Национальные особенности архитектуры Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:47, реферат

Описание

Методы исследования, применяемые при изучение темы:
исторический (построение эволюционного ряда);
стилистический (определение направления, архитектурной школы, архитектурного стиля);
Данное задание знакомит студентов с порядком и методами научной работы в архитектуре, что создает предпосылки для следующего сочетания учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью студентов-архитекторов.
Целью написания реферата является более глубокое изучение студентами всеобщей истории архитектуры, а также развитие творческого подхода при работе с научной литературой, архитектурного мышления при освоении наследия мировой архитектуры, формирует базу профессиональной подготовки архитектора, развивает у них архитектурное мышление.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1: Цивилизация Древнего Китая. Хронология ……………..……. 4
Глава 2: Национальные особенности архитектуры Китая ……………... 7
Тектонические структуры. «Доу-гун» ………………………. 10
Типы построек традиционной архитектуры …………………13
Садово-парковая архитектура Китая …………………………15
Заключение ………………………………………………………………. 19
Список литературы ………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

курсовая Древний Китай.docx

— 2.03 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 3

Глава 1: Цивилизация Древнего Китая. Хронология ……………..……. 4

Глава 2: Национальные особенности архитектуры Китая ……………... 7

      1. Тектонические структуры. «Доу-гун» ………………………. 10
      2. Типы построек традиционной архитектуры …………………13
      3. Садово-парковая архитектура Китая …………………………15

Заключение ………………………………………………………………. 19

Список литературы ………………………………………………………20

Список иллюстраций …………………………………………………… 21

Иллюстрации № 1 – 14 ……………………………………………… 22-28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многочисленные памятники  искусства и архитектуры Китая, одного из древнейших государств мира, расположенного в Восточной и  Центральной Азии, отличаются самобытностью, богатством и разнообразием. Искусство  Китая оказывало влияние на искусство  Японии, Кореи, Монголии, государств Индокитая, Малайи и др. стран.

Кроме своего ярко выраженного  художественного своеобразия, китайская  архитектура отличается от европейской  и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все  основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности  и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются  в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно  китайские.

Методы исследования, применяемые  при изучение темы:

    • исторический (построение эволюционного ряда);
    • стилистический (определение направления, архитектурной школы, архитектурного стиля);

Данное задание знакомит студентов с порядком и методами научной работы в архитектуре, что  создает предпосылки для следующего сочетания учебного процесса с научно-исследовательской  деятельностью студентов-архитекторов.

Целью написания реферата является более глубокое изучение студентами всеобщей истории архитектуры, а  также развитие творческого подхода  при работе с научной литературой, архитектурного мышления при освоении наследия мировой архитектуры, формирует  базу профессиональной подготовки архитектора, развивает у них архитектурное  мышление.

 

Глава 1: Цивилизация Древнего Китая. Хронология.

 

Китай — одна из крупнейших стран  Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит  к наиболее развитым в эпоху древности  и средневековья (Иллюстрация 1). За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения. Классическая китайская литература, философия и искусство достигли необычайной высоты.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае существовала достаточно развитая культура, первый период расцвета которой относится ко времени  господства династии Шан (около 1300 г. до н. э.), пришедшей на смену культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.— середина II тысячелетия до н. э.).

Первые памятники древней китайской  культуры были обнаружены при раскопках  в 20-х гг. нашего века. Они дают представление  о культуре Яншао (середина III тысячелетия  до н. э.— середина II тысячелетия  до н. э.), на смену которой пришли памятники эпохи Шан (Инь) (ок. XVI—XI вв. до н. э.).1

Это был мифологический этап развития философской мысли. Главными были представления о небе, дарующем жизнь, и о земном начале, а также культ предков, духов неба и земли, которые причудливо сочетали в себе черты животных, птиц и людей. Им приносились жертвы вином и мясом, для чего из бронзы отливались специальные обрядовые сосуды. На сосудах типа Шан (Инь) обнаружены и первоначальные формы иероглифической письменности.

В XII—III вв. до н. э. заканчивается мифологический этап развития представлений о природе. Развиваются учения даосизма и конфуцианства, которые по-новому раскрыли тему мира и человека в нем. Сами мифологические божества стали восприниматься более условно, зато образ человека делается конкретнее. В сосудах V—III вв. до н. э. появляются целые сцены труда, охоты, сбора урожая.

Своего наивысшего подъема китайская  культура достигает при правлении  династии Чжоу, длившемся около 8 веков (вплоть до III в. до н. э.).

После падения династии Хань единство империи оказывается нарушенным на несколько веков. Только в VI в. до н. э. происходит ее новое объединение. В этот период, ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают  воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение  из Индии буддизма, который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.

