Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:37, реферат
Цель работы: данная работа призвана рассказать об истории русского монашества, его развитии и изменении с течением времени, а так же рассмотреть монашество как культурный феномен.
Задачи работы:
Рассмотреть понятие «Монашество» и его основные идеи
Найти информацию об истории русского монашества и изучить её
Рассмотреть жизнь монастырей и монахов, в начале их появления, и узнать о современном служении монастырей
Узнать какие монастыри существуют на территории России
Сделать выводы о значении монашества и его вкладе в развитие культуры России
Введение…………………………………………………………… стр. 3
Что такое монашество? Как становятся монахами?..................... стр. 4
История возникновения монашества и появление его на Руси....стр. 5
Русские монастыри………………………………………………...стр. 7
Жизнь русских монахов……………………………………….…..стр. 10
Церковь и монастыри в 20 веке………………………………......стр. 13
Современное служение монастырей……………………………..стр. 14
Значение монашества для культуры русского народа.
Монашество как культурный феномен……………………....…..стр. 15
Заключение………………………………………………………...стр. 18
Список источников…………………………………………….…стр. 19
Основана в 1706 г. иноком Исаакием. Более всего известна одним из величайших русских святых преп. Серафимом Саровским, где он после 8 лет предваряющего послушничества принял иноческий постриг в 1786 г. и посвятил жизнь молитве, духовной борьбе, подвигу и служению Богу. После революции пустынь была закрыта, мощи преп. Серафима вывезены в запасники одного из музеев, монастырские сооружения были в основном разрушены, и место расположения пустыни сделано недоступным для верующих из-за того, что там был создан центр разработок термоядерного оружия "Арзамас-16".
Монашество на Руси строилось на византийских традициях. Большинство монастырей являлись и являются до сих пор общежитийными.
Центром монашеского движения в XI-XII веках стала Киево-Печерская лавра. Она началась с пещер ("печер"), которые выкопал в песчаных берегах Днепра для своего отшельнического жития Антоний Печерский (983-1073). Антоний, хотя и положил начало монашеской общине, более тяготел к уединенному, аскетическому подвигу. Он оставался духовным наставником братии, а настоящим организатором монастыря, стал Феодосии Печерский (1036-1091). Эти два инока были первыми в чреде русских преподобных — монахов, признанных Церковью святыми. Иноки и священноиноки с самого начала заняли особое положение в русском духовенстве. Так называемое белое духовенство — женатые священники и диаконы — жили во многом общей с мирянами жизнью: занимались хозяйством, воспитывали детей. Жизнь иночества для новокрещеной Руси была поистине иной — ошеломляюще загадочной, ломающей все привычные представления о жизненных ценностях14.
Жизнь русских иноков хотелось бы рассмотреть на примере Великого русского монаха, святого преп. старца Серафима Саровского:
Великий светильник веры, украшение православной церкви, преподобный Серафим Саровский родился в г. Курске 1 августа 1759 года и в Крещении был наречен Прохором. Он происходил из благочестивой купеческой семьи и унаследовал от своих родителей лучшие душевные качества.
Когда Прохору было 7 лет, его мать в один из обычных осмотров храма, который она достраивала после смерти мужа, взяла мальчика с собой на самый верх колокольни. По неосторожности он упал на землю. Неописуема была радость матери, когда она нашла сына целым и невредимым. В 10 лет Прохор начал учиться грамоте, но внезапно тяжело заболел. В это время ему первый раз явилась во сне Царица Небесная и обещала посетить его и исцелить от болезни. Через несколько дней по городу несли чудотворную Курскую икону Знамения Богоматери и крестный ход прошел двором Мошниных. Мать вынесла больного сына, который, приложившись к иконе, скоро стал поправляться. Выздоровев, Прохор продолжал учение, с желанием читал Библию и другие духовные книги.
На 17-м году жизни стремление покинуть мир и вступить на крестный путь иноческих подвигов окончательно утвердилось в душе юного Прохора. Посетив Киев, колыбель русского монашества, и получив благословение от прозорливого старца Досифея, Прохор 19-ти лет от роду пришел в Саровскую пустынь.
Настоятель о. Пахомий с любовью принял его в обитель. Он назначил ему келейное послушание у казначея. Затем Прохор исполнял послушания в хлебне, просфорне, столярне, а также и на общих работах. Дремучий Саровский лес располагал к жизни уединенной, отшельнической. По благословению настоятеля молодой послушник устроил в лесу уединенную кущу и там занимался молитвенными подвигами. В 1786 Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим ("Пламенный"). Посвященный в октябре 1786 года в сан иеродиакона, отец Серафим усилил духовные подвиги.
Неоднократно отец Серафим удостаивался благодатных видений из духовного мира. Так, он видел святых ангелов, поющих и сослужащих братии, а в Великий Четверг сподобился видеть Спасителя, окруженного небесной славой. В 1793г. его рукополагают в сан иеромонаха. После кончины о. Пахомия отец Серафим в 1794 году удалился на пустынножительство в дремучий Саровский лес, где 15 лет он провел в молитвенных подвигах, в полном безмолвии, соблюдая строгий пост, а также занимаясь телесными трудами. Подражая древним святым, великий Подвижник 1000 дней и ночей молился стоя на камне, с воздетыми к небу руками, повторяя молитву мытаря. В 1810г. преп. Серафим вернулся в Саровский монастырь и провел в своей келье в затворе 15 лет.
После явления Пресвятой Богородицы в 1825 году преп. Серафим начал принимать посетителей. И богатые, и бедные, и знатные и простые ежедневно тысячами приходили к его келье и открывали свои скорби и нужды. Всех он встречал с любовью, радостно приветствуя: "Христос воскресе!", всех благословлял, назидал, больных исцелял, скорбных утешал. Радостное, мирное настроение духа он старался передавать и другим.
