Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:21, доклад
Отечественное музейное дело насчитывает почти трехсотлетнюю историю, начинаясь с основания Петром 1 Петербургской Кунсткамеры (1714г.), ставшей в 1719 г. первым публичным музеем России.
МУЗЕЙНЫЙ СЕРВИС
Н.А. Соболева
Отечественное музейное дело насчитывает почти трехсотлетнюю историю, начинаясь с основания Петром 1 Петербургской Кунсткамеры (1714г.), ставшей в 1719 г. первым публичным музеем России.
За это время музейное дело прошло различные этапы в своем развитии, однако, отличительной чертой отечественного музееведения всегда оставалось значительное влияние государства на национальное музейное строительство.
В ХУШ в. число музеев было не велико и открывались они по инициативе верховной власти при учебных, правительственных и общественных учреждениях в столичных городах. Все они имели ограниченный доступ и использовались в научных и учебных целях.
Во второй половине ХУШ столетия в России начинает развиваться частное коллекционирование. Его развитие происходит под влиянием императрицы Екатерины П, начавшей с 1764 г. закупать произведения западно-европейского искусства, размещаемые по ее указу в Малом Эрмитаже, где она проводила время в узком кругу приближенных. Вслед за императрицей художественные коллекции начинают собирать представители знатных фамилий Шереметевых, Голицыных, Юсуповых и др. Все эти собрания, однако, предназначались для личного пользования, так что на протяжении всего ХУШ столетия единственным публичным музеем в России по-прежнему оставалась Петербургская Кунсткамера.
В первой половине Х1Х в., после войны 1812 г., обусловившей рост национального самосознания и, как следствие, интерес к отечественной истории и культуре, а также в связи с сенсационными археологическими открытиями античной и скифской культур, сделанными на юге России, число музеев увеличивается, состав их собраний становится разнообразней, а география значительно расширяется. В этот период появляются музеи древностей в Феодосии (1811), Одессе (1825), Керчи (1826), Екатеринославле (1849), Вильно (1856) и ряде других городов. Одновременно в обществе начинает осознаваться значение образовательно-просветительной деятельности музеев. В Санкт-Петербурге открываются новые публичные музеи – Морской (1806), Румянцевский (1831); в середине Х1Х в. вводится ограниченный доступ в музеи дворцового ведомства – Эрмитаж и Оружейную палату.
Реформы 1860-70-х гг. стимулировали развитие экономики страны, побудили рост общественной активности, способствовали демократизации культуры. Во второй половине Х1Х – начале ХХ в. усиливается роль общественности, разночинной интеллигенции, ученых, купечества в создании музеев общедоступного типа, направленных на просвещение народа и распространение научных знаний. Инициативе отдельных деятелей и различным научным обществам обязаны своим возникновением будущие крупнейшие музеи страны – Политехнический (1872), Исторический (1872), Антропологический (1879), Русский музей (1895), Музей изящных искусств (1902). Характерным явлением времени становится безвозмездная передача владельцами своих собраний в общественное пользование. Так были созданы Третьяковская и Цветковская галереи в Москве, Музей прикладного искусства М.К. Тенишевой в Смоленске и др. Волна музейного строительства прокатилась по провинциям. Создаваемые там местные музеи, такие как Тверской историко-археологический музей (1866), Ростовский музей церковных древностей (1883) начинают играть заметную роль в культурной жизни провинции.
Осознание необходимости сохранения историко-культурного наследия и пропаганды знаний способствовало развитию профильных музеев - исторических, промышленных, сельскохозяйственных, технических. На рубеже Х1Х – ХХ вв., в связи с интенсивным ростом сети начальных и специальных учебных заведений, организуются педагогические музеи, у истоков создания которых стояли К.Д. Ушинский и Н.Ф. Бунаков. Со второй половины Х1Х в. берут начало и мемориальные музеи, организуемые с целью увековечения памяти выдающихся деятелей России. Первыми среди них был музей А.С. Пушкина в Александровском лицее (1879), музей М.Ю. Лермонтова в Николаевском кавалерийском училище (1884). Музеи этого периода большое внимание уделяли научной обработке коллекций, итогом чего стала организация при музеях научных обществ, издание различных каталогов музейных собраний, а также распространение знаний с помощью организации лекториев для чтения общедоступных «народных» лекций.
Управление музеями в этот период осуществлялось на основе различных Положений, утверждавшихся правительством, хотя из казны финансировались только крупнейшие государственные музеи. Все остальные существовали на средства, выделяемые местными меценатами и благотворителями.
Коренное преобразование государственного строя России, ее экономики и культуры после 1917 г. определило новые условия развития отечественных музеев. При Наркомпросе создаются органы централизованного управления музеями, осуществлявшие, кроме прочего, политический контроль над музеями со стороны власти.
В 1918-1920 гг. появляется новая категория музеев –ансамблевых комплексов, куда вошли закрытые тогда же монастыри, дворцы, усадьбы. За этот период было организовано более 200 таких музеев.
