломоносов, как уникальное явление в отечественной науке и культуре