Национальные особенности архитектуры Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 17:47, реферат

Описание

Методы исследования, применяемые при изучение темы:
исторический (построение эволюционного ряда);
стилистический (определение направления, архитектурной школы, архитектурного стиля);
Данное задание знакомит студентов с порядком и методами научной работы в архитектуре, что создает предпосылки для следующего сочетания учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью студентов-архитекторов.
Целью написания реферата является более глубокое изучение студентами всеобщей истории архитектуры, а также развитие творческого подхода при работе с научной литературой, архитектурного мышления при освоении наследия мировой архитектуры, формирует базу профессиональной подготовки архитектора, развивает у них архитектурное мышление.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1: Цивилизация Древнего Китая. Хронология ……………..……. 4
Глава 2: Национальные особенности архитектуры Китая ……………... 7
Тектонические структуры. «Доу-гун» ………………………. 10
Типы построек традиционной архитектуры …………………13
Садово-парковая архитектура Китая …………………………15
Заключение ………………………………………………………………. 19
Список литературы ………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

курсовая Древний Китай.docx

— 2.03 Мб (Скачать документ)

Столбы обычно делались из высококачественных пород дерева: мелкослойной сосны, особого вида кедра - наньму, кипариса и других. Чтобы защитить дерево от загнивания, внизу столба часто делали сквозные прорези - продухи  и применяли различные способы  обработки поверхности. Иногда столб  оклеивали несколькими слоями грубого  материала и затем обмазывали специальным составом. Сверху защитный слой покрывали цветным лаком, преимущественно  красного цвета. Иногда в краситель  включали свиную кровь, придававшую  особую прочность и блеск поверхности.

Он является очень древней  конструкцией, известной еще в 8-м  веке до нашей эры. Это чрезвычайно  остроумное и сложное устройство, позволяющее создать множество  вариантов, отличающихся числом типовых  элементов. Помимо замечательных конструктивных свойств, доу-гун очень красив, эффектен и является украшением всего здания. Поэтому он превратился в широко используемое архитектурно- художественное средство (Иллюстрация 5).

Форма доу-гуна, свойственная деревянному зодчеству, нашла применение и в каменной архитектуре, приобретя  при этом чисто декоративное значение.

Карниз, благодаря доу-гунам, имеет большой вынос, защищая  галерею от жарких солнечных лучей  и косого дождя. Линия скатов кровли плавно изгибается, а линия карниза  поднимается на углах, в результате чего создается зрительный эффект легкости кровли. Это поддерживается сильным, по отношению к карнизному прогону, выносом тонких стропильных балок, расположенных близко друг к другу.

Судя по описаниям в  летописях и древних книгах, дворцы циньских и ханьских правителей строились  из различных пород ценного дерева и имели кровли из цветной черепицы. Внутри дворцов стены украшались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полы инкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты  сады и парки с цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.

Один из современных исследователей, решив доказать неестественность и  нефункциональность такой формы, вычертил здание с подобной крышей, а затем  ее закругленные линии спрямил прямым скатом. Здание сразу же потеряло свое очарование, крыша сделалась массивной, тяжелой и зрительно подавила все сооружение.

Этот небольшой эксперимент  лишний раз доказал, что китайская  архитектура имеет глубокие национальные корни четкого представления  о тектонике, эстетике и функциональности в зодчестве, что она издавна  постоянно регулирует конструкции, осознанно управляя их формой, артикулирует детали и декорации, добиваясь впечатляющих результатов. Чтобы убедиться в  этом, достаточно вспомнить крыши  пагоды в Шанхае, храма Неба и  храма Небесного величия в  Пекине и целого ряда других сооружений самого различного назначения, завершающихся  крышей, покоящейся на системе «доу-гун».8

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Типы построек  традиционной архитектуры

 

В VI-VIII вв., в эпоху Тан, сложились основные типы построек.

Основные типы жилых домов, каменных и деревянных пагод, деревянных дворцов:

I тип – Наиболее распространенный тип китайского здания, сложившийся еще в древности – четырехугольный одноэтажный павильон «дянь» (Иллюстрация 6). Обычно разделен рядами колонн на три продольных нефа, первый из которых образует открытый портик со стороны фасада, а иногда и колоннаду с нависающей кровлей кругом всего здания. Этот наружный обход создавал еще большую связь внутреннего пространства здания с внешней природной средой (для небольших построек павильоны типа «дянь» сооружались часто квадратными в плане).