В 1922 г. в российских музеях впервые за все время их существования вводится входная плата.
В 1923 г. все фонды музеев постановлением ВЦИК объявляются государственным достоянием. Это, однако, приводит к неожиданным последствиям: санкционируется государственная продажа принадлежащих музеям музейных предметов через аукционы и антикварные магазины. В 1928 г., когда «идеологически вредное для народа» культурное наследие из монастырей и дворцов в значительной части было распродано, перешли к массовым продажам шедевров живописи из Эрмитажа, Музея изящных искусств и других дореволюционных собраний.
В этот период коренным образом меняются представления о социальной роли музеев, которые начинают рассматриваться как своеобразные политпросветкомбинаты, орудия идеологической пропаганды, главной функцией которых объявляется политическое воспитание масс на примере утвержденных идеологических образцов. В 1930-е гг. многие старые музейные сотрудники не разделившие этих взглядов были арестованы, а стремление повсеместно внедрить в музейную практику утвержденные образцы политпросветработы привело к выделению так называемых «головных» музеев, за которыми закреплялись функции инструктажа и контроля местных музеев.
В период ВОВ одним из главных направлений деятельности музеев стало сохранение музейных ценностей, спасенных во многом благодаря самоотверженному труду музейных сотрудников, проводивших работу по консервации музейных предметов и подготовке их к эвакуации в условиях отсутствия необходимого материального обеспечения и госплана эвакуации музеев.
В послевоенные годы количественное число музеев по стране значительно сократилось из-за отсутствия помещений, разрушенных в период войны, и отсутствия финансирования. Вместе с тем, усилившийся в годы войны патриотический подъем и интерес к национальному прошлому способствовал тому, что на базе историко-архитектурных памятников ряда старинных русских городов - Новгорода, Костромы, Горького и др. начали создаваться музеи-заповедники.
С конца 1950-х гг. интерес к отечественной истории вызвал к жизни появление новой для советского времени формы «общественных музеев», функционировавших на общественных началах на предприятиях и в учебных заведениях, и создаваемых, как и столетие назад, инициативой отдельных энтузиастов. Часть из них впоследствии стала базой для создания местных краеведческих музеев.
С начала 1970-х гг., в связи с политикой усиления централизованного управления, создаются музейные объединения, в которые включается до 20 музеев различного типа (исторические, краеведческие, художественные, мемориальные и т.п.), находящихся в одной области и передающихся под единое руководство. Поскольку такая централизация значительно облегчала осуществление директивного руководства сверху и идейно-политический контроль на местах, к 1985 г. функционировало уже 25 таких объединений, охвативших 27% всей музейной сети страны.
Подводя итоги развития музейного дела в советский период, подчеркнем, что вплоть до конца 1980-х., курс на идеологическое воспитание масс с помощью отечественных музеев, взятый в начале 1920-х гг., оставался неизменным, ярко проявляя роль, отводимую музеям в идеологической надстройке. Основные парадигмы музейного дела: «музей-общество», «музей-посетитель» не менялись на протяжении почти 70 лет.
Начало 1990-х гг. открыло новый этап в развитии отечественного музееведения, связанный с коренным пересмотром незыблемых прежде постулатов в политической, экономической, государственной сферах. Распад СССР, реформирование органов управления, изменение мировоззренческих основ – все это существенно отразилось на всех сферах общественной жизни, не обойдя стороной и отечественное музейное строительство. В этот период на несколько лет почти полностью прекратилось бюджетное финансирование музеев, ослабло централизованное руководство со стороны гос. органов, в связи с возвращением Русской православной церкви зданий религиозного назначения многие музеи и смежные с музеями структуры (например, реставрационные мастерские) лишились своих помещений, на ряд выдающихся культовых памятников распространилось совместное – церкви и государства (в лице музея) – использование. В условиях недостаточного финансирования и значительного уменьшения притока посетителей, оказавшихся занятых не столько вопросами повышения своего образовательно-культурного уровня, сколько решением проблем сугубо экономического характера, музеи начали поиски новых форм работы, разработку новых видов музейного сервиса, способных стать востребованными обществом и доходными для музеев. Итогом этого стало то, что за последнее десятилетие сформировались принципиально новые подходы к проблемам музейной коммуникации и роли музеев в обществе.
В центре решаемых проблем в качестве ведущей оказалась проблема «музей-посетитель». На протяжении всей предшествующей советской истории эта проблема решалась однозначно: музей - идеологический воспитатель, посетитель – идеологически воспитуемый. В современных исторических условиях эта проблема приобрела совсем иной смысл: музей – это организация, которая предоставляет услуги, а посетитель это тот, кто их потребляет. Очевидно, что при такой постановке вопроса совершенно меняется место, роли и отношения музея и посетителя. Как только посетитель был переведен в разряд потребителя, сразу же возник вопрос, а что он хочет потреблять, т.е., что готов оплачивать? Поиск ответа на этот вопрос немедленно повлечет за собой следующий: а кто он, наш посетитель? сколько ему лет? каков уровень его образования? каковы его потребности и интересы? каково материальное положение? Для того чтобы выяснить это, музеи вплотную подошли к сфере деятельности, которой прежде никогда не занимались – к необходимости проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение реального потребителя музейных услуг, а также выявление их потенциального потребителя – т.е. тех социальных слоев, которые могли бы пополнить число музейных посетителей. Иными словами, музеи, как и другие отрасли российской экономики и культуры, оказываются сегодня вовлеченными в рыночные отношения. Те изменения, которые происходят в настоящее время в сфере музейного сервиса можно определить как переход от музейного учреждения к музейной фирме, которая является соответственно уже не частью идеологической надстройки, а лишь звеном в системе рынка.
