Натурализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:44, реферат

Описание

Актуальность исследования. В настоящее время изучение стиля натурализм актуально, так как важно осознать всю вредность и лживость суждений, что искусство, в том числе и литература, якобы возвышается над классовыми противоречиями и является сферой человеческой деятельности. Стиль натурализм возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания.

Объект исследования – стиль натурализм, как яркое направление в искусстве.

Предмет исследования – основные направления в стиле натурализм.

Цель исследования - рассмотреть стиль натурализм и его основные направления.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть зарождение и развитие натурализма;

2. Дать характеристику основным направлениям натурализма ХIХ - ХХ в.в.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. .3

Глава 1. Общие положения в натурализме…………………………………… ..5
Зарождение натурализма…………………………………………5
Развитие натурализма…………………………………………….7
Распространение натурализма…………………………………...9

Вывод ……………………………………………………………………….11

Глава 2. Натурализм в областях культуры……………………………... 12
Натурализм в литературе…………………… …………………..12
Натурализм в театре……………………………………………...14
Натурализм в живописи………………………………………….15

Вывод………………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 39.07 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

      Введение……………………………………………………………………………….. .3

      Глава 1. Общие положения в натурализме…………………………………… ..5

    1. Зарождение натурализма…………………………………………5
    2. Развитие натурализма…………………………………………….7
    3. Распространение натурализма…………………………………...9

      Вывод ……………………………………………………………………….11      

      Глава 2.  Натурализм в областях культуры……………………………...  12

    1. Натурализм в литературе…………………… …………………..12
    2. Натурализм в театре……………………………………………...14
    3. Натурализм в живописи………………………………………….15

       Вывод………………………………………………………………………..17

       Заключение………………………………………………………………….19

       Список литературы…………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  исследования. В настоящее время изучение стиля натурализм актуально, так как важно осознать всю вредность и лживость суждений, что искусство, в том числе и литература, якобы возвышается над классовыми противоречиями и является сферой человеческой деятельности. Стиль натурализм возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания.

     Объект  исследования –  стиль натурализм, как яркое направление в искусстве.

     Предмет исследования –  основные направления в стиле натурализм.

     Цель  исследования - рассмотреть стиль натурализм и его основные направления.

     Задачи  исследования:

     1. Рассмотреть зарождение и развитие  натурализма;

      2. Дать характеристику основным  направлениям натурализма ХIХ - ХХ в.в.

     Методологическая  и теоретическая  основа исследований. Изучением стиля натурализм занимались Золя Э., Власов В.Г., Бодлер Ш., Михлин Е. И., Флобер Г., Арон Р.

     Методы  исследований –  Анализ направлений стиля натурализм, а также синтез, как способ соединения результатов исследования. Применяется также методом сравнительного анализа и теоретического обобщения литературных источников.

     Основные  рабочие понятия  исследования:

     Стиль устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, легионы нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности. [3,с. 445];

     Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа) направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети ХIХ в.

     Структура реферата состоит из  введения, двух глав, выводы по каждой главе, заключение, список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Общие положения  в натурализме

     1.1. Зарождение натурализма

     Натурализм (франц. naturalisme, от лат. naturalis - природный, естественный, natura - природа), направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети ХIХ в. в Европе и США; стремилось к объективному, точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Объектом натурализма был человеческий характер в его обусловленности, прежде всего физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей также и общезначимые социально-исторические факторы (характерные для реализма О. Бальзака и Стендаля) [1,с.26]. Натурализм возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания. Вся эстетика натурализма ориентирована на естественные науки и прежде всего на физиологию. Задача натурализма заключалась в "экспериментальном" изучении человеческого характера, предполагающем введение в художественное творчество научных методов познания. Художественное произведение рассматривалось как "человеческий документ", а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нём познавательного акта. Основные элементы натурализма в литературе существовали значительно раньше; к 80-м гг. это течение получило лишь название и теоретическое обоснование, данное Эмилем Золя в книге «Экспериментальный роман» (1879) и в статьях о театре. В дальнейшем под термином «Натурализм» объединялись понятия весьма разнородные и отличные от представления о нем его основоположников [4,с.84]. Натурализм явился дальнейшим этапом в развитии названного буржуазного стиля в эпоху высшего подъема промышленного капитала. Буржуазия превращается в класс реакционный, борющийся с новой революционной силой — пролетариатом. Мелкая буржуазия колеблется между этими основными классами, и эти колебания отражаются на позициях мелкобуржуазных писателей, примкнувших к натурализму. Все это определило характер дальнейшего развития буржуазного стиля в литературе, носителем которого явилась главным образом техническая интеллигенция, нашедшая себе широкое применение в условиях господства промышленного капитала. Привлеченная к руководству предприятиями, иногда даже целыми отраслями хозяйства, она участвует в их прибылях. Выходцы из мелкой буржуазии, представители новой интеллигенции из вчерашних врагов превращаются в деятельных союзников капитализма [4,с. 127]. Когда буржуазия добилась гегемонии, наступила эпоха ее установившегося могущества и заметно выросла опасность со стороны революционного пролетариата, идеология буржуазии окрашивается в чисто охранительные тона. Для обоснования незыблемости и вечности существующих общественных форм мобилизуются наука и философия, «научно» оправдывается реформизм, выдвигаемый в качестве оплота против революционной теории и практики пролетариата. Наука становится одним из наиболее излюбленных орудий в руках буржуазных идеологов. Натурализм берет свое начало еще в те времена, когда появились первые письменные произведения [5,с. 208]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Развитие натурализма

