Монашество на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:37, реферат

Описание

Цель работы: данная работа призвана рассказать об истории русского монашества, его развитии и изменении с течением времени, а так же рассмотреть монашество как культурный феномен.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «Монашество» и его основные идеи
Найти информацию об истории русского монашества и изучить её
Рассмотреть жизнь монастырей и монахов, в начале их появления, и узнать о современном служении монастырей
Узнать какие монастыри существуют на территории России
Сделать выводы о значении монашества и его вкладе в развитие культуры России

Содержание

Введение…………………………………………………………… стр. 3
Что такое монашество? Как становятся монахами?..................... стр. 4
История возникновения монашества и появление его на Руси....стр. 5
Русские монастыри………………………………………………...стр. 7
Жизнь русских монахов……………………………………….…..стр. 10
Церковь и монастыри в 20 веке………………………………......стр. 13
Современное служение монастырей……………………………..стр. 14
Значение монашества для культуры русского народа.
Монашество как культурный феномен……………………....…..стр. 15
Заключение………………………………………………………...стр. 18
Список источников…………………………………………….…стр. 19

Работа состоит из  1 файл

Монашество2.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Сибирская академия государственной  службы»

Кафедра гуманитарных основ государственной  службы

Реферат

Монашество на Руси

Выполнила:  студентка 1 курса,

группы № 9111, Бородина Анастасия 

Проверила: Канд. фил. наук.,

доцент, Отургашева Наталья  Вадимовна

Новосибирск 2009 г.

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………… стр. 3

  1. Что такое монашество? Как становятся монахами?..................... стр. 4

  1. История возникновения монашества и появление его на Руси....стр. 5

  1. Русские монастыри………………………………………………...стр. 7

  1. Жизнь русских монахов……………………………………….…..стр. 10

  1. Церковь и монастыри в 20 веке………………………………......стр. 13

  1. Современное служение монастырей……………………………..стр. 14

  1. Значение монашества для культуры русского народа.

          Монашество как культурный феномен……………………....…..стр. 15

  1. Заключение………………………………………………………...стр. 18

  1.  Список источников…………………………………………….…стр. 19

  1. Введение

       «Монашество есть подвиг вышеестественный. Оно есть тоже мученичество в сути своей, лишь для поверхностного невежественного взгляда представляясь чем-то иным. Неопределенным. Подобно мученичеству, монашество требует, чтоб ему предшествовало отречение от мира. Как подвиг мученичества начинается различными терзаниями тела, а совершается смертью его, так и подвиг монашества начинается отсечением своей воли и своих разумений, отсечением от плотского наслаждения, а совершается умерщвлением души и тела для греха, оживлением их для Бога».

Святитель Игнатий  Брянчанинов

 

Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел  монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в  быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории.

 

Цель работы: данная работа призвана рассказать об истории русского монашества, его развитии и изменении с течением времени, а так же рассмотреть монашество как культурный феномен.

Задачи работы:

  • Рассмотреть понятие «Монашество» и его основные идеи
  • Найти информацию об истории русского монашества и изучить её
  • Рассмотреть жизнь монастырей и монахов, в начале их появления, и узнать о современном служении монастырей
  • Узнать какие монастыри существуют на территории России
  • Сделать выводы о значении монашества и его вкладе в развитие культуры России
  1. Что такое монашество? Как становятся монахами?

Монах есть тот, кто держится одних только Божиих

словес и заповедей  во всяком времени и месте и деле.

Преподобный Иоанн  Лествичник.

Монашество (от греч. monachós — одинокий, отшельник), социальная религиозная группа, члены которой принимают на себя ряд обязательств: в первую очередь — "уход из мира"; как правило, отказ от имущества; воздержание (обязательное безбрачие); разрыв старых родственных и социальных связей; подчинение суровой дисциплине. Обязательным для монахов является прикрепление (для большинства) к монастырю, выполнение его правил (устава)1

Православное учение о монашестве заключается в следующем. Есть спасение человека, то есть достижение им царствия Божия; и оно должно совершиться еще в этой жизни: царствие Божие внутри вас 2- говорит Господь в Евангелии. Спасение - это определенная степень победы над грехом, степень духовности, чистоты, добродетели, которой человек достигает в этой жизни. Но, кроме спасения, достижение которого - цель всех христиан, всех членов Церкви, есть еще духовное совершенство - святость. Цель монашества - достижение святости3.