Музеи сегодня – это соединение государственного финансирования, которое возобновилось и восстановилось в прежних объемах с конца 1990-х гг., и коммерческой деятельности. Причем для ведения последней у музеев есть ряд преимуществ, одним из которых стало то, что согласно правам, данным музеям в начале 1990-х гг., когда бюджетные дотации практически отсутствовали, все получаемые от музейной деятельности доходы сохраняются за музеями. Тем самым, музей оказывается включенным сразу в две системы: государства, где он ведает частью национального достояния (т.е. музейными предметами, которые обязан сохранять и пополнять, на что, собственно, и выделяется гос. финансирование) и рынка, где он предлагает свою продукцию и услуги. Материальное благополучие музея оказывается в прямой зависимости от качества и разнообразия предлагаемого им сервиса. Вместо спущенного сверху плана посещаемости в действие вступают совсем иные отношения – законы свободной конкуренции и борьбы за посетителя. Хотелось бы подчеркнуть, что рынок и рыночные отношения распространяются именно на предоставляемые музеями услуги – т.е. сферу сервиса. Эти отношения не должны, согласно юридической основе деятельности музеев, затрагивать основу основ музейного дела – музейные предметы, составляющие музейные собрания.
Сфера предоставляемых сегодня музейных услуг значительно качественно и количественно изменилась. Долгое время музейные услуги сводились к двум главным направлениям работы с посетителями, сформировавшимся еще в Х1Х в.: проведение экскурсий и организация лекториев. Эти два направления научно-популяризационной работы и в наши дни сохраняют свои позиции, однако, они значительно видоизменились. В условиях доступности современных информационных технологий и информативных источников лектории оттеснились на второй и даже третий план, сохраняясь лишь в небольшом числе музеев и собирая достаточно малочисленную аудиторию. Проведение экскурсий, напротив, по-прежнему пользуется большим спросом, поскольку отвечает главной цели, которую преследует посетитель, приходя в музей - ознакомление с музейными предметами. Однако особенностью времени стало то, что если раньше повышенным спросом пользовались экскурсии в наиболее известные музеи, владеющие собранием уникальных предметов, то сейчас многие второстепенные с этой точки зрения музеи и даже недавно созданные музейные комплексы, не имеющие выдающихся памятников истории и культуры, на равных конкурируют с бывшими лидерами по количеству посещаемости. Секрет этого в новых подходах к работе с посетителями. Если музеи, пользующиеся широкой известностью, используют старую форму проведения экскурсий, когда группа под словесный комментарий экскурсовода переходит от экспоната к экспонату, из зала в зал, то молодые музеи внедряют новые методы проведения экскурсий, одним из ведущих среди которых стал так называемый супер актив.
Суперактивный тип экскурсии состоит в стремлении погрузить посетителя в определенную историко-культурную атмосферу, сделать его очевидцем того или иного события. Для этого используются самые разнообразные средства – от появления экскурсовода в костюме определенного времени в роли конкретного участника событий, до включения в экскурсию различных игровых и театрализованных моментов, рассчитанных на активное вовлечение в них посетителей. Разрабатываются целые программы, которые уже только по привычке называют экскурсиями. Такие программы, в отличие от обычного времени проведения экскурсий, длятся от 2,5 до 4-х часов и включают костюмированные выступления, музыкальное сопровождение, фольклорные и обрядовые песни и многое другое ( например, чаепитие, катание на лошадях и т.п.). На этом фоне информация, сообщаемая экскурсоводом, имеет совершенно иной показатель усвоения материала, во много раз превышающий обычный, а посещение музея из скучной обязаловки трансформируется в интересный и увлекательный досуг.
Процесс постепенного превращения музея из череды тихих залов древностей в досуговые центры, где посетители разных возрастных и социальных категорий могут с интересом и пользой провести свободное время – новое направление музейного сервиса, призванное обеспечить реализацию основного назначения музея как социального института, осуществить его коммуникационные возможности. Это направление, давно апробированное в западно-европейских музеях, таких, например, как музей Васа в Стокгольме или музей Вчерашний мир в Англии, начинает все более широко использоваться российским музейным сервисом. Среди музеев, пошедших по этому пути развития, многие столичные и подмосковные музеи, в том числе музей-усадьба «Коломенское», музей «Английский двор», Дарвиновский музей в Москве, музей в Александровой слободе и др.