Натурализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:44, реферат

Описание

Актуальность исследования. В настоящее время изучение стиля натурализм актуально, так как важно осознать всю вредность и лживость суждений, что искусство, в том числе и литература, якобы возвышается над классовыми противоречиями и является сферой человеческой деятельности. Стиль натурализм возник под влиянием значительных успехов естественных наук, методология которых была с очевидностью противопоставлена ненаучным методам познания.

Объект исследования – стиль натурализм, как яркое направление в искусстве.

Предмет исследования – основные направления в стиле натурализм.

Цель исследования - рассмотреть стиль натурализм и его основные направления.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть зарождение и развитие натурализма;

2. Дать характеристику основным направлениям натурализма ХIХ - ХХ в.в.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. .3

Глава 1. Общие положения в натурализме…………………………………… ..5
Зарождение натурализма…………………………………………5
Развитие натурализма…………………………………………….7
Распространение натурализма…………………………………...9

Вывод ……………………………………………………………………….11

Глава 2. Натурализм в областях культуры……………………………... 12
Натурализм в литературе…………………… …………………..12
Натурализм в театре……………………………………………...14
Натурализм в живописи………………………………………….15

Вывод………………………………………………………………………..17

Заключение………………………………………………………………….19

Список литературы…………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Культурология.docx

— 39.07 Кб (Скачать документ)

     Глава 2. Натурализм в областях культуры

     2.1. Натурализм в литературе

     Высший  слой интеллигенции — ее аристократия — совместно с буржуазией стремится  теоретически обосновать и научно защитить существующий общественный строй. Основные требования, предъявленные литературе этой интеллигенцией, были: научность, объективность, аполитичность во имя  «общечеловеческой правды». К этим трем пунктам сводились требования натуралистов, шедшие вразрез с поэтикой реализма, сложившегося как буржуазный стиль в эпоху интенсивной  борьбы промышленного капитала за свое господство с пережитками «старого порядка» и с его моральными и  социальными нормами. К литературе предъявлялись требования политической остроты, принципиальности и тенденциозности. Характернейшее для натурализма утверждение, что литература должна стоять на уровне современной науки, должна быть проникнута научностью. Натуралисты кладут в основу своих произведений только ту науку, которая не отрицает существующего общественного строя. Основой своей теории натуралисты делают механистический естественнонаучный материализм типа Геккеля, Спенсера и Ломброзо, приспособляя к интересам господствующего класса учение о наследственности (наследственность объявляется причиной социального расслоения, дающего преимущества одним перед другими). Выдвигая положение, что человеческая природа определяет общественную жизнь и дает ключ к пониманию истории, позитивисты и натуралисты, принимающие философию позитивизма, приходят к идеалистическим выводам, подобно французским материалистам XVIII в. [6,с. 204]. Но если философия материалистов XVIII в. была мировоззрением революционным, направленным против отмиравшего феодально-дворянского строя, то позитивизм, выражающий идеологию установившейся и уже начавшей загнивать буржуазии. Во второй половине XIX века, в эпоху нарастающей классовой борьбы, когда выступил на арену пролетариат, эти лозунги, применяемые господствующей буржуазией, служат реакционным целям, утверждая существующий общественный строй натурализма, как и его философия — позитивизм, прикрывает еще свою классово ограниченную и антиреволюционную основу ссылками на «положительную науку» и «объективность». В указанном смысле являются реакционными лозунгами и требования «научности» от литературы, выдвинутые французскими натуралистами. В эпоху, когда уже существует определение Маркса, что «анатомию гражданского общества нужно искать в его экономике», натуралисты ищут объяснения истории развития человечества в его природе и удовлетворяются биологическими аналогиями. Становясь частью единого идеологического фронта, направленного против развивающегося революционного пролетарского движения, натурализм во имя научности и близости к природе выдвигает чрезвычайно характерное для него требование аполитичности искусства. Преклонение перед природой и наукой оказывается для натуралистов формой борьбы с определенной системой политических взглядов. В произведениях не должно быть абстрактных персонажей, фантастических измышлений, постулатов: в них должны присутствовать реальные персонажи, правдивые жизнеописание действующих лиц, истины, почерпнутые в повседневной жизни. Надо было все начать сызнова, надо было изучать человека, добираться до самой сути его естества, не уподобляясь писателям- идеалистам, которые спешат с конечными выводами и придумывают человеческие типы; отныне писателям предстояло возводить свое здание, начиная с фундамента, им следовало собирать как можно больше человеческих документов и располагать их в логическом порядке. В этом и состоит натурализм, он, если угодно, возник уже в мозгу первого мыслящего человека, но широкого развития, окончательного завершения достиг, несомненно, в минувшем столетии. Натуралистический роман- это исследование природы, людей и среды. Его авторов больше не привлекает замысловатая интрига, ловко придуманный и разработанный по определенным правилам сюжет [6,с. 205].