В день Благовещения 7 апреля
1831 года преп. Серафим удостоился в
своей монастырской келье последнего
в своей жизни посещения
Крайности аскетизма
Восточные монахи, удалившись от греховного мира, стремились очистить душу перед Богом, принести покаяние за себя и за всех людей. Они вели аскетическую жизнь, наполненную трудом и молитвой, а свободное время уделяли чтению Священного Писания. Но многим из них этого казалось мало: в надежде обрести духовное прозрение и прощение у Господа, получить блаженство на небесах, они по собственной воле подвергали себя "подвижничеству во славу Божию" - самым суровым лишениям и истязаниям. Некоторые монахи практиковали такие формы подвижничества, как почти полный отказ от пищи, ношение тяжелых цепей-вериг, отдание себя на съедение гнусу, комару и т.д. Известный святой, аскет Симеон Столпник несколько месяцев жил закопанный по шею в землю, а потом провел более 35 лет на верхушке восемнадцатиметровой колонны - столпа. Однако следует признать, что, хотя многие из учителей Церкви, даже самых выдающихся, приветствовали такого рода крайний аскетизм, в целом он был Церковью отвергнут. Нетерпимость и фанатизм совершенно чужды истинному духу Церкви. Жизнь во Христе возможна лишь там, где она открыта человеческой свободе и культуре16.
Самые страшные годы – конец 20-х (коллективизация), а также 1937 – 38. Положение изменилось только в сентябре 1939 года с началом Второй Мировой войны, когда в состав СССР вошли территории с миллионами православного населения, которое было политически нецелесообразно сразу же подвергать массовым религиозным преследованиям. Еще более важным событием явилось начало Великой Отечественной войны. Сразу была свернута антирелигиозная пропаганда. Власти начали открывать храмы и возвращать из мест заточения оставшихся в живых священников и епископов. Бурно шло восстановление церковной жизни и на оккупированных территориях.
После войны продолжалось возрождение церковной жизни. Открывались монастыри и духовные школы (до 30-х годов все они были закрыты). В первой половине 60-х годов на Церковь обрушились новые гонения – «хрущевские». Было закрыто 8000 храмов из 15000, 80 монастырей из 100, 5 семинарий из 8. Только отстранение от власти Хрущева, который планировал полное и скорое уничтожение Церкви, избавило ее от дальнейшего разрушения. 1970-е и первая половина 80-х годов отмечены медленным, подспудным возрождением Церкви.
На канонической территории Русской Православной Церкви в настоящее время открыты и действуют 655 монастырей. В монашеских обителях на территории Российской Федерации проходят церковное послушание более 10 тысяч насельников и насельниц. Число подвизающихся в монастырях братьев и сестер имеет тенденцию к некоторому увеличению. Этот рост связан с расширением состава монашеских общин и с постоянным ростом числа обителей.
Прежде всего, нельзя не отметить, что возрождение монастырей и монашества происходит во всех традиционных формах служения. Монастыри активно действуют в области духовного просвещения, благовествуют слово Христовой истины, совершают миссионерские труды.
Духовно-просветительская работа в современных монастырях обычно включает в себя создание Воскресных школ для детей и взрослых, формирование паломнических служб, организацию катехизических бесед с прихожанами монастырских храмов. Монастыри так же проводят массовые крестные ходы и возрождают исторические традиции дальних крестных ходов по святым местам. Во многих монастырях возрождено книгоиздание и распространение святоотеческой, богословской и другой душеполезной литературы. Умножается число семинарий, училищ, богословских и регентских курсов, иконописных школ, открываемых при монастырях.
Благополучно,
в целом, проходит становление и
развивается монастырское хозяйствование. Большинство монастырей успешно проводят
строительные и реставрационно-
Для удовлетворения нужд богомольцев и местного населения монастыри устраивают, где возможно: а) приемные покои и аптеки, б) приюты для сирот, в) убежища для инвалидов, г) странноприимные дома. Монастыри приходят на помощь населению во время народных бедствий помогают семьям заключенных в тюрьмах, кормят нищую братию и одевают нагих. В той или иной форме это служение возрождено во всех ныне действующих обителях18.
Православные монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной истории Руси. В нашей стране – как, впрочем, и в других странах христианского мира – обители монахов всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
В XV-XVI вв. во многих монастырях шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи. В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли важнейший жанр монастырского живописного искусства.
До появления книгопечатания
именно в монастырских кельях переписывались
книги богослужебного назначения, сочинялась
литература религиозно-церковного содержания,
в частности «Жития святых», прославлявшие
Угодников Божьих и те обители, где они
несли иноческое послушание. Одновременно
монастыри выполняли социальный заказ
княжеской власти: создавали и редактировали
летописи, документы законодательного
характера.
Созидание культуры всегда
тесно связано с ее сбережением,
сохранением.
Эту задачу в XV-XVI вв. как раз и решали монастыри,
которые испокон веку были не только духовными
центрами, но и своего рода музеями, где
хранились уникальные произведения национального
искусства, а также библиотеками с поразительными
по ценности собраниями рукописей, редких
книг. Пользовались известностью монастырские
собрания в Москве и Сергиевом Посаде,
в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле;
в этих городах составились уникальные
коллекции русской иконописи XV-XVI вв.19
Если говорить о феномене монашества, то тут хотелось бы процитировать слова ныне покойного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который был не согласен с утверждением, что люди не способны постичь феномен монашества, и отмечал, что "Монашество как сугубое покаяние способен понять любой верующий человек"20. Из слов Святейшего патриарха понятно, что сам феномен монашества состоит в сугубом покаянии.