     Изучение  общества с позиций естествоиспытателя, уподобление художественного познания научному, преимущественный интерес  к физиологическим основам психики и недоверие к всякого рода идеологии как "романтическим заблуждениям" в целом вели к ограничению художественной правды в произведениях натуралистов. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами, опрокидывало искусственные теоретические построения и обусловило глубокое художественное воздействие многих произведений натурализма. Конец XIX в. (в особенности 80-е гг.) знаменует собой расцвет и укрепление промышленного капитала, перерастающего в финансовый. Этому соответствует, с одной стороны, высокий уровень техники и усиление эксплуатации, с другой — рост самосознания и классовой борьбы пролетариата. Свойственный натурализму детерминизм зачастую приводил к фатализму. В 60-80-е гг. натурализм сыграл позитивную роль: освоил новые темы (в том числе борьбу рабочего класса), поднял новые пласты действительности (в том числе жизнь "социальных организмов" - завода, магазина и т.д.), изучил взаимодействие личности и толпы, акцентировал роль подсознательного в человеческой психике [5,с.84]. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические, разоблачительные тенденции, он содействовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Под знаком распада, сближения с импрессионизмом пошло дальнейшее развитие натурализма. Возникший в Германии несколько позже, чем во Франции, немецкий натурализм явился стилем преимущественно мелкобуржуазным. Здесь разложение патриархальной мелкой буржуазии и обострение процессов капитализации создает все новые и новые кадры интеллигенции, которые далеко не всегда находят себе применение. В их среду все больше и больше проникает разочарование в силе науки [2,с. 742]. Постепенно терпят крушение надежды на разрешение социальных противоречий в рамках капиталистического строя. Если в области философии совершается сдвиг от позитивизма к идеализму и субъективизму Маха, то и дальнейшее развитие механистически перенесенного в литературу экспериментального метода должно было привести к утверждению ощущения как единственного критерия художественной правды — к импрессионизму. Немецкий натурализм, а также натурализм в скандинавской литературе представляют собой целиком переходную ступень от натурализма к импрессионизму. Так, известный немецкий историк Лампрехт в своей «Истории германского народа» предложил этот стиль назвать «физиологическим импрессионизмом». Этот термин в дальнейшем применяется рядом историков немецкой литературы [4,с. 737]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Распространение  натурализма

