Народная культура Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 19:28, реферат

Описание

Цель: Изучить народную культуру Средневековья.
Задачи:1.Более подробно разобрать и изучить народную культуру Средневековья.
2.Показать.что эпоха Средневековья стала переломным моментом в развитии культуры ,науки и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………….1-2стр.
2. Раннее средневековье…………………………………………...3-9стр.
2.1“ Культура безмолствующего большинства”…………………3-6стр.
2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья………………7-9стр.
3. Высокое (классическое) Средневековье………………………..10-11стр.
3.1 Зарождение “городской культуры”…………………………..12-13стр.
3.2 Проповеди как пласт народной культуры………………….. 14-15стр.
4. Позднее средневековье…………………………………..............16стр.
5.Заключение………………………………………………………...17-18стр.
6.Список литературы………………………………………………...19стр.

Работа состоит из  1 файл

народная культура Средневековья.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социологи и  истории

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по теме: народная культура Средневековья .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы ХТ-144

Свинина О.С.

Проверил:

Самчук М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград,2010г

Содержание.

 

 

1.Введение………………………………………………………….1-2стр.

2. Раннее средневековье…………………………………………...3-9стр.

  2.1“ Культура безмолствующего большинства”…………………3-6стр.

  2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья………………7-9стр.

3. Высокое (классическое) Средневековье………………………..10-11стр.

  3.1 Зарождение “городской культуры”…………………………..12-13стр.

  3.2 Проповеди как пласт народной культуры………………….. 14-15стр.

4. Позднее средневековье…………………………………..............16стр.

5.Заключение………………………………………………………...17-18стр.

6.Список литературы………………………………………………...19стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Средними веками культурологи называют длительный период в истории

Западной Европы между  Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия  с V по XV века. Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная  еще в науке тема. Идеологам  феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Актуальность:Я выбрала эту тему для реферата так как считаю что Средневековье было переломным временем в те века.

Ведь тогда происходило введение чего-то нового не только в науке. технике,  но и в народной культуре .Поэтому я решила написать реферат по теме народноя культура Средневековья .

Обьект : культура.

Предмет: народная культура Средневековья.

Методы:1.Организационный (сравнительный, комплексный).

                2.Эмпирический.

                3.Обработка данных.

 

 

 

 

 

 

1.

 

Историографический  анализ литературы: Гуревич А.Я. “Средневековый мир : культура безмолствующего большинства”, “ Проблемы средневековой народной культуры”, “ Категории средневековой культуры” .сказано о мире Средневековья его культуре и этапах развития народной культуры. Говориться о категориях Средневековой культуры народа той эпохи и о проблемах народной культуры.

 Маркова А.Н. ”Культурология”.Говориться о культуре Средневековья как о этапе развития новой культуры народа.

 Радугина А.А. “Культурология”.Обсуждается общее развитие Средневековой народной культуре.

Цель: Изучить народную культуру Средневековья.

Задачи:1.Более подробно разобрать и изучить народную культуру Средневековья.

2.Показать.что эпоха  Средневековья стала переломным  моментом в развитии культуры ,науки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

2.Раннее средневековье.

2.1“ Культура безмолствующего большинства”

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе .

Третьим существенным процессом  было формирование на территории бывшей римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период раннего средневековья  идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом  отношении растворялось в более  широких и неопределенных слоях. [1, стр. 16]

Главная масса населения  Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело  подчинен рутине, а кругозор до крайности  ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его  жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен.

3.

Общество, аграрное по своей  природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского  населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.

Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое  и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего  Средневековья. Сельская жизнь с  ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.63)Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.

Это сочувствие проистекало  в значительной мере из социального  учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным состоянием.

Правда, осуждение богатства, столь решительное в произведениях  церкви III-V веков , было несколько приглушено в литературе более позднего времени, когда церковь стала крупнейшим собственником. Прославление же бедности проходит лейбмотивом через все литературные памятники Раннего

Средневековья.Необходимо отметить важную черту средневековой  словесности - в обществе, подавляющая  часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством  человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. ([2], стр. 19)

На протяжении большого исторического периода народные диалекты и языки Западной Европы , будучи средствами устного общения  людей, не могли овладеть сферой письменности- она оставалась всецело под властью латыни - языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской истории и являвшегося официальным и профессиональным

 

4.

языком единственно  образованного и монополизировавшего  образование слоя общества - духовенства.

 Быть грамотным означало знать латынь . Соответственно сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней античности деление людей на litterati и illiterati , т.е на образованных

, знающих латынь , и  на “идиотов” - неграмотных, довольствующихся  данным им от рождения грубым народным языком. ([2], стр. 16)

В V-IX вв все школы в  странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как  воспитание служителей церкви. В церковных школа преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь свободных искусств” : грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были , в основном, дети из знатных семей.

Уровень преподавания в  разных школах был неодинаков, соответственно , менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась.

Духовенство , в основном, было неграмотно, распространялось невежество.

Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях , в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.

В период раннего Средневековья  активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.

5.

Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. ([3],стр .31)Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл. Эти слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко религиозного и символического сознания. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.

 

6.

 

 

2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и  христианской церкви. В условиях всеобщего  упадка культуры сразу после распада  Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире , его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.Однако не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями

Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти.

 

 

 

7.

Однако и долгое время  спустя после официального признания  единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства.Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы.Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них.

Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно аграрного происхождения. Так, в  “Перечне суеверий и языческих обычаев”, составленного во Франции в VIII веке, упоминаются “ борозды вокруг деревень” и об “ идоле, по полям носимом”. Преодолеть приверженность к такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии

Информация о работе Народная культура Средневековья