Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 16:06, реферат

Описание

В данной работе мы рассмотрим возникновение молодежных субкультур, раскроем основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализируем формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризуем атрибуты молодежной субкультуры.

Работа состоит из  1 файл

Культурология.rtf

— 239.19 Кб (Скачать документ)
 

ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной службы 

Кафедра «Юриспруденция» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по культурологи на тему 

Молодежная субкультура 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Выполнил: студент группы 

                                                                   09ЮРЗк-12________________    

     

                                                             Яковлев Кирилл Алексеевич 

                                                        

                                                 Проверил:  

                                                                                 Балонова Мария Григорьевна 
 
 
 
 

Нижний Новгород 

2010 г. 
 

Введение 

     В данной работе мы рассмотрим возникновение молодежных субкультур, раскроем основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализируем формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризуем атрибуты молодежной субкультуры.

     Целью работы является определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального молодежного объединения для развития личности молодого человека. Объект исследования - неформальные молодежные объединения. Было проведено исследование неформальных молодежных объединений, их отличий друг от друга, основных идей, форм организации, элементов субкультуры, отношение к другим организациям, связь с обществом.

         В первую очередь следует четко определить  объект исследования, его возрастные и психологические характеристики.

В нашем случае молодежь - это социальная возрастная группа молодых людей (чаще всего от 16 до 25 лет ), с одной стороны они несут в себе результаты влияние различных факторов, в целом представляют собой сформированные личности, а с другой стороны - их ценности остаются гибкими, подверженными различным влиянием. Жизненный опыт этой группы не богат, представление о морально-этических ценностях часто окончательно не определены.

Психологически молодежь относится к миру взрослых, а социологически - к миру отрочества.  При насыщении знаниями человек созревает гораздо раньше, но его положение в обществе,  возможность сказать   свое

слово - требует определенного опыта, в этом случае зрелость человека достигается позже. «Молодежь» как феномен и социологическая категория, рожденная индустриальным обществом, характеризуется психологической зрелостью при отсутствии весомого участия в институтах взрослых.

 

Что такое субкультура 

     Это сфера досуга как область, предоставляющая молодому поколению максимально широкие возможности для реализации индивидуальных устремлений, формальной и неформальной по характеру деятельности, служит пространством для возникновения различных молодежных субкультурных течений. Молодежную субкультуру необходимо рассматривать как результат культурно-досуговой деятельности молодежи, которая для реализации своих устремлений формирует особые интерсубъективные структуры.

     Субкультурная деятельность молодежи присуща высокоразвитому обществу, достигшему определенного уровня благосостояния и гарантирующему удовлетворение основных биологических и социальных потребностей подавляющему большинству своих членов. В этих условиях поведение молодых людей значительно отличается от взрослых, к тому же они уже вырабатывают свои ценностные ориентации, с помощью Интернета получают значительно больше информации о жизни своих сверстников за рубежом. Поэтому молодежная субкультура представляет собой полифункциональное явление, отвечающее разнообразным потребностям развития личности, и, прежде всего - потребности в социальной и культурной идентичности, включения личности в ту или иную культурно-досуговую общность. Стремление личности отождествить себя с целым, социум, общество, родина, а также различия в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры отдельными и социальными, и возрастными группами выделяют молодых людей из большого сообщества и приводят к формированию специфических систем ценностей и соответствующих норм поведения.

     Сегодня существует множество субкультурных течений, как в России, так и за рубежом, у которых можно найти принципиальное сходство причин их возникновения и механизмов их функционирования.

     Молодежная субкультура - порождение предпринятой рядом стран национализации системы образования и науки, что привело к распространению в этих дотоле свободных сферах «третьего времени», отличающегося от рабочего времени и досуга, бюрократической централизации и жесткой регламентации. Как показывает анализ, в большинстве своем сюда вошли люди с высшим образованием или получающие высшее образование. Отсюда можно определить начальную фазу субкультуры как «бунт против утилитарного отношения к молодежи».

     Рассмотрим наиболее яркие и распространенные субкультуры настоящего времени.

     Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Исследователями молодежных движений была предложена следующая их типология:

  • романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, эмо);
  • гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);
  • криминально-делинквентные («гопники», «люберы»);
  • анархо-нигилистические (панки);
  • экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из которых можно также определить как радикально-деструктивные.
 
 
 
 
 
 
 

     Основные молодежные субкультуры 

     Хиппи

     Субкультура хиппи - одна из старейших молодежных субкультур в РФ.

     Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 - началу 70 гг., вторая - к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее - «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках - «феньки» (от англ. thing - вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи.

     Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию. Работая в школе, а затем в вузе, хиппи делают глубокие и информативные сообщения (или рефераты) о ценностях хиппи, психологии хиппи, их социологии и философии, что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника.

     Индианисты

     Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты -- нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм.

     Толкинисты и ролевики

     В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов - Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy - сказочной фантастики. Толкин - мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен - ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью). Мастера - режиссеры игры - распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков). Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса web-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим студиям.

     В 1993--94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолютным. Можно заметить, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

     Эмо

       Название эмо - произошло от слова «эмоциональный». Представители эмо хорошо известны своим стилем и идеологией, которая четко излагается в соответствующей музыке. Изначально субкультура строилась на панк-музыке с выразительными текстами, чаще всего носящими личный характер и с большой эмоциональной составляющей. Эмо-музыка строится на искренности, соответственно, субкультура тоже.

Эмо - это состояние души, но так же, у них есть свой особый стиль, чтобы выделяться среди других субкультур. Одежда эмо, это одежда в черно-розовой гамме, различные повязки на руках, пояса с железными бляшками, рюкзак с различными значками эмо. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности.

Быть эмо означает находиться в печали и писать стихи. В поэзии речь идет о таких чувствах, как смятение, подавленность, одиночество, тоска, чувство обособленности от всего окружающего мира.

     Гламур

Гламур - одна из спорных субкультур. В субкультуру это течение оформилось совсем недавно, хотя присутствовало во всем, что связано с светской и клубной жизнью. Энциклопедии всё ещё не дают определения этому слову как культурному течению, но оно уже активизировалось с началом нового тысячелетия. Приставку «глэм» получили разные музыкальные направления: глэм-рок, глэм-гараж, глэм-готик и даже глэм-панк.

В Великобритании гламурная субкультура возникли еще в 70 - 80-ых годах, но сейчас она находилось в подполье. Происхождение слова возводят или к английскому glamour - очарование, или французскому glamour - яркий, блестящий.

В русском языке слово гламурный описывает комплекс качеств, по которым человека можно отнести к субкультуре гламур. Характерные признаки - следование утонченной моде, речь, образ жизни, стремление постоянно приукрашивать одежду, музыкальные предпочтения, в которых нет место другим субкультурам: року, рэпу, металлу, хип-хопу, готике и т. д., в основном просто поп-музыка. Гламурный человек должен выглядеть красиво - шикарно. Одежда, аксессуары, обувь - это все должно быть фирменным, и находится на гребне модной волны. Внешний вид - предписывает девушкам вечерние платья, высокие каблуки и обязательно блестящий макияж. В гардеробе должны быть меха, а в сумочке - мобильный, покрытый кристаллами Swarowski или Tiffany.

Информация о работе Молодежные субкультуры