Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 19:28, реферат
Цель: Изучить народную культуру Средневековья.
Задачи:1.Более подробно разобрать и изучить народную культуру Средневековья.
2.Показать.что эпоха Средневековья стала переломным моментом в развитии культуры ,науки и т.д.
Введение………………………………………………………….1-2стр.
2. Раннее средневековье…………………………………………...3-9стр.
2.1“ Культура безмолствующего большинства”…………………3-6стр.
2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья………………7-9стр.
3. Высокое (классическое) Средневековье………………………..10-11стр.
3.1 Зарождение “городской культуры”…………………………..12-13стр.
3.2 Проповеди как пласт народной культуры………………….. 14-15стр.
4. Позднее средневековье…………………………………..............16стр.
5.Заключение………………………………………………………...17-18стр.
6.Список литературы………………………………………………...19стр.
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологи и истории
Реферат
по теме: народная культура Средневековья .
Выполнил:
Студент группы ХТ-144
Свинина О.С.
Проверил:
Самчук М.М.
Волгоград,2010г
Содержание.
1.Введение……………………………………………………
2. Раннее средневековье………………………………………….
2.1“ Культура безмолствующего большинства”…………………3-6стр.
2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья………………7-9стр.
3. Высокое (классическое) Средневековье………………………..10-
3.1 Зарождение “городской культуры”…………………………..12-13стр.
3.2 Проповеди как пласт народной культуры………………….. 14-15стр.
4. Позднее средневековье…………………………………....
5.Заключение………………………………………………
6.Список литературы………………………………………………..
1.Введение.
Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века. Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.
Актуальность:Я выбрала эту тему для реферата так как считаю что Средневековье было переломным временем в те века.
Ведь тогда происходило введение чего-то нового не только в науке. технике, но и в народной культуре .Поэтому я решила написать реферат по теме народноя культура Средневековья .
Обьект : культура.
Предмет: народная культура Средневековья.
Методы:1.Организационный (сравнительный, комплексный).
2.Эмпирический.
3.Обработка данных.
1.
Историографический анализ литературы: Гуревич А.Я. “Средневековый мир : культура безмолствующего большинства”, “ Проблемы средневековой народной культуры”, “ Категории средневековой культуры” .сказано о мире Средневековья его культуре и этапах развития народной культуры. Говориться о категориях Средневековой культуры народа той эпохи и о проблемах народной культуры.
Маркова А.Н. ”Культурология”.Говориться о культуре Средневековья как о этапе развития новой культуры народа.
Радугина А.А. “Культурология”.Обсуждается общее развитие Средневековой народной культуре.
Цель: Изучить народную культуру Средневековья.
Задачи:1.Более подробно разобрать и изучить народную культуру Средневековья.
2.Показать.что эпоха
Средневековья стала
2.
2.Раннее средневековье.
2.1“ Культура безмолствующего большинства”
Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы , такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы. Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе .
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство , только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях. [1, стр. 16]
Главная масса населения
Европы того времени - сельские жители,
образ жизни которых был
Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен.
3.
Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.
Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр.63)Церковь не разделяла открытой враждебности к крестьянам. Ее задача состояла в том, чтобы по возможности сглаживать социальные конфликты и антагонизмы. Обращаясь к сильным мира сего, она взывала к милосердию по отношению к угнетенным и обездоленным.
Это сочувствие проистекало в значительной мере из социального учения церкви, которая превозносило бедность, считая ее идеальным состоянием.
Правда, осуждение богатства,
столь решительное в
Средневековья.Необходимо отметить важную черту средневековой словесности - в обществе, подавляющая часть которого была неграмотна, письменность не служила определяющим средством человеческих коммуникаций. Средневековое общество в своей толще было обществом бесписьменным. ([2], стр. 19)
На протяжении большого исторического периода народные диалекты и языки Западной Европы , будучи средствами устного общения людей, не могли овладеть сферой письменности- она оставалась всецело под властью латыни - языка, который был унаследован от предшествовавшей эпохи европейской истории и являвшегося официальным и профессиональным
4.
языком единственно
образованного и
Быть грамотным означало знать латынь . Соответственно сохранялось, как существенное и значимое, утвердившееся в поздней античности деление людей на litterati и illiterati , т.е на образованных
, знающих латынь , и на “идиотов” - неграмотных, довольствующихся данным им от рождения грубым народным языком. ([2], стр. 16)
В V-IX вв все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. В церковных школа преподавались “ унаследованные” от античности так называемые “семь свободных искусств” : грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
Кроме монашеских школ существовало также незначительное количество так называемых “внешних” школ, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Однако это были , в основном, дети из знатных семей.
Уровень преподавания в разных школах был неодинаков, соответственно , менялся и уровень образования людей. После определенного подъема VIII-IX вв развитие умственной жизни в X-начале XI вв заметно затормозилась.
Духовенство , в основном, было неграмотно, распространялось невежество.
Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквях , в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они баснословно дорого, что закрыло путь к образованию даже детям из относительно обеспеченных семей.
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен.
5.
Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Уровень же образованности мирян был вообще минимальным. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий. ([3],стр .31)Вместе с тем, значение слова, написанного и особенно - звучащего, в средневековой культуре было чрезвычайно велико. Молитвы воспринимались функционально как заклинания, проповеди на библейские сюжеты - как руководство к обыденной жизни, магические формулы - как способ решить проблемы. Все это также формировало средневековый менталитет. Люди привыкли напряженно вглядываться в окружающую действительность, воспринимая ее как некий текст, систему символов, содержащий некий высший смысл. Эти слова-символы надо было уметь распознавать и извлекать из них божественный смысл. Этим, в частности, объясняются и многие особенности средневековой художественной культуры, рассчитанной на восприятие именно такого, глубоко религиозного и символического сознания. Поэтому для средневекового сознания, средневекового менталитета культура, прежде всего, выражала смысл, душу человека, приближала человека к Богу, как бы переносила в иной мир, в отличное от земного бытия пространство. И пространство это выглядело так, как описывалось в Библии, в житиях святых. Соответственно этому определялось и поведение средневекового европейца, вся его деятельность.
6.
2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире , его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.Огромную роль в жизни общества того времени играло монашество: монахи брали на себя обязательства “ухода из мира”, безбрачия, отказа от имущества. Однако уже в VI веке монастыри превратились в сильные, нередко - очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры.Однако не следует думать, что становление христианской религии в странах Западной Европы проходило гладко, без трудностей и противоборства в сознании людей со старыми языческими верованиями
Население было традиционно привержено к языческим культам и проповедей и описания жития святых было недостаточно для обращения его в истинную веру. В новую религию обращали с помощью государственной власти.
7.
Однако и долгое время спустя после официального признания единой религии, духовенству приходилось бороться с устойчивыми пережитками язычества в среде крестьянства.Церковь уничтожала капища и идолов, запрещала поклонятся божкам и совершать жертвоприношения, устраивать языческие праздники и ритуалы.Суровые наказания угрожали тем, кто занимался гаданиями, прорицаниями, заклинаниями или просто верил в них.
Многие языческие обычаи, против которых боролась церковь, были явно аграрного происхождения. Так, в “Перечне суеверий и языческих обычаев”, составленного во Франции в VIII веке, упоминаются “ борозды вокруг деревень” и об “ идоле, по полям носимом”. Преодолеть приверженность к такого рода ритуалам было нелегко, поэтому церковь пошла на сохранение некоторых языческих обрядов, придав этим действиям окраску официальных церковных ритуалов. Так, ежегодно на Троицу устраивались процессии