Ноосфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2012 в 20:54, реферат

Описание

В.И. Вернадский - один из величайших ученых, основатель геохимии, биохимии, радиогеологии и создатель научной школы. В.И.Вернадский был тонким ценителем фактов, ученым, крайне требовательным к тому, чтобы естественнонаучные гипотезы отражали объективную реальность материального мира, закономерности, связанные с физико-химическими, геологическими, биохимическими и иными материальными процессами. Его концепции всегда были отточены громадным опытом естественнонаучной, профессиональной работы.
В.И.Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере - и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования.

Содержание

Понятие ноосферы………………………………………………………….5
2.Наука как основной фактор ноосферы ………………………...7
3. Понятие ноосферной личности …………………………………9
4. Концепция ноосферы В. И. Вернадского ……………………11
5. Концепция ноосферы Тейяра де Шардена ………………….15
6.Значение наследия В.И. Вернадского …

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ2.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)


 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

1.Понятие ноосферы………………………………………………………….5 2.Наука как основной фактор ноосферы ………………………………………7

3. Понятие ноосферной личности ………………………………………………9

4. Концепция ноосферы  В. И. Вернадского …………………………………11

5. Концепция ноосферы Тейяра де Шардена ………………………………..15 6.Значение наследия В.И. Вернадского ………………………………………16

Заключение ……………………………………………………………………..24

Список литературы …………………………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Введение

В.И. Вернадский - один из величайших ученых, основатель геохимии, биохимии, радиогеологии и создатель научной школы. В.И.Вернадский был тонким ценителем фактов, ученым, крайне требовательным к тому, чтобы естественнонаучные гипотезы отражали объективную реальность материального мира, закономерности, связанные с физико-химическими, геологическими, биохимическими и иными материальными процессами. Его концепции всегда были отточены громадным опытом естественнонаучной, профессиональной работы.

В.И.Вернадский стал первым исследовать жизнь как единое целое, как геологически своеобразное живое вещество, характеризующееся весом, химическим составом, энергией и геохимической активностью. Вернадский подчеркивал, что за геологическую историю организмы, по-видимому, осваивали новые области планеты, приспосабливаясь к многообразным природным условиям, участвуя в их изменении. Он первым из ученых понял, что мы всецело принадлежим биосфере - и телом, и духовной жизнью, прошлым и будущим, став органом ее самопознания и преобразования. Шаг за шагом исследуя геохимические и биогеохимические процессы, Вернадский подходит к коренным проблемам энергетики и термодинамики взаимодействия "живого" и "косного" вещества планеты и далее, углубляясь в биологическую роль человечества, сознания, трудовой деятельности, обращается к естественно - историческим закономерностям социально - экономического развития общества. Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и Космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы.

Возникновение жизни и биосферы представляют собой проблему современного естествознания. Постепенное развитие живого вещества в пределах биосферы, осуществление перехода ее в ноосферу. Под ноосферой в настоящее время понимают сферу взаимодействия природы и общества.

Ноосфера ("ноос" — по-гречески означает разум, дух.) — новое эмоциональное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Для ноосферы характерно взаимодействие человека и природы: связь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.

Рост населения, качественный скачок в развитии науки и техники за последние два столетия, и особенно в наши дни, привели к тому, что деятельность человека стала фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. Возникли антропоценозы (от греческого anthropos - человек, koinos - общий, общность) - сообщества организмов, в которых человек является доминирующим видом, а его деятельность - определяющей состояние всей системы. В. И. Вернадский считал, что влияние научной мысли и человеческого труда обусловили переход биосферы в новое состояние - ноосферу (сферу разума). Сейчас человечество использует для своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества минеральных ресурсов.

Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

Работы Вернадского помогают нам лучше понять жизнь Земли, ее настоящее и будущее, связанное с нами, с нашим трудом и мыслями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие ноосферы

В современной науке понятие ноосферы имеет довольно широкий спектр толкований, однако, на наш взгляд, следует согласиться с положением Г.А. Бачинского о том, что ноосфера представляет собой глобальную оптимизированную социально-экологическую систему. Понятие социально-экологической системы получило достаточно широкое, хотя и неоднозначное применение в работах Г.А. Бачинского, А.Н. Гончаренко, Э.В. Гирусова, Н.Н. Моисеева, И.Ф. Реймерса и др. Ее можно рассматривать как экологическую систему, включенную в сферу общественных отношений, т. е. как саморегулирующуюся природную систему, динамическое равновесие которой обеспечивается обществом.

