Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:02, курсовая работа
Цели исследования:
1) раскрыть сущность и специфику работы Государственного музея политической истории России
2) рассмотреть Государственный музей политической истории России, как способ связи современной политической жизни с ее историческим прошлым
Задачи исследования:
1) изучить историю создания музея
2) рассмотреть специфику, особенности данного музея
3) выявить влияние Государственного музея политической истории России на общественное сознание
Введение
Актуальность исследования: Сегодня влияние политической сферы на жизнь общества велико. Каждый тем или иным образом участвует в политической жизни страны. Но мало кто задумывается над ее историей. Многие из нас, особенно наше поколение, живут исключительно настоящим, напрочь забывая о прошлом. Что же помогает людям приобщаться к историческому прошлому, напоминать о том, какая была политическая жизнь в прошлые века?
Конечно же это энциклопедии,
различные учебные пособия,
Предмет исследования: Развитие и формирование Государственного музея политической истории России, значение его в современном российском обществе.
Объект исследования: Государственный музей политической истории России.
Цели исследования:
1) раскрыть сущность и специфику работы Государственного музея политической истории России
2) рассмотреть Государственный музей политической истории России, как способ связи современной политической жизни с ее историческим прошлым
Задачи исследования:
1) изучить историю создания музея
2) рассмотреть специфику, особенности данного музея
3)
выявить влияние Государственного музея
политической истории России на общественное
сознание
Методология исследования:
Практическая значимость:
Исследование
данной проблемы дает возможность учащимся
школ, гимназий, лицеев, ВУЗов сформировать
целостное представление о
Структура исследования:
Наша работа состоит из введения, четырех
основных глав, каждая из которых включает
в себя от одной до пяти подглав. Также
в нашем исследовании имеется заключение,
библиография или список использованной
литературы и приложения.
1 История музея Политической истории России
Государственный музей политической истории России является преемником Государственного музея Революции (ГМР), созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Инициаторами создания музея выступили видные деятели партии большевиков, народнического движения, представители гуманитарной интеллигенции. В первую коллегию музея вошли Г.Е.Зиновьев, А.В.Луначарский, М.В.Новорусский, А.М.Горький, О.Ф.Ольденбург, В.И.Срезневский, П.Е.Щеголев. Официальное открытие музея состоялось 11 января 1920 года в залах первого и второго этажей Зимнего дворца.
Государственный музей революции стал первым в стране историко-революционным музеем. Уже к середине 20-х годов он располагал уникальной коллекцией революционных знамен, ценнейшим собранием листовок различных политических партий, плакатами, вещественными реликвиями того времени. Филиалами музея в эти годы стали усадьба Аракчеева в Грузино, Трубецкой бастион Петропавловской крепости, Шлиссельбургская крепость, мемориальные музеи В.И.Ленина: музей-квартира на ул.Широкой, д.48; комната и кабинет в Смольном; «Сарай» и «Шалаш» в Разливе. В 1937 году все мемориальные музеи были переданы филиалу Центрального музея В.И.Ленина.
Двадцать пять лет местом расположения Государственного музея революции был Зимний дворец. В 1955 году музею передаются два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф.Кшесинской, – свидетель важных исторических событий. В марте - начале июля 1917 г. здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков. Другой особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф.Мельцера для крупного лесопромышленника барона В.Э.Бранта. В 1955-1957 гг. эти здания были соединены в один комплекс (архитектор Н.Н.Надежин), в котором разместился ГМР, преобразованный в Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции. Его открытие состоялось 5 ноября 1957 года. В 1972 году музей был передан в ведение Министерства культуры СССР и стал филиалом Центрального музея революции СССР.
В конце 1970-х годов научный коллектив и
администрация приступили к созданию
принципиально новой концепции музея.
Проект реконструкции музея 1981-1987 гг. и
его технико-экономическое обоснование
предусматривали создание нового музейного
комплекса в три очереди. 5 ноября 1987 года
была открыта первая очередь экспозиции,
но уже в 1989 году было принято решение
ее закрыть как не соответствующую реалиям
времени, и разработать новую концепцию
научной, экспозиционной и просветительной
деятельности музея. За 1989-1992 годы коллектив
без привлечения дополнительных средств
осуществил поэтапную реэкспозицию во
всех залах музея. Музей не только ни на
один день не закрывал двери для посетителей,
но и обеспечил экспозиционно-выставочный
показ прежде никогда не освещавшихся
тем в истории России. В соответствии с
новой концепцией в августе 1991 года Министерством
культуры СССР было принято решение о
преобразовании статуса музея и переименовании
его в Государственный
музей политической истории России. С
1992 года музей перешел под юрисдикцию
Министерства культуры Российской Федерации.
Государственный
музей политической истории России –
один из немногих музеев, которые осуществляют
документирование и экспозиционный показ
процессов политической, экономической
и социальной жизни общества в России
XIX-XXI веков.
По сути своей деятельности и уровню взаимоотношений
с музеями России ГМПИР с полным основанием
можно считать культурно-историческим,
научно-методическим и консультационным
центром федерального уровня.