В Китае строятся первые пагоды и  скальные монастыри, состоящие из сотен  больших и малых гротов в толще  скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды (Иллюстрация 2). Некоторых гигантов, достигающих 15—17-метровой высоты, можно видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов. Росписи храмов того времени поражают вдохновенностью мастеров при изображении буддийских сюжетов. В эпоху Тан (VII—X вв.) в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.2

Такое отношение к пейзажу сохранилось  и в эпоху Сун (X—XIII вв.), когда  этот жанр живописи сделался наивысшим  выражением духовных исканий китайских  художников. Согласно вероучениям того времени, мир — человек и природа  — един в своих законах. Сущность его — во взаимодействии двух начал  — «инь» (воды) и «ян» (гор).

В 1127 г. весь север страны захватили  кочевые племена чжурчжэней. Правителям Китая пришлось отступить на юг, где была основана новая столица  Ханчжоу. Позор поражения, тоска  по оставленным землям во многом определили настроения искусства XII—XIII вв. Природа  стала как бы единственным утешением  в печали, и в ее трактовке возникли новые черты. Она становится более  соразмерной человеку.

Хронология:

  • XXX - XX вв. до н.э. – Мифическая эпоха пяти императоров: Фу Си; Шэнь-нун (земледелие); Хуан-ди (письменность); Великий Юй (ирригация).
  • XX – III вв. до н.э. Эпоха правления трёх династий:
    • Ся (1994 – 1523 гг. до н.э.);
    • Шан (XVI – XI вв. до н.э.);
    • Чжоу (XI – III вв. до н.э.): Западное Чжоу (1027 – 722 гг. до н.э.) и Восточное Чжоу (722 – 221 гг. до н.э.).
  • 475 – 221 гг. до н.э. - Период «Воюющих государств»
  • III в. до н.э. - Династия Цинь (221 – 207 гг. до н.э.). – Цинь Шихуан-ди - первый император Китая, объединивший страну в 221 г. До н.э. Завершение строительства Великой Китайской стены (220 г. до н.э.).
  • III в. до н.э. – III в. – эпоха династии Хань: Западная (Ранняя) Хань (202 г. до н.э. – 8 г. н.э.) и Восточная (Поздняя) Хань (23 – 220 гг.). 9 – 23 гг. - правление узурпаторской династии Син.3

 

 

 

 

 

Глава 2: Национальные особенности архитектуры Китая

 

Первые сооружения на территории Китая известны с V тысячелетия до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые  общины, строившие свои круглые или  квадратные в плане, заглубленные в  землю хижины на защищенных валом  и рвом городищах. В центральной  части такого поселения располагалось  обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка  располагалось кладбище. По всей видимости, уже тогда начали формироваться  те представления о мире и месте  жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Например, круг и квадрат  в архитектуре приобрели символическое  значение и связывались первый с  землей, второй - с небом.

Окончательно принципы китайской  архитектуры сформировались к III веку н.э. Дворцы того времени не сохранились, однако известно, что существовал  дворец целиком построенный из сандалового  дерева, распространявший благоухание  на много километров вокруг. Сохранились  также упоминания о сооружении "Тянь и Тай" - большом зале с колоннами  из золота и серебра, возвышающемся  на мраморной платформе высотой 28 метров. Тогда же начали строить  пагоды. В V веке, когда север и  юг Китая вновь объединились, был  создан единый стиль архитектуры, ее основные конструктивные формы, которые  с небольшими изменениями сохранились  до конца XIX века. В эпоху Сун (X-XIII вв.) в архитектуре намечается тенденция  к утончению форм. В последующие  века развивается декоративность и  даже начинает преобладать над конструктивностью, прежде определявшей облик зданий.4

Развитие китайской архитектуры  находило свое проявление в строительстве  дворцов, монастырей, храмов. Материалами  кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор  не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой  китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.5

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение  у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) знаменита  своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные  рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые  внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства  характерна тенденция к абстрагированию  от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении  окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии  буддизма, в Китае появляются и  новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или  камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме  того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука  некоторые архитектурные формы  принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают  новые большие города, и важной задачей опять становится строительство  дворцов, которые представляли собой  целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней  отношении и восприятии ее как  важной составной части жизненной  среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные  пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов  строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Тектонические  структуры. «Доу-гун».

 

Система «доу-гун» (Иллюстрация 3), являясь одним из самых значительных элементов китайской архитектуры, практически стала тем же, чем являются для Египта и Греции их ордерные системы. Целенаправленное, регулируемое применение этой системы в значительной степени создало тот специфический колорит, который выделяет архитектуру Китая в особую категорию культуры со своей, только ей присущей философией.

Строительные принципы китайской  архитектуры, восходящие к очень  древним временам, изложены уже в  «Щицзине»7. На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент (род стилобата), облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами (Иллюстрация 4). На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля, столь обычная в памятниках китайского зодчества, предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек — так называемого доу-гун.

Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. В архитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельных декоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и в центре здания, в отличие от более поздних периодов, когда он представляет собой ажурный фриз, проходящий под крышей вдоль всей стены. Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года.

Информация о работе Национальные особенности архитектуры Китая