Федеральное агентство
по образованию
Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Сибирская академия государственной
службы»
Кафедра гуманитарных основ государственной
службы
Реферат
Монашество на
Руси
Выполнила: студентка 1 курса,
группы № 9111, Бородина
Анастасия
Проверила: Канд. фил. наук.,
доцент, Отургашева Наталья
Вадимовна
Новосибирск 2009 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………… стр. 3
Что такое монашество? Как становятся монахами?..................... стр. 4
История возникновения монашества и появление его на Руси....стр. 5
Русские монастыри………………………………………………...стр. 7
Жизнь русских монахов……………………………………….…..стр. 10
Церковь и монастыри в 20 веке………………………………......стр. 13
Современное служение монастырей……………………………..стр. 14
Значение монашества для культуры русского народа.
Монашество как культурный феномен……………………....…..стр.
15
Заключение………………………………………………………...стр. 18
Список источников…………………………………………….…стр. 19
Введение
«Монашество есть подвиг вышеестественный.
Оно есть тоже мученичество в сути своей,
лишь для поверхностного невежественного
взгляда представляясь чем-то иным. Неопределенным.
Подобно мученичеству, монашество требует,
чтоб ему предшествовало отречение от
мира. Как подвиг мученичества начинается
различными терзаниями тела, а совершается
смертью его, так и подвиг монашества начинается
отсечением своей воли и своих разумений,
отсечением от плотского наслаждения,
а совершается умерщвлением души и тела
для греха, оживлением их для Бога».
Святитель Игнатий
Брянчанинов
Наверное, нет ни одного человека,
который бы не знал или не видел
монахов, не сталкивался бы с ними
в храмах, в монастырях или в
быту. Многие имеют родственниками
монахов, а еще больше людей имеют среди
монашествующих духовников или просто
знакомых. Внешняя сторона деятельности
монахов, благодаря средствам массовой
информации, достаточно известна, но какая-то
сторона их жизни остается абсолютно неведомой
в миру. От этого рождаются или загадки,
или расхожие домыслы, или неправдоподобные
истории.
Цель работы: данная работа призвана рассказать об
истории русского монашества, его развитии
и изменении с течением времени, а так
же рассмотреть монашество как культурный
феномен.
Задачи работы:
- Рассмотреть понятие «Монашество» и его основные идеи
- Найти информацию об истории русского монашества и изучить её
- Рассмотреть жизнь монастырей и монахов, в начале их появления, и узнать о современном служении монастырей
- Узнать какие монастыри существуют на территории России
- Сделать выводы о значении монашества и его вкладе в развитие культуры России
Что такое монашество? Как становятся монахами?
Монах есть тот, кто держится
одних только Божиих
словес и заповедей
во всяком времени и месте и деле.
Преподобный Иоанн
Лествичник.
Монашество (от греч. monachós — одинокий, отшельник),
социальная религиозная группа, члены
которой принимают на себя ряд обязательств:
в первую очередь — "уход из мира";
как правило, отказ от имущества; воздержание
(обязательное безбрачие); разрыв старых
родственных и социальных связей; подчинение
суровой дисциплине. Обязательным для
монахов является прикрепление (для большинства)
к монастырю, выполнение его правил (устава)1.
Православное учение
о монашестве заключается в следующем. Есть спасение человека,
то есть достижение им царствия Божия;
и оно должно совершиться еще в этой жизни: царствие Божие внутри вас 2- говорит Господь в Евангелии. Спасение
- это определенная степень победы над
грехом, степень духовности, чистоты, добродетели,
которой человек достигает в этой жизни.
Но, кроме спасения, достижение которого
- цель всех христиан, всех членов Церкви,
есть еще духовное совершенство - святость. Цель монашества - достижение
святости3.
Монашестующие святые, которым
удалось достичь истинного бесстрастия,
по-славянски именуются особо - словом
"преподобный". Этим указывается,
что называемый так человек обрёл то самое
"первородное подобие" Создателю,
которым обладал Адам до своего грехопадения4.
Прежде чем стать
монахом, мирянин должен пройти период послушания
— выполнения тех или иных работ в монастыре.
Если настоятель монастыря убеждается,
что послушник твердо намерен стать монахом,
он совершает обряд пострижения, восходящий
к ветхозаветной символике посвящения
человека Богу и обрезанию волос как знаку
рабства в греко-римском мире5.