Особняк прима-балерины Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской построен в 1904-1906 гг. архитектором Александром Ивановичем фон Гогеном (по его проекту в Санкт-Петербурге был возведен, также, Музей А.В. Суворова в 1901-1904 гг.). Здание особняка Кшесинской привлекает свободной асcимметричной
композицией, строгой элегантностью, графической четкостью, разнообразием форм и богатой палитрой отделочных материалов; оно является своего рода эталоном стиля модерн. М.Ф. Кшесинская признана одной из наиболее ярких представительниц русской академической балетной школы. Ее танец отличался бравурностью, жизнерадостностью, кокетливостью, женственностью и в то же время виртуозной техникой и классической законченностью. В это время, когда она была хозяйкой особняка, в нем бывали такие замечательные деятели искусства начала ХХ века как Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, С.П. Дягилев и др. Посещали его и великие князья Кирилл Владимирович, Константин Константинович и Андрей Владимирович Романовы. Близость М.Ф. Кшесинской к членам царской семьи заставляет ее в дни Февральской революции 1917 г. покинуть особняк (в 1920 г. Кшесинская навсегда уезжает из России). Его занимают солдаты Петроградского бронедивизиона, а затем в его помещениях разместился ряд революционных общественных организаций. Особняк становится одним из центров политической жизни революционного Петрограда. Здесь работали видные деятели партии большевиков: лидер партии В.И. Ленин, члены ЦК И.В. Сталин, Г.Е. Зиновьев и др. В ходе июльского кризиса 1917 г. большевистские организации были принуждены покинуть особняк, и в нем разместились войска Временного правительства. После октября 1917 г. в особняке размещался ряд государственных учреждений, а в 1937 г. особняк был передан Музею С.М. Кирова. В декабре 1954 г. Исполкомом Ленсовета был решен вопрос о размещении в особняке Кшесинской Государственного музея Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1991 г. был переименован в Государственный музей политической истории России. Центральное помещение особняка - Белый зал, где балерина устраивала приемы. Зал выполнен в стиле классицизма с элементами русского ампира (вставки из искусственного мрамора, хрустальные люстры и бра, паркет и зеркала).
1.2.2 Особняк В.Э. Бранта
Особняк домовладельца и предпринимателя Василия Эмануиловича Бранта построен в 1909-1910 гг. по проекту крупнейшего петербургского архитектора - художника конца XIX- начала XX вв. Романа Федоровича Мельцера. Он демонстрирует собой своего рода взаимодействие нескольких стилистических направлений в архитектуре начала ХХ века
неоклассицизма, модерна и символизма (данное направление представлено рельефными изображениями, украшающими особняк.
По проектам
Р.Ф. Мельцера в нашем городе были также
возведены особняк В.С. Кочубея (Фурштатская
ул., 24, 1908-1910) и дворец великого князя Михаила
Александровича (Английская наб., 54\ Галерная
ул., 55, 1912-1913). Эти здания, как и особняк
В.Э. Бранта, можно с уверенностью причислить
к выдающимся достижениям архитектуры
Санкт-Петербурга эпохи модерна. Владелец
особняка, В.Э. Брант, являлся управляющим
торговым домом "Брант Э.Г. и Ко", потомственным
почетным гражданином Санкт-Петербурга,
членом совета Петербургского учетного
и ссудного банка. Он специализировался
на торговле лесом, состоял членом правления
Товарищества Беломорского лесного завода
и директором Товарищества Кемских лесопильных
заводов. В 1917 г., сразу после революции,
В.Э. Брант уехал из России, а в его особняке
был открыт детский интернат. В 1918 г. часть
комнат особняка занимал М.И. Калинин,
находившийся в то время на посту комиссара
городского хозяйства Петроградской трудовой
коммуны. Впоследствии здесь разместился
городской комитет ВЛКСМ. С 1957 г. особняк
В.Э. Бранта - часть музейного комплекса.
В особняке Бранта сохранились парадный
вход, главная мраморная лестница, необычайной
красоты дубовая лестница с витражами.
Стены украшены барельефами античной
тематики.
Миссия Государственного музея политической истории России :
Специфика музея – сохранение исторических свидетельств как музейных объектов.
Основными
направлениями деятельности музея
являются: научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная,
культурно-просветительская, издательская
и информационная. Особое внимание
отдается научно-издательской деятельности.
2.1 Научно-издательская деятельность музея
В связи с активной научно-издательской деятельностью музей выпустил следующие работы:
Спб.: Норма, 2009. Редакционная коллегия: канд. ист. наук Е.Г.Артемов, Е.К.Костюшева, канд. ист. наук А.М.Кулегин, канд. ист. наук А.П.Смирнов. Составитель: канд. ист. наук, зав. отделом Государственного музея политической истории России А.П.Смирнов.
Иллюстрированное
научно-популярное издание посвящено
одной из трагических страниц
сталинской эпохи – пресловутому
«Ленинградскому делу». Жертвами этого
сфабрикованного Сталиным и его
подручными «дела» стали не только
почти все партийные и
В
основе данного издания ранее
не публиковавшиеся материалы
Иллюстрированный путеводитель по коллекции музея об истории отечественного парламентаризма вышел в свет в преддверии широкого празднования 100-летия открытия I Государственной думы. В его состав вошли исторические очерки, обзоры систематизированных комплексов музейных предметов, элементы каталога и около 200 цветных и черно-белых иллюстраций.
Музейная коллекция включает в себя большое количество книг, подлинных документов, фотографий и вещевых предметов. Такие из них, как колокольчик из зала пленарных заседаний Думы, картина В.В.Полякова «Торжественное открытие Государственной Думы», написанная в 1907 г., обширная коллекция рукописных анкет депутатов первой Думы, комплекс личных вещей видного перводумца князя С.Д.Урусова, личные вещи и рукописи наших современников – М.С.Горбачева, Е.Т.Гайдара, Г.В.Старовойтовой, А.А.Собчака и другие имеют высшую степень уникальности.
Информация о работе Музей государственной политической истории России