     2.2. Натурализм в театре

     В области сценического искусства  основное требование натуралистов - «переживать, а не играть" пьесу, изучать жизнь  и следовать исторической, бытовой  и психологической правде, точно  воссоздавать среду, окружающую героев. Э. Золя призывал приблизить театр к  социальной действительности, создавать  индивидуализированные, живые характеры, в том числе людей из народа. Борясь с условностью и профессиональными  штампами современного театра, представители  натурализма стремились трактовать спектакль как "кусок жизни", перенесённый на сцену. В драматургии и инсценировках литературных произведений изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, раздавленных нищетой, жертв проституции. Однако театр слабо раскрывал социальную природу явлений. Его особенно характерными чертами стали: биологическое истолкование поступков, повышенный интерес к болезненным явлениям человеческой психики. Среди наиболее видных представителей натурализма - режиссер А. Антуан (Франция), О. Брам (Германия), актёры Э. Цаккони (Италия), П. Н. Орленев (Россия). С конца ХIХ в. крайнее проявление натурализма - театральные представления, насыщенные "ужасами". Натурализму было родственно стремление к максимальной зрительной достоверности воссоздания жизни, характерное для живописи импрессионизма. Вместе с тем близким натурализму было расширение круга изображаемых социальных явлений: так, образы угнетённого и борющегося пролетариата у Стейнлена и Менье во многом созвучны "Жерминалю" Золя, а "Восстание ткачей" Кольвиц навеяно "Ткачами" Гауптмана. "Натурализм" стал также связываться с пристрастием к преувеличенно детальному изображению мрачных, теневых явлений действительности, особенно сцен жестокости, насилия, отталкивающих подробностей сексуальной жизни. Крайнее проявление звериного биологизма в искусстве - расистские изображения "сверхлюдей", культ агрессивной варварской силы, присущие искусству фашистских и др. крайне реакционных режимов. Буржуазное искусство ХХ в. восприняло и такие черты, как увлечение изображением уродств и патология [6,с. 276]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Натурализм в живописи

В семидесятых  годах XIX века возникло новое, не зависящее  от Академии художеств, творческое объединение  – товарищество передвижных художественных выставок. Организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра. Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова. Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской [4,с. 806]. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы [6,с. 709]. Правдиво изображая события и сцены из жизни, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы. Художник- натуралист Перов Василий Григорьевич, в картине "Проповедь в селе", созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а другой - на задремавшего в кресле помещика; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога. Одновременно с "Проповедью в селе" Перов пишет картину, принёсшую ему первую известность, - "Сельский крёстный ход на пасхе". На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: " Проводы покойника", "Тройка", "Утопленница", "Приезд гувернантки в купеческий дом", " Последний кабак у заставы", " Спящие дети", " Странник". Каждая из них - законченная новелла о человеческом горе. В 70-е годы Перов пишет такие картины, как "Охотники на привале", "Птицелов", "Рыболов", "Голубятник". Их герои - чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой. В 80-е годы рождается Перов - исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Например, пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года - "Никита Пустосвят. Спор о вере"(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: "Христос в Гефсиманском саду" и "Снятие с креста". "Плач Ярославны", "Тающая снегурочка", "Иван-царевич на сером волке" - примеры обращения Перова к народному эпосу [6,с. 291]. 
 