Пострижение в монахи,
как правило, совершается в монастыре
игуменом в храме по благословению
правящего Архиерея области, в которой
находится обитель. Постриг совершается
по особому чину, изложенному в церковном требнике. Будущий
монах дает Богу обеты безбрачия, послушания,
нестяжания. И, соблюдая эти обеты, пребывая
в посте, молитве и трудах, очищает мало-помалу
душу и тело свое от страстей, понуждает
себя жить по Евангельским заповедям,
чтобы в конце пути сподобиться получить
от Бога бесценный дар вечной жизни в Царствии
небесном6.
История возникновения монашества и появление его на Руси.
В христианстве монашество появилось в 3—4 вв., сначала в форме отшельничества, а затем (с 4—5 вв.) стали преобладать
совместные поселения монахов7.
В первые времена христианской
церкви почти все верующие вели чистую
и святую жизнь, какую требует
Евангелие. Но находились многие среди них, которые искали высшего подвига.
Они добровольно отказывались от имущества
и раздавали его бедным. Другие по примеру
Божией Матери, святого Иоанна Предтечи
и Апостолов принимали на себя обет девства,
прводя время в непрестанной молитве,
посте, воздержании и труде, хотя они не
удалялись от Мира, а жили вместе со всеми.
Такие люди назывались аскетами, т. е. подвижниками.
Так же, в значительной степени
монашество было реакцией на обмирщение Церкви, когда после её легализации в
313 году императором Константином, в храмы
хлынуло множество нерелигиозного люда8. Именно тогда вследстивие быстрого распространения
христианства, строгость жизни среди христиан
стала ослабевать, подвижники стали удаляться
жить в горы и пустыни, и там, вдали от мира
и его соблазнов, вели строгую подвижническую
жизнь. Такие удалявшиеся от мира подвижники
назывались отшельниками и пустынниками.
При общем упадке религиозно-нравственной
жизни в IV веке, монашество явилось той
средой, которая сохраняла неповрежденным
учение Христово; из монашеских обителей,
словно из благодатного источника, исходил
евангельский свет, озаряя погрязший в
грехах мир9.
Родиной монашества считается Египет,
эта древняя земля даровала миру удивительные
откровения и великие проявления человеческого
духа. Здесь, в пустынной Фиваиде, на севере
Египта, появились первые монахи. Отцом
и родоначальником монашества считается
преп. Антоний Великий. Преп. Антоний был
основателем отшельнического иночества,
которое состояло в том, что каждый инок
жил отдельно друг от друга в хижине или
пещере, предаваясь посту, молитве и трудам
на пользу свою и бедных. Но все они находились
под руководством одного начальника или
наставника - аввы (что значит «отец»).
Но ещё при жизни преп. Антония
появился другой род иноческой жизни.
Подвижники собирались в одну общину,
трудились каждый по своей силе и
способностям на общую пользу, и
подчинялись единому порядку- уставу.
Такие общины стали называться киновиями
или монастырями. Аввы таких монастырей
стали называться игуменами и архимандритами.
Основателем общежительного иночества
считается преп. Пахомий Великий.
Из Египта, где монашество возникло
ради ясно сознанной цели в IV в.10, иночество скоро распространилось в
Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло
в Европу. У нас на Руси иночество началось
почти одновременно с принятием христианства.
Основателями иночества на Руси
были преп. Антоний и преп. Феодосий,
основавшие Киево-Печерский монастырь11.
Профессор Е.Е. Голубинский в своем многотомном труде «История Русской
Церкви» повествует, что впервые упоминание
о монахах появляется в летописях ко времени
равноапостольного великого князя Владимира.
Об этом же свидетельствует и митрополит
Киевский Иларион в похвальном «Слове
о законе и благодати». Следует заметить,
что монастыри, о которых говорится в «Слове»,
не были монастырями в собственном смысле,
как мы теперь представляем. Те ранние
монастыри были просто маленькими поселениями
или хижинами, в которых жили некоторые
христиане вблизи церквей. Эти монахи,
о которых говорят летописи, еще не имели
организации, так как самих монастырей
еще не было. Они собирались вместе на
богослужение, но не имели еще монашеского
устава, не давали иноческих обетов и не
получали правильного пострижения.
Первый монастырь с правильной
регламентацией внутренней жизни появляется
при великом князе Ярославе, который
построил обитель на свои деньги и
сделал ее родовой усыпальницей киевских
великих князей. Он посвящал этот монастырь
св. Георгию Победоносцу, своему небесному
покровителю 12.
Русские монастыри.