Монашестующие святые, которым  удалось достичь истинного бесстрастия, по-славянски именуются особо - словом "преподобный". Этим указывается, что называемый так человек обрёл то самое "первородное подобие" Создателю, которым обладал Адам до своего грехопадения4.

Прежде чем стать  монахом, мирянин должен пройти период послушания — выполнения тех или иных работ в монастыре. Если настоятель монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике посвящения человека Богу и обрезанию волос как знаку рабства в греко-римском мире5.

Пострижение в монахи, как правило, совершается в монастыре  игуменом в храме по благословению  правящего Архиерея области, в которой  находится обитель. Постриг совершается  по особому чину, изложенному в церковном требнике. Будущий монах дает Богу обеты безбрачия, послушания, нестяжания. И, соблюдая эти обеты, пребывая в посте, молитве и трудах, очищает мало-помалу душу и тело свое от страстей, понуждает себя жить по Евангельским заповедям, чтобы в конце пути сподобиться получить от Бога бесценный дар вечной жизни в Царствии небесном6.

  1. История возникновения монашества и появление его на Руси.

 

  В христианстве монашество появилось в 3—4 вв., сначала в форме отшельничества, а затем (с 4—5 вв.) стали преобладать совместные поселения монахов7.

В первые времена христианской церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, какую требует  Евангелие. Но находились многие среди них, которые искали высшего подвига. Они добровольно отказывались от имущества и раздавали его бедным. Другие по примеру Божией Матери, святого Иоанна Предтечи и Апостолов принимали на себя обет девства, прводя время в непрестанной молитве, посте, воздержании и труде, хотя они не удалялись от Мира, а жили вместе со всеми. Такие люди назывались аскетами, т. е. подвижниками.

Так же, в значительной степени  монашество было реакцией на обмирщение Церкви, когда после её легализации в 313 году императором Константином, в храмы хлынуло множество нерелигиозного люда8. Именно тогда вследстивие быстрого распространения христианства, строгость жизни среди христиан  стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира и его соблазнов, вели строгую подвижническую жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники назывались отшельниками и пустынниками.

При общем упадке религиозно-нравственной жизни в IV веке, монашество явилось той средой, которая сохраняла неповрежденным учение Христово; из монашеских обителей, словно из благодатного источника, исходил евангельский свет, озаряя погрязший в грехах мир9.

Родиной монашества считается Египет, эта древняя земля даровала миру удивительные откровения и великие проявления человеческого духа. Здесь, в пустынной Фиваиде, на севере Египта, появились первые монахи. Отцом и родоначальником монашества считается преп. Антоний Великий. Преп. Антоний был основателем отшельнического иночества, которое состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных. Но все они находились под руководством одного начальника или наставника - аввы (что значит «отец»).

Но ещё при жизни преп. Антония  появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и  способностям на общую пользу, и  подчинялись единому порядку- уставу. Такие общины стали называться киновиями или монастырями. Аввы таких монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается преп. Пахомий Великий.

Из Египта, где монашество возникло ради ясно сознанной цели в IV в.10, иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства.

Основателями иночества на Руси были преп. Антоний и преп. Феодосий, основавшие Киево-Печерский монастырь11.

Профессор Е.Е. Голубинский в своем многотомном труде «История Русской Церкви» повествует, что впервые упоминание о монахах появляется в летописях ко времени равноапостольного великого князя Владимира. Об этом же свидетельствует и митрополит Киевский Иларион в похвальном «Слове о законе и благодати». Следует заметить, что монастыри, о которых говорится в «Слове», не были монастырями в собственном смысле, как мы теперь представляем. Те ранние монастыри были просто маленькими поселениями или хижинами, в которых жили некоторые христиане вблизи церквей. Эти монахи, о которых говорят летописи, еще не имели организации, так как самих монастырей еще не было. Они собирались вместе на богослужение, но не имели еще монашеского устава, не давали иноческих обетов и не получали правильного пострижения.

Первый монастырь с правильной регламентацией внутренней жизни появляется при великом князе Ярославе, который  построил обитель на свои деньги и  сделал ее родовой усыпальницей киевских великих князей. Он посвящал этот монастырь св. Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю 12.

