Народная культура Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 19:28, реферат

Описание

Цель: Изучить народную культуру Средневековья.
Задачи:1.Более подробно разобрать и изучить народную культуру Средневековья.
2.Показать.что эпоха Средневековья стала переломным моментом в развитии культуры ,науки и т.д.

Содержание

Введение………………………………………………………….1-2стр.
2. Раннее средневековье…………………………………………...3-9стр.
2.1“ Культура безмолствующего большинства”…………………3-6стр.
2.2 Роль церкви в период Раннего Средневековья………………7-9стр.
3. Высокое (классическое) Средневековье………………………..10-11стр.
3.1 Зарождение “городской культуры”…………………………..12-13стр.
3.2 Проповеди как пласт народной культуры………………….. 14-15стр.
4. Позднее средневековье…………………………………..............16стр.
5.Заключение………………………………………………………...17-18стр.
6.Список литературы………………………………………………...19стр.

Работа состоит из  1 файл

народная культура Средневековья.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

“крестного хода” по полям с  молением об урожае взамен языческого “ношения идола”. ( [1], стр. 65)

Формирование процесса христианизации было одним из источников острых столкновений , т.к. со старой верой у народа нередко связывались понятия народной свободы, между тем, как связь христианской церкви с государственной властью и угнетением проступало достаточно отчетливо.

“Борьба против язычества , таким  образом, была составной частью процесса феодального подчинения крестьянства”. ([1], стр. 69)

В сознании масс сельского населения , независимо от веры в тех или  иных богов, сохранялись установки  поведения, при которых люди чувствовали  себя непосредственно включенными  в круговорот природных явлений.

Это постоянное воздействие  природы на человека и вера в воздействие  человека на ход природных явлений  при помощи целой системы сверхъестественных средств было проявлением магического  сознания средневекового сообщества, важной чертой его мировоззрения.

8.

 

В сознании средневекового европейца мир виделся как  своеобразная арена противоборства сил небесных и адских, добра и  зла. При этом сознание людей было глубоко магическим , все были абсолютно  уверены в возможности чудес  и воспринимали все, о чем сообщала Библия, в буквальном смысле .В самом общем плане мир виделся людям в соответствии с некоей иерархической лестницей, вернее - как симметричная схема, напоминающая собой две сложенные своими основаниями пирамиды. Вершина одной из них -Бог. Ниже идут уровни священных персонажей- Апостолы, архангелы, ангелы и т.п. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди : сначала папа и кардиналы, затем клирики более низких уровне, затем - миряне, начиная со светской власти. Затем, дальше от Бога и ближе к земле, располагались животные и растения, потом - сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше шло как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной, иерархии , но в ином измерении , как бы со знаком “ минус” , по нарастанию зла и близости к Сатане, являвшемся воплощением Зла. ([1], стр. 137)

Церковь рьяно боролась со всеми пережитками язычества, вместе с тем принимая их. Так, называя  язычеством всякие обряды, заговоры и  заклинания, церковь, тем не менее, вела настоящую охоту за людьми, якобы  обладающими способностью эти заговоры и заклинания творить. Особенно опасными церковь считала женщин, занимающихся изготовлением всякого рода снадобий и амулетов. В пособиях для исповедников большое внимание уделялось“способностям некоторых женщин летать по ночам на шабаши.” ([1], стр. 75)

Таким образом, признаками ранне-средневековой культуры можно  считать приверженность традиции, консерватизм всей общественной жизни, господство стереотипа в художественном творчестве, устойчивость магического мышления, которое было навязано и церкви.

9.

 

 3.Высокое (классическое) Средневековье.

 

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения  и возрождаться. С X века укрупнились  государственные структуры, что  позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи . Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная  стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась , совершенствовала свое учение и организацию.На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства- живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы “ Песнь о Роланде”, “Роман о Розе”.Возникает и развивается так называемая рыцарская литература . Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII в появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии  гуннов на Бургундское королевство в начале V в . В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами ( от лат . vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов.

 

10.

 

 Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые “Баллады о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

3.1 Зарождение “городской культуры”.

 

В этот период быстро развивается  так называемая “городская литература” , для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре , сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом.Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена , в частности, творчеством “жонглеров” , которые  выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Примерно с середины XII века театральные действия перемещаются из- под церковных сводов на площади  и действия разыгрываются уже не на латыни, а на французском языке. В роли же актеров выступают уже не священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все более светскими, пока не превращаются в сценки из обыденной городской жизни, часто сдобренными доброй порцией сатиры. В это же время развивается театральное искусство и в Англии.

 

 

 

 

 

12.

Новым и чрезвычайно  важным явлением, свидетельствующим  об углублении процесса развития городской  культуры , было создание в городах  нецерковных школ - это были частные  школы, материально от церкви не зависящие.Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение.С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

 

3.2 Проповеди как пласт народной культуры.

 

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством.

Духовенство было единственно  образованным классом , и именно церковь  длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Важный пласт формирования народной культуры во времена классического

Средневековья - проповеди.Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека

- грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина  и крестьянина, богатого и бедного.

Наиболее известные  проповедники строили свои проповеди  таким образом, чтобы в течение  длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения в виде простых примеров.

Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” ( exempla) - короткими рассказами , написанными в виде притчей на житейские темы.

 

 

14.

Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного  понимания миросозерцания рядовых  верующих.“Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан.

В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир  средневекового человека, с его представлениями  о святых и нечистой силе как о  реальных участниках повседневной жизни  человека.Однако наиболее известные проповедники такие , как Бертольд Регенбургский ( XIII в ), в своих проповедях не пользовались “Примерами”, строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко использовал способ перечисления, загадки и другие приемы , делавшие его проповеди маленькими спектаклями. ([2], стр. 265)

Служители церкви , как  правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

4. Позднее средневековье.

 

Позднее Средневековье  продолжило процессы формирования европейской  культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В эти периоды неуверенность  и страх владели массами. Хозяйственный  подъем сменяется длительными периодами  спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья  в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта  во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности  и нескольких лет засух.Источники  страхов лучше всего высвечиваются  в молитве крестьянина того времени : “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны“. ( [1], стр.330 )

Господство устной культуры мощно способствовало умножению  суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие  от мора и войны, получили возможность  устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

 

 

 

16.

5.Заключение.

 

В Средние века и эпоху Возрождения комплекс представлений о мире , верований, умственных установок и системы поведения , который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества ([1],стр . 356).Мышление этих веков было преимущественно теологическим.

Средневековая церковь , с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной  практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно  привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.

Магический подход к  природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.Вся  культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления , все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец , включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.Массовая средневековая культура - это культура бескнижная,

“догутенбергова”. Она  опиралась не на печатное слово, а  на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

 

17.

 

 

“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный  для понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие  собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.

Информация о работе Народная культура Средневековья