Вывод

     Разностороннее  и социально значительное творчество ведущих представителей натурализма, особенно Золя и Гауптмана, имеет многие аналогии в изобразительном искусстве; оно оказало и непосредственное влияние на ряд художников последней трети ХIХ - начала ХХ вв. Однако в истории изобразительного искусства термин "Натурализм" связан с совсем другим рядом явлений. Это было вызвано эволюцией понятия "Натурализм", вначале означавшего конкретное историко-литературное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь частично связанные с ним явления. Порожденные буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции и противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся в воспроизведении явлений жизни вне их идейного социально-философского осмысления, художественные обобщения, критичность отбора и оценки. Одной из тенденций в теории и практике натуралистического направления была замена социальной типизации и общественной оценки жизненных явлений "беспристрастным" изображением фактов и событий; поэтому натурализм был со временем рядом художественных теоретиков и критиков противопоставлен критическому реализму как искусство, якобы стоящее вне общественных, эстетических и этических норм и воспринимающее жизнь без её переработки в свете социальных, философских и иных концепций. В истории советской культуры натурализма стал обозначением противостоящего реализму (и вообще всякому художественному творчеству) протокольного изображения действительности, бесстрастной фактографии, внешнего правдоподобия, подменяющего типизацию и характерность явлений. В этом понимании натурализм объединяет пассивную созерцательность общественной позиции художника, понимание им творческого акта как простого подражания, сведение художественной манеры и стиля к мелочному копированию жизни; в понятие "Натурализм" включаются также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом, сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению физиологии человека. Проявления натурализма такого рода многократно подвергались критике А. В. Луначарским, М. Горьким и другие как чуждые искусству социалистического реализма. Взамен авторских оценок политики и морали, литература должна ставить чисто научные задачи, должна стать частью физиологии и теми же методами, которыми последняя изучает физическую организацию человека, должна отобразить и изучить механизм «чувства и страстей», «естественную историю человечества». Механистически применяя методы физиологии, натуралисты требуют той же точности в описании среды и событий, которая нужна физиологу при его опытах. Эта точность перестает быть одним из требований, как у реалистов, она становится основным лозунгом натуралистов, стремящихся к фотографической фиксации фактов. Для натуралистов характерно систематическое изучение художественного материала. Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. На протяжении 70-80-х годов ХIХ века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики. Все литературные жанры связаны между собой и подчиняются одним и тем же велениям времени. Когда проноситься мощное веяние, когда литература испытывает могучий толчок, все ее жанры устремляются к общей цели. Движущей силой нашего века сделался натурализм. В области романа эволюция совершилась гораздо скорее; в этом жанре мы наблюдаем ее триумф, между тем как на сцене она только- только заявляет о себе. Театр всегда служил последней цитаделью всего условного в искусстве.  
 

                                                    Заключение

     Для последователей натурализма характерно лишь частичное признание комплекса  требований, выдвинутых теоретиками  натурализма. Следуя одному из принципов  этого стиля, они отталкиваются  от других, резко отличаясь между  собой, представляя как различные  общественные тенденции, так и различные  художественные методы. Мы находим натурализм в науках, которые невозмутимо продолжали свое поступательное движение во время безумной вспышки романтизма. Разностороннее и социально значительное творчество ведущих представителей натурализма, особенно Золя и Гауптмана, имеет многие аналогии в изобразительном искусстве. Натурализм объединяет пассивную созерцательность общественной позиции художника, понимание им творческого акта как простого подражания, сведение художественной манеры и стиля к мелочному копированию жизни; в понятие "Натурализм" включаются также поглощенность отталкивающим, пошлым или скучным, прозаическим бытом, сосредоточение внимания на негативных фактах жизни, пристрастие к изображению физиологии человека. Для натуралистов характерно систематическое изучение художественного материала. Своим творчеством передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. На протяжении 70-80-х годов ХIХ века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики. 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

    1. Арон Р. Этапы развития социологической  мысли. М., 1992 г. - 280 с.
    2. Золя Э. Собрание сочинений: В 26 т.т. М., 1986 г. Т.24  - 964 с.
    3. Культурология ХХ века. Энциклопедия от А до Я. Том второй (М - Я),

         С - Петербург, «Университетская книга», 2006г.  - 502 с.

    1. Власов В.Г. Стили в искусстве. Спб. , 1995 г. Т.1.- 850 с.
    2. Бодлер Ш. Об искусстве. М., 1986 г. - 450 с.
    3. Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: В 2т. М., 1984 г. Т.1. - 790 с.

Информация о работе Натурализм