  1. Русские монастыри.

                                Свято-Успенская Киево-Печерская  Лавра

 
      1051 г. считается его организационным началом, а духовную основу положили подвиги и труды препп. Антония и Феодосия Печерских (†1073 и 74). Монастырь стал центром духовного подвижничества и нравственного свидетельства жизни по Евангелию, духовного руководства, сокровищницей христианской культуры, центром миссионерской работы и подготовки кадров для Церкви. Главным стал Успенский собор - образец для таких же соборов по всей стране. Неоднократно монастырь разграбляли и сжигали, убивая монахов, половцы, торки, монголы, татары и некоторые русские князья, а в ХХ в. коммунисты, но он неизменно возрождался. В конце XVI - начале XVII в. монастырь стал центром сопротивления униатской экспансии и защиты Православия. Лаврой монастырь стал в1688 г.; с 1786 г. ее настоятелями становятся Киевские митрополиты, а непосредственно управляют наместники. С XVIII в. Лавра известна своими старцами. В 1920 г. Лавра была закрыта и превращена в музей. С 1942 по 61 г. монастырь вновь действовал, на ее территории появилась семинария, затем во время Хрущевских гонений снова все было закрыто. С 1990 г. вновь начались богослужения и вскоре там вновь появились монахи.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

      Основана преп. Сергием Радонежским в 1337 г. как монастырь с общежительным уставом. Монастырь стал духовным сердцем Руси и местом формации нового поколения монашествующих - смиренных учеников преп. Сергия, создававших новые монастыри в разных областях Руси в качестве новых центров ее духовного возрождения. В Смутное время стал центром защиты православия и сопротивления оккупации, был осажден польскими войсками с 1608 по 1610 г. Но полякам не удалось его взять. Лаврой монастырь стал в 1744 г. С 1814 г. на ее территории располагается Московская Духовная Академия. Древнейшим является Троицкий собор (XV в.), где покоятся мощи преп. Сергия, - место паломничества со всей России, а центральным является Успенский Собор (XVI в.). В XVIII-XIX вв. в окрестностях Лавры были созданы скиты Боголюбский, Чернигово-Гефсиманский, а также Вифанская обитель, где прославились старцы этого периода. Совнарком закрыл Лавру в 1920 г., национализировав ее имущество, после чего коммунисты, надругавшись над мощами преп. Сергия, превратили часть помещений в музей и передали другую часть на нужды городских организаций и под жилье. В 1946 г. возобновлено богослужение и восстановлены семинария, академия и монашеская обитель.

Чудов монастырь

Основан в Кремле в 1365 г. свт. Алексием, Митр. Московским по случаю чудесного исцеления по его молитвам жены хана Джанибека Тайдулы. Духовное начало положили иноки, приглашенные из Троице-Сергиевой обители. В XVII в. достигает статуса "Великой лавры". Стал местом служения преп. Максима Грека и мученической кончины Патр. Гермогена. После революции уничтожен коммунистами.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Создана в начале XVII в., была закрыта в 1724 г. в связи с реформами Петра I, вскоре была восстановлена. Был построен Предтеченский скит, несколько храмов в стенах самой Оптины, корпуса для братии и началось духовное служение и старческое окормление оптинских подвижников, которое привлекло к себе многих, кто искал пастырского руководства, совета, духовного укрепления и утешения, среди которых были и простолюдины, и великие деятели культуры, и представители царской семьи. Особенно прославились старцы Амвросий, Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и др. Кроме того, велика была духовно-просветительская и книгоиздательская деятельность оптинцев, особенно старца Макария. В 1923 г. Оптина была закрыта, монахи изгнаны и она стала по одним сведениям музеем, а по другим - в ней был один из пунктов ГУЛАГ'а, где содержали пленных польских офицеров, пока их не расстреляли. В 1988 состоялось первое богослужение в Оптиной пустыни, возвращенной РПЦ в 1987 г., там были восстановлены храмы, вновь началась монашеская жизнь и ныне возрождается духовное руководство для монахов, и ориентирующихся на оптинскую духовность мирян из разных городов и поселков. В 1988 г. был канонизирован старец Амвросий, в 1996 г. еще 13 старцев как местночтимых, а в августе 2000 г. совершилось их общероссийское прославление.

Информация о работе Монашество на Руси