II тип – Многоэтажные здания «лоу» или «гэ» (Иллюстрация 7). Здание с открытыми террасами по всему фасаду, встречающееся только среди дворцовых сооружений. Имеет до 9 пролетов, длина фасада достигает 30 м.

III тип – Павильон «тай» (Иллюстрация 8). Небольшое деревянное здание на очень высоких каменных основаниях. Этот вид архитектуры часто использовался в Китае при постройке надвратных башен на городских стенах.

IV тип – Садовые постройки, беседки «тин» и открытые галереи «лан» (Иллюстрация 9), соединяющие большие павильоны. Маленькая беседка «тин» служила для украшения сада. Этот образец парковой архитектуры ранее других стал известен в Европе и вызвал бесчисленные подражания в XVII – XIX вв. Система деревянных кронштейнов «доугун» из 2-х элементов: «доу» – подушка, «гунн» – изогнутый кронштейн. Элементом «хвост совы» завершен конек крыши, «горб верблюда» расположен между доугунами и имеет форму подковы. Все основные типы китайской архитектуры на протяжении многих веков сохранили свой общий облик без существенных изменений.

Привнесенные из Индии  вместе с буддизмом пагоды (Иллюстрация 10), строились по тем же принципам, что и традиционные китайские башни. Изначально они были невысокими и квадратными в плане, но с развитием технологии стали появляться многогранные и многоярусные пагоды.9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Садово-парковая  архитектура Китая

 

Садово-парковая архитектура  — особый раздел архитектуры как  искусства, организующий пространство. Она работает как с объектами  живой природы: деревья, кустарники, камни, водоемы, так и архитектурой малых форм: беседками, фонтанами  и т. д, как преобразовывает, так  и существенно меняет существующий ландшафт, стремится к единению с  природой или подчиняет ее геометрическим формам.

Высокого совершенства достигла садово-парковая архитектура Китая. Китайские сады и парки отличаются свободной планировкой и живописными  пейзажами. В них удачно сочетаются в единое целое: рельеф, водоемы, зелень и малые архитектурные формы - мостики, ворота, беседки, галереи и  т.д. (парки Ихэюань и Бэйхай в  Пекине, парки Сучжоу и многие другие).

Истоки садово-парковой архитектуры  в Китае уходят в глубокую древность. Предшественниками парковых ансамблей  историки считают императорские  охотничьи хозяйства «ю», появившиеся  около 4000 лет назад. Со временем в  таких огороженных насыпью охотничьих хозяйствах стали строить дворцы и павильоны для отдыха, на территории рыли водоемы, где разводили рыб, сажали деревья, разводили животных и т.д. Такие угодья могли протягиваться  на сотни километров.

В III-VI вв Китай переживал сложный  период раздробленности. В это время  появились первые неимператорские  парковые усадьбы, построенные богатыми писателями и художниками, желавшими  «уйти» от жестокой реальности и погрузиться  в мир искусства.

В танский период, когда феодальный Китай находился на пике своего расцвета, к императорским паркам и частным усадьбам добавились и городские публичные парки.

В сунский период мода на садово-парковые усадьбы охватила еще более широкие массы людей: теперь их строили не только люди из высших слоев общества, но и небогатые жители из низов. В императорских парках стали в миниатюре воспроизводить известные в Китае пейзажные места: горы, озера, водопады, ущелья и т.д. В городе Сучжоу в специальном учреждении стали собирать причудливые камни и редкие растения. По всей стране выводились новые сорта декоративных растений - только пионов насчитывалось более 100 видов. Сады и парки стали строить хозяева ресторанов и увеселительных заведений с целью привлечь больше клиентов.10

Эпохи Мин и Цин стали последним периодом расцвета древнекитайской садово-парковой архитектуры. Именно в это время были построены большинство из сохранившихся архитектурно-парковых ансамблей. В Китае выделяют четыре типа такого рода ансамблей: императорские, частные, монастырские и природные. Императорские садово-парковые ансамбли сосредоточены в северной части страны, так как на протяжении многих династий север был средоточием политической жизни. Эти ансамбли отличались масштабностью, наличием гор и водоемов, дворцов, теремов и беседок.

Из сохранившихся императорских  архитектурно-парковых ансамблей на первом месте стоит летний дворец Ихэюань (Иллюстрация 11). Частные архитектурно-парковые усадьбы сосредоточены в Южном Китае, главным образом в городах Суч-жоу и Янчжоу (провинция Цзянсу) и в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян). Владельцами таких усадеб-парков были по большей части выходцы из просвещенного сословия, чиновники “дафу” и богатые торговцы. Руководствуясь желанием иметь под боком живописное место, где можно полюбоваться природой, побеседовать с друзьями или просто отдохнуть, эти люди разбивали по соседству с местом жительства крохотные парки.

