Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:51, реферат
Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.
Появление термина «стиляга»…………………………………………….3
Причины возникновения субкультуры стиляг………………………....4
Мода стиляг……………………………………………………………….5
Сленг стиляг………………………………………………………………6
Музыка и танцы…………………………………………………………..8
Взаимоотношения с обществом………………………………………….10
Образ стиляг в искусстве…………………………………………………11
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации ФГОУВПО Тюменская
государственная
НАУЧНЫЙ РЕФЕРАТ
по теме:
МОЛОДЕЖНАЯ
СУБКУЛЬТУРА «СТИЛЯГИ»
Проверил: Звонарева Л.В
Выполнил: Фетисова И.С
Гр.Б-АЭ-11
Тюмень 2011
Содержание
1.Появление термина «стиляга»
Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
Установить, когда
возник этот термин, невозможно, однако,
существует мнение, что он пришёл из языка
джазистов, музыкантов. «Стилять» у исполнителей
джаза означало играть в чужом стиле, кого-то
копировать, отсюда презрительное выражение
«стилягу дует» — это о саксофонисте,
который играет в чужой манере. И, соответственно,
термин переносится на самого исполнителя
— «стиляга». «Стиляга» — это не самоназвание;
сами себя эти молодые люди либо никак
не называли, либо именовались «штатниками»
(то есть горячие поклонники Соединённых
Штатов).
В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил»
появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга»
под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое».
В фельетоне описывался школьный вечер,
где появляется нелепо разодетый «на иностранный
манер», тщеславный, невежественный, глуповатый
молодой человек, который гордится своим
пёстрым нарядом и навыками в области
иноземных танцев. И все эти навыки, по
словам фельетониста, вызывают смех и
брезгливую жалость у остальных студентов.
Таким образом, термин стиляга не только
потеснил самоназвание «штатник», но и
полностью заменил его.
2. Причины возникновения субкультуры
стиляг
Одной из главных
причин появления движения «стиляг» стала
активизация международных контактов
СССР как в годы войны, так и после неё.
Увеличение числа дипломатических работников
автоматически увеличило и количество
членов их семей, живущих в другой, «несоветской»
реальности, ассоциирующейся с успехом
и процветанием. При этом если официальная
пропаганда продолжала игнорировать факты
заимствования СССР западных научных
и технических достижений, то на бытовом
уровне советские инженеры, вынужденные
копировать зарубежные образцы, и экономисты,
изучающие конъюнктуру рынков «стран
капитала» на предмет экспорта туда сырьевых
товаров и закупок оборудования, не испытывали
пиетета перед советской идеологией и
передавали эти настроения молодому поколению.
Те, в свою очередь, способствовали их
распространению среди широких слоев
городской молодёжи.
Если для детей советской элиты пристрастие
к западной культуре было элементом показательного
протеста и признаком «особости», то для
большинства молодых людей того времени
новая субкультура стала психологической
защитой от нищеты и разрухи послевоенных
лет. Несоответствие убогой реальности
с красочностью кино-мира, запечатлённого
в так называемых «трофейных фильмах»,
вызывало у молодых людей состояние дискомфорта.
Кроме того, вернувшиеся из Европы победители
привезли с собой огромное количество
трофейной одежды, обуви, украшений и модных
журналов. Эти вышедшие из моды на Западе
предметы и стали основой для создания
гардероба стиляг «из народа». Помимо
вещей, после войны в СССР стали популярны
зарубежные пластинки с джазовыми композициями
и неизвестные доселе танцы. Так, танец
буги-вуги был впервые увиден советскими
людьми во время встречи на Эльбе с американскими
солдатами.
Писатель Эдуард
Лимонов в своей книге «У нас
была великая эпоха» так описывает
сложившуюся после войны
На барахолках страны приземлились и пошли
по рукам платья, костюмы, пальто для всех
полов и возрастов — «трофейное барахло»,
вывезенное солдатами в вещевых мешках
из покорённой Германии… Каталогом и
гидом для путешествий по морю кожаных
тирольских шорт, румынских, итальянских
и венгерских военных пальто и детских
берлинских костюмчиков служили американские
фильмы… Глядя на голливудских девушек
и суровых гангстеров в двубортных костюмах
и шляпах, запоминала русская молодёжь
модели одежды.
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг:
«Серенада Солнечной Долины», «Джордж
из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей
мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты
с участием Дины Дурбин.
Одежда и сам
образ жизни стиляг не был слепо скопирован
с американского образца. В первые годы
существования данного феномена, облик
стиляги был, скорее, карикатурен: широкие
яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа
с широкими полями, немыслимых расцветок
носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях».
Описание стиляги из вышеуказанного фельетона
Д. Г. Беляева:В дверях зала показался юноша.