Ноосферу как глобальную оптимизированную социально-экологическую систему можно представить как комплекс четырех взаимосвязанных подсистем:

— природной (вода, воздух, рельеф, климат, флора, фауна и т. д.);

экономической (население, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д.);

социокультурной (наука, искусство, здравоохранение, образование, религия и т. д.);

— этносоциальной (быт, традиции, обычаи, язык и т. д.).

В отличие от всех опубликованных работ по проблеме устойчивого развития и ноосферы глобалистика впервые вводит в их концепцию количественные критерии. Тогда понятие ноосферы можно сформулировать следующим образом.

Ноосфера - непрерывно расширяющаяся в пространстве и во времени сфера разума и духа, сфера основанной на них жизнедеятельности Земной цивилизации, ядром которой служит историческая биосфера Земли. Неограниченная во времени жизнедеятельность Земной цивилизации достигается гармоничным взаимодействием человечества и биосферы, регламентированным индексом устойчивости развития (меньше единицы), и гармонией внутри самого общества (определяемой индексом социально-экономической дисгармонии меньше 10-15).

Под словами «непрерывно расширяющаяся в пространстве» понимается экспансия человечества в космическое пространство.

Введение в концепцию ноосферы количественных критериев рассеивает туман вседозволенных толкований, делает концепцию научно-конструктивной, ясной и удобной для дальнейшего развития учения о ноосфере.

Что касается проблемы «устойчивое развитие – ноосфера», то очень важно понять, что термин «устойчивое развитие» означает лишь тип развития человеческого общества, предшествующий становлению ноосферы. Этот термин не может охватить необычайно широкий спектр содержания и функционирования самого общества, возможного взаимодействия нашей цивилизации с другими космическими цивилизациями. Он ограничен по содержанию.

Значительно более широким понятием является понятие ноосферы. В научном смысле представленное выше определение ноосферы является предельно широким и достаточным для определения уникального явления духовной организации разума на планете Земля.

Проблема преобразования биосферы в ноосферу, сформулированная В.И. Вернадским, поднимается в XXI веке до проблемы конструирования и становления Земной ноосферной цивилизации.

В настоящее время активно развивается ноосферное мышление, представляющее собой ключевой узел ноосферогенеза, всей концепции ноосферы. Ноосферогенез переживает самый сложный этап, на котором происходит выбор основного направления развития. В пределах биосферы идет борьба различных стратегий, одной из которых является формирование ноосферной оболочки, квазиравновесное дальнейшее развитие человечества и т.д. Однако этой стратегии противостоят другие, в том числе и разрушительные, так что ноосфера вполне может не состояться и ответ на вопрос, быть ей или не быть, связан прежде всего с формированием ноосферного мышления. В ноосферном мышлении можно выделить несколько основных направлений: планетарное мышление, формирование нообиогеоценозов, осознание ноосферогенеза в целом. Человек не может пока охватить своим сознанием все аспекты ноосферы: ее многомерность, сложное иерархическое устройство и саморазвитие. Первой фундаментальной ступенью в процессе восхождения человечества к ноосфере можно считать планетарное мышление.

2.Наука как основной фактор ноосферы

Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества.

Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука – создание человечества и должна служить на благо человечества. «Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным — живым содержанием является в ней научная работа живых людей...» [2, c. 252] Так что наука – социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.

Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу.

История всей научной мысли – суть история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, ранее отсутствующей. И этот процесс не случаен, он закономерен как всякое природное явление. «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества». [1, c. 44] Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.

Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее и ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. «За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества...» [1, c. 128] Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.

Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.

Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.

В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.

 

3.Понятие ноосферной  личности

Понятие «личность» является исключительно многомерным, что часто приводит к недостаточно четкой проработанности отдельных связанных с ним вопросов и как следствие этого — к односторонним и неглубоким определениям. Многие из великих философов дали оригинальные определения этого понятия, высказали глубокие идеи, направленные на развитие этих определений. Так, например, Боэций определял личность как «индивидуальную субстанцию разумной природы», Фома Аквинский — как «то, что является наиболее совершенным во всей природе». Ф. Бэкон рассматривал личность как цельную природу человека, единство души и тела, В. Лейбниц выделял в личности совесть, т.е. рефлексивное внутреннее чувство того, какова ее душа, Д. Локк отождествлял личность с самосознанием. Для И. Канта личность основана на идее морального закона (тождественна ему). Он одним из первых заявил, что человек должен быть только целью, и даже Бог не может использовать его как средство. Начиная с Л. Фейербаха во главу философствования ставится не человеческое сознание, а целостность человека. Это обусловило антропологическую редукцию от бытия (Sien) к человеческому бытию (Dasien). Человека в значительной степени формируют его потребности, среди которых может быть выделено 5 иерархических уровней (А. Маслоу): физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные контакты, самоуважение, потребность в самоактуализации.

Информация о работе Ноосфера