Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:21, доклад
Отечественное музейное дело насчитывает почти трехсотлетнюю историю, начинаясь с основания Петром 1 Петербургской Кунсткамеры (1714г.), ставшей в 1719 г. первым публичным музеем России.
Наряду с созданием на базе музеев досуговых центров, в настоящее время появилось и активно развивается еще ряд принципиально новых направлений музейного сервиса. К их числу относится широкое внедрение компьютерных технологий, позволяющих предоставить посетителю максимально полный объем информации о музеях и хранящихся в них музейных предметах. В число последних все чаще включаются не только выставленные в экспозициях, но и хранящиеся в запасниках.
Уже не новостью стало открытие в музеях интернет-кафе, вызывающих повышенный интерес посетителей, а также создание сервера «Музеи России» и музейных сайтов в Интернете. Если в 1996 г. из Интернета можно было почерпнуть информацию всего о трех российских музеях (музей-заповедник «Московский Кремль», Гос. Эрмитаж и Гос. музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), то в конце 1998 г. в Интернете появилась развернутая информация уже о 300 российских музеев, а в 2002 г. более чем о 2000 музеев.
Интернет становится все более действенным средством продвижения различного вида музейных услуг на рынке культуры, образования и досуга. Этому способствует открытие в Интернете так называемых гостевых сайтов, где каждый посетитель может вносить свои предложения и замечания. Подобная обратная связь – посетитель-музей – дает возможность музеям вести заочный диалог с широкой аудиторией, задавая темы для дискуссий, отвечая на вопросы и предложения. При этом расширение виртуальной аудитории в конечном счете ведет к увеличению числа реальных посетителей музея.
Существенно новым является и расширение сферы работы с посетителями. В число музейных услуг теперь почти повсеместно включена работа с индивидуальным посетителем. Она подразумевает удовлетворение спроса на разнообразные музейные услуги. Среди них такая востребованная как проведение экспертизы предметов, хранящихся у населения. Теперь каждый обладатель какого-либо произведения искусства (изобразительного, декоративно-прикладного, ювелирного) или редкой книги может в фиксированный день прийти в музей и за небольшую плату оценить имеющийся у него предмет, а также получить квалифицированное экспертное заключение об авторе, времени, месте его создания. Подобное экспертное заключение, заверенное печатью музея и содержащее фотографию экспертируемого предмета, принимается всеми государственными и негосударственными органами – таможней, нотариусами, антикварными магазинами и др.
В последнее время меняются и основные формы музейной коммуникации – экспозиции и выставки. Они становятся все менее идеологизированными и политизированными. Задачи показать любой ценой, т.е. не с помощью подлинников, зачастую отсутствующих, а на второстепенном научно-вспомогательном материале, все этапы исторического развития общества, уходят в прошлое. Повсеместно начинается работа по пересмотру состава постоянных экспозиций, исключения из них материалов не обладающих художественной и историко-культурной ценностью, а несущих лишь идеологическую нагрузку. Одновременно экспозиции становятся все более многоуровневыми. В расчет принимаются интересы разных категорий посетителей, каждая из которых получает возможность более полно, а не только на хрестоматийных экспонатах, познакомиться с тем или иным культурно-историческим явлением. Многие экспонаты, долгие десятилетия пролежавшие в фондохранилищах, становятся, наконец, доступными для обозрения широкому кругу публики, а не только специалистам.
Подобный подход к организации экспозиций свидетельствует о новых тенденциях, складывающихся в сфере музейного сервиса. Эти тенденции можно сформулировать как политику уважения к посетителю, его взглядам и вкусам, в отличие от многолетнего стремления идеологического давления на посетителя, повлекшего за собой деление экспонатов на «хорошие» и «плохие» не по уровню их художественного качества, а по принципу «вредные» и «полезные» для народа.
Несвойственное прежнему времени уважение к посетителю определило формирование новых музейных инфраструктур, затрагивающих, к слову сказать, и бытовые элементы музейного сервиса, такие, например, как музейные буфеты, которые взрослая публика раньше обходила стороной, содрогаясь от одного запаха кофейных суррогатов, разливаемых из чайников по мутным стаканам. Теперь во многих музеях можно вкусно и в приятной обстановке пообедать всей семьей или даже, как это практикуется в Гос. историческом музее, отметить какое-либо торжество.
Коренные перемены произошли в организации работы с детьми. Сфера работы с посетителями детского возраста значительно расширилась, а ее методика принципиально изменилась. При многих музеях открываются творческие студии и школы, апробируются развивающие программы, появляются новые формы работы, такие, например, как подготовка и проведение детских балов в музее А.С. Пушкина на Пречистенке, воспроизводящих атмосферу детских утренников пушкинского времени. При этом значительно понизился возраст детского посетителя музеев. Если раньше работа с детьми была рассчитана на школьников, то теперь многие программы составляются в расчете на детей дошкольного и более младшего возраста – 3-4 летних.
В кратком сообщении невозможно, к сожалению, даже перечислить все виды музейного сервиса, развивающиеся сегодня. Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть главные отличия последнего десятилетия. Общественная значимость музея сегодня определяется по многоуровневой шкале, включающей не только качество музейных коллекций, но и уровень предлагаемого музейного сервиса, его разнообразие и обращенность к посетителю. Существенным становится налаживание прямых коммуникативных контактов, выход в открытое информационное пространство, развитие новых структур, призванных удовлетворить разнообразные социо-культурные запросы, способствуя превращению музейного сервиса в востребованную часть жизни общества.