Они занимали очень небольшую площадь, но здесь были беседки и галереи, живописные нагромождения камней и  искусственные горки, густые заросли  кустов, лужайки, деревья, прудики и  ручейки. И все это было спланировано тонко и с большой фантазией. Пребывание в таком парке создавало чувство удаленности от мирской суеты и сближения с природой. Представление о таких парках можно составить, посетив знаменитые сучжо-уские частные усадьбы.11

Летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина. Парк с более чем 3000 строениями занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.

Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз - Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведен холм Долголетия, на вершине которого - несколько буддийских храмов.

Вдоль берега идет Длинный коридор (Иллюстрация 12), занесенный в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор». Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья (Иллюстрация 13), где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота.

Парк неоднократно перестраивался, общая площадь парка Ихэюань - около 290 гектаров. Расположенная в  северной части парка, гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу  от горы озеро Куньминху - примерно три четверти.

Архитектурный ансамбль парка:

    • главный вход - Дунгунмэнь («Ворота к восточным дворцам»);
    • дворец Жэньшоудянь («Дворец человеколюбия и долголетия»);
    • дворец Дэхэюань («Дворец добродетелей и гармонии»);
    • павильон Лэшоутан («Зал радости и долголетия»);
    • павильон Юйланьтан («Павильон орхидей»);
    • галерея Чанлан (самый длинный в мире расписанный коридор);
    • дворец Пайюньдянь («Дворец заоблачных высей»);
    • храм Дэхойдянь («Храм сияния добродетели»);
    • храм Фосянгэ («Дворец воскуривания благовоний в честь Будд»);
    • храм Чжихойхай («Море мудрости и разума»);
    • павильон Баоюньгэ («Дворец драгоценного облака»);
    • арочный мост Шицикунцяо («Мост из 17 пролетов»);
    • павильон Лунванмяо («Храм царя драконов»);
    • павильон Ханьсютан («Зал скромности»);
    • мост Юйдайцяо («Нефритовый пояс») (Иллюстрация 14);
    • каменный корабль Цинъяньфан (Мраморная ладья).12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В Китайской мифологии  существовали культы неба, земли, гор, ветров, огня и др. проявления природы, а также культ предков и  культ императора, почитаемого как  сына неба. Все это создало систему  традиций закладки городов, храмов, зданий (традиции соблюдали жрецы, землемеры, оракулы).

В характере китайской  архитектуры существуют некоторые  региональные различия. При общем  каноне на севере все несколько строже, четче, монументальнее, значительно  заметнее иноземные влияния. На юге  же нет ни строгости в планировке, ни бронзовых львов, зато крыши загнуты  круче, декор богаче, все архитектурные  детали, да и сами здания изящнее  и легче.

Восприняв буддизм и быстро совместив изначальное учение Будды  со своими традиционными верованиями  и культом предков, китайцы привнесли  в истинно буддийский стиль пагод  собственные традиции строительного  искусства. Уже начиная с периода  династии Хань Китай был известен своими массивными сооружениями башенного  типа, которые использовались в первую очередь при строительстве городских  стен и надстроек над входными воротами дворцов. Китайские мастера  создали уникальную деревянную конструкцию. Балки и стропила зачастую крепятся без какого-либо связующего материала  или гвоздей. Искусно соединенные  консоли и опоры поддерживают крышу. Стены плавно переходят в  кружевные поверхности, как бы сливаясь с естественным внешним окружением. Этот стиль ярко отражает философию  даосизма, стремящегося достичь полной гармонии между человеком и природой.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Всеобщая история архитектуры. Том 1. Архитектура древнего мира/2-е изд., исправленное и дополненное. - м.: "архитектура - С", 2008. - 512 с
  2. История Древнего Востока. Раздел V. Древний Китай. Учебное издание. Под редакцией В. И. Кузищина, 2-е изд., переработанное и дополненное. 
  3. Всеобщая история искусств. Том 1' \\Ред. Р.Б.Климов - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1956 - с.920
  4. Искусство Древнего Китая. Н.Виноградова. –м.: «Изобразительное искусство», 1988. -255 с
  5. Методическое пособие по хронологии истории стран и их религий. П. Матвеев.
  6. http://silstroy.ru/dou-gun.html
  7. http://www.arhitekto.ru/index.html
  8. http://ru.wikipedia.org

Информация о работе Национальные особенности архитектуры Китая