Нравственная культура личности. Этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:44, реферат

Описание

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Работа состоит из  1 файл

Нравственная культура личности.docx

— 29.06 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Волжский  гуманитарный институт (филиал)

Государственного  образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

Волгоградский государственный университет

факультет естественных и гуманитарных наук

кафедра психологии 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине «История теории культуры» на тему:

«Нравственная культура личности. Этика и этикет». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                        Выполнила:

                                                                                                 Студентка II курса

                                                                                            Группы П-081

                                                                                          Иваненко Анастасия                                             

                                                                                       Проверил:

                                                                                              доц. Громова Е. А.                                   

                                  

                                     Волжский,  2010. 

     Нравственная  культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в  которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность  последовательного осуществления  в поведении и отношения с  другими людьми ценностей, норм и  принципов, готовность к постоянному  самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная  программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать  нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения  в проблемных ситуациях.  

     Личность  аккумулирует в своём сознании и  поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень  восприятия индивидом нравственного  сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично  требования нравственности воплотились  в поступках человека благодаря  формирующему влиянию на него общества.  

     Задача  формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в  соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.  

     Нравственная  культура общества конкретизируется и  персонализируется прежде всего  в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного  сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в  поведении, общении и деятельности личности. 

Структуру нравственной культуры личности составляют: 

а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности); 

б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения  и верования); 

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность  и др.); 

г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.

     Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что  антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют  место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей  переходят к безнравственным  действиям или поддаваясь влиянию  отрицательно направленных лидеров, или  когда они доведены до крайней  нужды и бесправия. 

     Нравственная  культура представлена субъектами общества и их взаимоотношениями. Она включает: а) признаки и элементы культуры нравственного  сознания субъектов общества; б) культуру поведения и общения; в) культуру нравственных поступков и деятельности. Нравственная культура соотносится  с другими видами культуры материальной и духовной жизни общества, но прежде всего противопоставляется антиподам  нравственности: злу, неравенству, несправедливости, бесчестию, отсутствию достоинства  и совести, другим антиморальным  явлениям. 

     По  содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех  или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив. Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее, ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными. 

     Нравственная  культура - это и эффективность нравственной регуляции жизни людей, взаимодополняемость нравственной и правовой регуляции, следование «золотому правилу нравственности», правилам этикетов. 

     Она включает общечеловеческие, внутриобщественные, корпоративные (групповые) и индивидуально-личностные элементы. В процессе исторического  развития мораль и нравственная культура существенно изменяли свое содержание, выражали различные состояния обществ, отношения в них субъектов. Но неизменно сохранялось и преумножалось  общечеловеческое содержание морали и  нравственной культуры. 

     Нравственная  культура субъекта - производное и  субъективированное отражение морали общества. В одних случаях мораль и нравственность отождествляются, а понятия употребляются как  синонимы. В специальных исследованиях  мораль понимается как должное, как  повеление, совокупность императивов, а нравственность означает сущее, действительное, практическое, как есть на самом деле. В данном смысле различие морали и нравственности отражает важный признак нравственной (практической) культуры - единство морально-должного и нравственно-сущего, слова и дела.  

     В истории человечества существовали типы морали: мораль древних, общинных обществ, мораль рабовладельческих обществ, мораль средневековых феодальных обществ, буржуазная мораль Нового времени и современная мораль обществ ХХ-ХХ1 вв. Им соответствовали разные по содержанию и субъектам формы нравственной культуры. Современное планетарное общество представлено очень разнообразными по степени зрелости, по носителям и содержанию формами нравственной культуры. Основными ее вариантами являются религиозно - нравственная и светско - нравственная культуры.  

     Особенности формирования и проявления нравственной культуры во многом обусловлены спецификой морали (нравственности). Как и мораль, нравственная культура у конкретных людей формируется и реализуется  стихийно, а также целенаправленно  и целесообразно. Она распространяет свое воздействие на все стороны  и сферы жизнедеятельности людей, эффективно регулирует социальные отношения. Ценность и значимость нравственной культуры, как и морали, обнаруживается в поведении, общении и деятельности людей, в общественном мнении, личном примере.  

     Нравственная  культура - одна из древнейших видовых  культур. Своим отношением к добру, гуманизму, социальной справедливости, миролюбию она тесно взаимосвязана  с эстетической культурой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Этикет 

     Слово «этикет» заимствовано из французского языка (ярлык, этикетка, надпись; церемониал.). Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Возможно также рассматривать этикет как свод правил поведения, принятых в определенных социальных кругах (при дворе монархов, в дипломатических кругах и т. п.). В более узком смысле этикет — это форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе. 

     Традиционно принято считать, что странами-родоначальницами этикета являются Англия и Франция, но уклад жизни в этих странах  в то время был таков, что в  данных жестоких и грубых условиях человек не мог совершенствоваться в своих духовных и нравственных начинаниях. Определённые моральные  правила и манеры поведения зародились примерно в XIV веке в Италии, где уже  в то время социальная сущность и  культура личности начали выходить на одно из первых мест. В России же одним  из первых сводов правил поведения  считается "домострой" (XVI в.) 

     Этикет  может значительно отличаться в  зависимости конкретной эпохи и  культурной среды. Его также можно  условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, т.к. правила различных  разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного  изменённые), исходят из основных норм поведения. 

    • Речевой этикет
    • Столовый этикет
    • Свадебный этикет
    • Траурный этикет
    • Этикет "выходного дня" (театральный, концертный и др.)
    • Дипломатический этикет
    • Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
    • Религиозный этикет
    • Служебный этикет
    • Телефонный этикет и др.
 

     Дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах; 

     Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности; 

     Хотите  узнать, как правильно вести себя за столом? Да, этикету за столом всегда придавали важное значение. Судили об общем культурном уровне человека и по тому, насколько красиво, элегантно  он ест, правильно пользуется столовыми  приборами.  

     Вилки, ножи, другие столовые приборы - правила  пользования ими вырабатывались столетиями. Для чего? Для того, чтобы  Вы могли гармонично и рационально  распределить свои движения за столом.  

     Начнем  с самого главного, с осанки. За столом нужно сидеть прямо, нельзя класть локти  на стол, тем более широко расставив  их. Не садитесь слишком близко или  очень далеко от стола. Во время большого застолья, если Вы говорите с одним  собеседником, то не поворачивайтесь  спиной к другому.  

     Увидев  на столе красиво свернутую салфетку - не пугайтесь, не зная куда ее деть. Непосредственно  перед едой салфетку разверните, сложите  вдвое и положите изгибом к  себе на колени.  

     В столовом этикете все тщательно  продуманно. Возьмем вилку и нож. У них разные роли. Ножом Вы можете лишь подправить то, что берете вилкой. Неправильно резать ножом все  подряд, чтобы потом пользоваться только вилкой. Хлеб нужно отламывать небольшими кусочками, которые можно  съесть за один-два раза, а не держать  его постоянно. А чтобы намазать масло, положите кусочек хлеба на край тарелки и придержите его  пальцами левой руки.  

     Как нужно есть суп? И здесь столовый этикет придумал массу заповедей. Суп  нужно есть с края ложки, поднося  ее параллельно ко рту. Большой палец  при этом лежит сверху ручки. Принято, когда суп остается на донышке  слегка отодвинуть тарелку и отклонить  ее от себя. Зачем? Тогда и другое правило легче выполнить: наполнять  ложку движением от себя. Съев первое блюдо, оставьте ложку в тарелке.  

Информация о работе Нравственная культура личности. Этика и этикет