Он имел изумительно нелепый вид: спина
куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы
зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового
цвета я не видел даже в годы знаменитого
клёша; ботинки на нем представляли собой
хитроумную комбинацию из чёрного лака
и красной замши. Юноша опёрся о косяк
двери и каким-то на редкость развязным
движением закинул правую ногу на левую.
Обнаружились носки, которые слепили глаза,
до того они были ярки…
Впоследствии
внешний вид стиляги претерпел
значительные изменения: появились
знаменитые брюки-дудочки, взбитый
«кок» на голове, элегантный пиджак
с широкими плечами, узкий галстук
— «селёдочка», завязывающийся на микроскопический
узел, зонтик — тросточка. Актуальными
у стиляг считались свитера «с
оленями», в подражание героям фильмов
«Серенада Солнечной Долины»
и «Девушка моей мечты». В качестве
обуви в среде стиляг приветствовались
полуботинки на толстой белой
каучуковой подошве (так называемая
«манная каша»). Летом пользовались
популярностью яркие рубашки
в «гавайском стиле».
Таким образом, образ стиляги эволюционировал
от эпатажа к элегантности.
Для девушки, чтобы прослыть стилягой,
было достаточно ярко краситься и носить
причёску «венчик мира» (вокруг головы
завивали волосы и укладывали в форме
венца). Особым шиком считались узкие юбки,
обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные
предметы роскоши — трофейные зажигалки
и портсигары, американские игральные
карты с полуобнажёнными девушками , редкие
в то время авторучки. В 60-х годах стиляги
отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный)
образ.
Стилягам было важно не только выделить
себя из толпы, из «серой массы», при помощи
одежды или образа жизни, но и при помощи
особого языка, точнее — жаргона.
Частично этот сленг был воспринят стилягами
от джазистов. Вот некоторые слова и выражения,
принятые в языке стиляг и затем частично
распространившиеся за его пределы:
В конце 1940-х —
в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной
считалась музыка свингового оркестра
Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие
в кинофильме «Серенада Солнечной долины».
Несмотря на то, что миллеровский биг-бэнд
продолжал существовать и пользовался
в мире неизменной популярностью, многие
в СССР думали, что этот музыкальный коллектив
распался после гибели своего руководителя:
майор американских ВВС, тромбонист, аранжировщик
и композитор Гленн Миллер погиб (по другим
данным — пропал без вести) в 1944 году. Песня
из кинофильма «Серенада Солнечной Долины»
под названием «Поезд на Чаттанугу» стала
своеобразным гимном стиляг. С психологической
точки зрения образ поезда, уезжающего
в неведомую и недоступную Чаттанугу,
стал для стиляг основным эскапистским
символом, позволявшим хотя бы мысленно
«уехать» в обожествляемую ими Америку.
Также были популярны композиции Бенни
Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты
и танго (в том числе в исполнении Марики
Рёкк и Лале Андерсон), стиляги тяготели
к джазовой музыке: многие из них были
знакомы с джазменами или сами играли
на различных музыкальных инструментах.
Среди танцев в конце 1940-х был актуален
буги-вуги. Причём, советские стиляги не
ограничивались довольно скудными познаниями
в этой области и изобретали собственные
вариации на тему модного танца. Так, существовали
«атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский»
стили. Первые два мало чем отличались
друг от друга и были некоей вариацией
на тему танцев джиттер баг, линди хоп
и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был
медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
С возникновением на Западе моды на рок-н-ролл,
стиляги восприняли и этот танец. Популярны
композиции Билла Хейли (в особенности,
«Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри,
Литтл Ричарда, Бадди Холли.
Однако грампластинки с записями модных
исполнителей в СССР были редкостью. В
связи с образовавшимся дефицитом, стал
популярен так называемый «рок на костях»
— запись музыки производилась на рентгеновских
снимках (у стиляг существовало ещё одно
название таких «пластинок» — «скелет
моей бабушки»). Только с появлением магнитофонов
на рынке товаров «рок на костях» утратил
свою актуальность.
Один из самых значительных российских
джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей
Козлов в своей автобиографической книге
«Козёл на саксе» следующим образом описывает
ситуацию:
Контролировалось все: одежда и причёски,
манеры и то, как танцуют. Это была странная
смесь концлагеря с первым балом Наташи
Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да
и манеры были из прошлого века — падекатр,
падепатинер, падеграс, полька, вальс.
Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены,
но не рекомендованы. Их разрешали иногда
заводить один раз за вечер, и то не всегда,
все зависело от мнения и настроения присутствующего
директора школы или старшего пионервожатого.
При этом смотрели, чтобы никаких там попыток
танцевать фокстрот «стилем» не было.
Как только кто-либо из учеников делал
что-то не так, в радиорубку срочно подавался
знак, пластинку снимали и дальше уже ничего
кроме бальных танцев не ставили.