Свято-Успенская Киево-Печерская
Лавра
1051 г. считается его организационным
началом, а духовную основу положили подвиги
и труды препп. Антония и Феодосия Печерских
(†1073 и 74). Монастырь стал центром духовного
подвижничества и нравственного свидетельства
жизни по Евангелию, духовного руководства,
сокровищницей христианской культуры,
центром миссионерской работы и подготовки
кадров для Церкви. Главным стал Успенский
собор - образец для таких же соборов по
всей стране. Неоднократно монастырь разграбляли
и сжигали, убивая монахов, половцы, торки,
монголы, татары и некоторые русские князья,
а в ХХ в. коммунисты, но он неизменно возрождался.
В конце XVI - начале XVII в. монастырь стал
центром сопротивления униатской экспансии
и защиты Православия. Лаврой монастырь
стал в1688 г.; с 1786 г. ее настоятелями становятся
Киевские митрополиты, а непосредственно
управляют наместники. С XVIII в. Лавра известна
своими старцами. В 1920 г. Лавра была закрыта
и превращена в музей. С 1942 по 61 г. монастырь
вновь действовал, на ее территории появилась
семинария, затем во время Хрущевских
гонений снова все было закрыто. С 1990 г.
вновь начались богослужения и вскоре
там вновь появились монахи.
Свято-Троицкая
Сергиева Лавра
Основана преп. Сергием Радонежским в
1337 г. как монастырь с общежительным уставом.
Монастырь стал духовным сердцем Руси
и местом формации нового поколения монашествующих
- смиренных учеников преп. Сергия, создававших
новые монастыри в разных областях Руси
в качестве новых центров ее духовного
возрождения. В Смутное время стал центром
защиты православия и сопротивления оккупации,
был осажден польскими войсками с 1608 по
1610 г. Но полякам не удалось его взять.
Лаврой монастырь стал в 1744 г. С 1814 г. на
ее территории располагается Московская
Духовная Академия. Древнейшим является
Троицкий собор (XV в.), где покоятся мощи
преп. Сергия, - место паломничества со
всей России, а центральным является Успенский
Собор (XVI в.). В XVIII-XIX вв. в окрестностях
Лавры были созданы скиты Боголюбский,
Чернигово-Гефсиманский, а также Вифанская
обитель, где прославились старцы этого
периода. Совнарком закрыл Лавру в 1920 г.,
национализировав ее имущество, после
чего коммунисты, надругавшись над мощами
преп. Сергия, превратили часть помещений
в музей и передали другую часть на нужды
городских организаций и под жилье. В 1946
г. возобновлено богослужение и восстановлены
семинария, академия и монашеская обитель.
Чудов монастырь
Основан в Кремле в 1365
г. свт. Алексием, Митр. Московским по случаю
чудесного исцеления по его молитвам жены хана Джанибека
Тайдулы. Духовное начало положили иноки,
приглашенные из Троице-Сергиевой обители.
В XVII в. достигает статуса "Великой лавры".
Стал местом служения преп. Максима Грека
и мученической кончины Патр. Гермогена.
После революции уничтожен коммунистами.
Свято-Введенская
Оптина пустынь
Создана в начале XVII в., была закрыта в
1724 г. в связи с реформами Петра I, вскоре
была восстановлена. Был построен Предтеченский
скит, несколько храмов в стенах самой
Оптины, корпуса для братии и началось
духовное служение и старческое окормление
оптинских подвижников, которое привлекло
к себе многих, кто искал пастырского руководства,
совета, духовного укрепления и утешения,
среди которых были и простолюдины, и великие
деятели культуры, и представители царской
семьи. Особенно прославились старцы Амвросий,
Лев, Варсонофий, Нектарий, Анатолий и
др. Кроме того, велика была духовно-просветительская
и книгоиздательская деятельность оптинцев,
особенно старца Макария. В 1923 г. Оптина
была закрыта, монахи изгнаны и она стала
по одним сведениям музеем, а по другим
- в ней был один из пунктов ГУЛАГ'а, где
содержали пленных польских офицеров,
пока их не расстреляли. В 1988 состоялось
первое богослужение в Оптиной пустыни,
возвращенной РПЦ в 1987 г., там были восстановлены
храмы, вновь началась монашеская жизнь
и ныне возрождается духовное руководство
для монахов, и ориентирующихся на оптинскую
духовность мирян из разных городов и
поселков. В 1988 г. был канонизирован старец
Амвросий, в 1996 г. еще 13 старцев как местночтимых,
а в августе 2000 г. совершилось их общероссийское
прославление.