     Натурализм сформировался во Франции. Его философской основой явились позитивизм О. Конта и эстетической теории И. Тэна. Литературными предшественниками натурализма были Ж. Шанфлёри, Л. Э. Дюранти, Г. Флобер, творчество которого воспринималось как пример объективного и "научного" искусства, а также братья Э. и Ж. Гонкур. Однако окончательно натурализм оформился с приходом в литературу Э. Золя, который разработал теорию направления (сборник "Экспериментальный роман", 1880, "Романисты-натуралисты", 1881, "Натурализм в театре", 1881) и попытался осуществить её в своём художественном творчестве. В середине 70-х гг. вокруг Золя сложилась натуралистическая школа (Г. Мопассан, Ж. К. Гюисманс, А. Сеар, Л. Энник, П. Алексис, Э. Гонкур, А. Доде и др.), полная внутренних противоречий и литературной борьбы. К натурализму тяготели также О. Мирбо, братья Рони, братья В. и П. Маргерит, Л. Декав, из драматургов - А. Бек и др. Однако в конце 80-х гг. школа распалась. Натурализм утрачивает чёткость теоретических принципов и сохраняется как общее название различных, но связанных происхождением литературных явлений. У ряда натуралистов усиливаются черты импрессионизма; у других как своеобразная реакция на натурализм рождается тяга к символизму. Творчество многих натуралистов проникается мотивами декадентства. В других странах натурализм стали называть сходные явления, возникшие из национальных общественных и литературных потребностей, но осмысливаемые в свете французского опыта. В Германии натурализм стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности. Немецкий натурализм обновил как тематику и проблематику, так и поэтику немецкой литературы, во многом предопределив пути её развития в ХХ в. [5,с.123]. Несомненна антикапиталистическая, а иногда социалистическая направленность многих его произведений. Прологом немецкого натурализма была критическая деятельность братьев Г. и Ю. Харт; наиболее полно натурализм воплотился в творчестве А. Хольца; крупным достижением натурализма стали драмы Г. Гаунтмана "Перед восходом солнца" и "Ткачи". В Англии натурализм повлиял на творчество Дж. Мура и Дж. Гиссинга. В США приобрёл острую социальную окраску в творчестве С. Крейна, Ф. Норриса, Х. Гарленда. В Италии аналогичным литературным движением явился веризм (Дж. Верга, Л. Капуана, Д. Чамполи). В Испании борьба с французским литературным влиянием сочеталась с утверждением принципов натурализма в творчестве

Э. Пардо Басан и А. Паласио Вальдеса. Представителем натурализма в Бельгии был К. Лемонье. Некоторое влияние натурализма оказал на А. Стриндберга,

Г. Ибсена и К. Гамсуна. В России термин "Натурализм" не был употребителен. Но близкие ему принципы художественно-социологического исследования, осложнённые идеей биологической наследственности, сказались в творчестве ряда писателей конца ХIХ в., в частности в романах Д. Н. Мамина-Сибиряка. Откровенно подражательная близость к французскому натурализму характерна для некоторых произведений П. Д. Боборыкина, активного пропагандиста творчества Золя и братьев Гонкур в России. Вершину французского натурализма образует творчество Золя. Крупнейшее его произведение — серия «Ругон-Маккары» — задумано как широкая картина проявления законов наследственности, как «естественная история» одной семьи. Физиология должна определить психику действующих лиц в романе. Почти все их поступки обусловлены наследственностью (алкоголизмом), которым Золя объясняет также и революционные устремления своих героев («Углекопы»). Ряд его произведений проводит пропаганду определенных политических взглядов, прокламирует идеи демократического республиканизма в «Карьере Ругонов» и «Чреве Парижа», капиталистического индустриализма в «Счастье дам» и «Деньгах». Его социальные романы, в которых Золя также пытается социологию заменить физиологией, проникнуты мелкобуржуазным радикализмом и реформизмом. Идеи реформизма в последних произведениях писателя занимают главное место, отодвигая даже на второй план теорию наследственности, которая здесь играет лишь подчиненную роль [6,с. 182]. 

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод

     Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса  требований, выдвинутых теоретиками  натурализма. Следуя одному из принципов  этого стиля, они отталкиваются  от других, резко отличаясь между  собой, представляя как различные  общественные тенденции, так и различные  художественные методы. От натуралистического стиля во Франции, остается лишь преклонение  перед физиологией. Многие немецкие писатели-натуралисты даже не пытаются скрыть свою тенденциозность, особенно это относится к натуралистической  драме, которая в первую очередь  проблемно. В центре ее ставится обычно какая-нибудь проблема, социальная или  физиологическая, вокруг которой группируются факты, ее иллюстрирующие («Перед восходом солнца» Гауптмана, наследственность в «Привидениях» Ибсена и т. д.). В пролетарской литературной критике термин «Натурализм» обозначает недостаточное идейно-художественное овладение предметом изображения, сказывающееся в особенности в поверхностном освещении социальных процессов и подмене их изображения биологическими моментами. Обилие частностей, заслоняющих синтетическую картину жизни, отсутствие художественных обобщений отмечаются как характерные черты натурализма в художественном методе. Мы находим натурализм в науках, которые невозмутимо продолжали свое поступательное движение во время безумной вспышки романтизма. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Натурализм