Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:51, реферат
Стиляги — советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам.
Появление термина «стиляга»…………………………………………….3
Причины возникновения субкультуры стиляг………………………....4
Мода стиляг……………………………………………………………….5
Сленг стиляг………………………………………………………………6
Музыка и танцы…………………………………………………………..8
Взаимоотношения с обществом………………………………………….10
Образ стиляг в искусстве…………………………………………………11
6.Взаимоотношения с обществом
Молодые люди, ревностно
следовавшие моде и предпочитавшие джазовую
музыку, существовали ещё до войны. Однако
стиляги, появившиеся во второй половине
1940-х гг., уже подпадали под определение
«безродных космополитов»: в стране шла
ожесточённая борьба с «низкопоклонством
перед Западом». Стиляги с их повышенным
интересом к западноевропейской и американской
поп-культуре, стали одной из главных мишеней
партийно-комсомольских функционеров.
Фельетоны, карикатуры и гневные статьи
в прессе имели целью не только высмеять
и выявить низменную сущность стиляг,
но и показать их в качестве потенциальных
врагов Советской Власти:
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину
продаст».
Пусть переделываются и сдаются!» Желание
общества «переделать» (а по-существу,
сломать) нонконформистов, выливалось
в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских
и студенческих собраниях, к выговорам
по комсомольской линии. Если же и это
не помогало, то непокорных отчисляли
из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Исключение
из комсомола имело негативные последствия
как для карьеры исключённого, так и для
отношения к нему властей.
На стиляг устраивали
настоящую охоту дружинники, а
в провинциальных городах расправа
со стильно одетыми молодыми людьми
и вовсе выходила за рамки цивилизованной
«борьбы с недостатками»: стиляг
ловили, стригли их под полубокс,
а узкие штаны распарывали
и вшивали красные сатиновые
клинья.
Подобное отношение вызывало ответную
реакцию — стиляги замыкались внутри
своих компаний и от простого восхищения
западной поп-культурой переходили к неприятию
советской действительности.
Музыкант Алексей Козлов говорил:
У стиляг было такое отработанное бессмысленное
выражение глаз. Не потому что мы придурки.
Просто если бы мы обнажили свой взгляд,
если бы смотрели, как мы чувствуем, —
все бы увидели, как мы их ненавидим. За
этот взгляд можно было поплатиться.
7.Образ стиляги в искусстве
Образ стиляги
в советском кинематографе 1950-х годов
был сугубо карикатурен и жалок. Это —
недалёкий, надменный франт, презирающий
«серую массу», и от этого становящийся
ещё более смешным. Таков герой Эдик (исп.
Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты»
(1955): в городской школе парикмахеров идут
экзамены. Неспособная ученица Кукушкина
(Тамара Носова) просит своего приятеля,
стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый
Эдик соглашается — и надолго прощается
со своим стильным «коком».
В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама
о трёх подругах, окончивших школу) одна
из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами
(то, что стиляга — тунеядец не должно
было вызывать никаких сомнений).
В детективе «Дело пёстрых» (1958),
снятом по роману Аркадия Адамова, показана
преступная и подлая сущность стиляги
Арнольда и его приятелей. От высокомерного
чванства и любви к «красивой
жизни» — к преступлению: такова
мораль произведения.
Короткометражная
комедия «Иностранцы» (одна из частей
киноальманаха «Совершенно
В кинофильме «Покровские ворота» (1982)
с ироничной ностальгией показан маленький
эпизод: главный герой Костик (исп. Олег
Меньшиков) «на хате» танцует рок-н-ролл
со своей приятельницей Светочкой (исп.
Татьяна Догилева).
В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем
был снят документальный фильм «Бродвей
моей юности», посвящённый стилягам, а
также моде, танцам и фильмам 1950-х годов.
Фильм снят в форме интервью с известными
людьми — Галиной Волчек, Натальей Фатеевой,
Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым
и другими.