Нравственная культура личности. Этика и этикет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:44, реферат

Описание

Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

Работа состоит из  1 файл

Нравственная культура личности.docx

— 29.06 Кб (Скачать документ)

     Этикет  за столом для вторых блюд требует  больше премудростей. Ручки ножа и  вилки должны находиться в ладонях, а указательный палец руки там, где  начинается лезвие ножа. Тот же палец  левой руки лежит выше начала вилочных зубчиков, разрезая кушанье, держите  вилку и нож не прямо, а под  небольшим наклоном.  

     Если  вам понадобился другой столовый прибор или же кусочек хлеба, и  нож и вилку кладите на тарелку  крест-накрест. Если же Вы насытились, не отодвигайте тарелку - сигналом окончания еды послужат сложенные параллельно нож и вилка.  

     Как есть рыбу. Если рыба вареная или  жареная, нож служит "помощником" - им отделяют рыбьи косточки. Вилка  и нож для рыбы размером меньше столовых. Рыбу не режут ножом. Если косточка попала в рот, положите ее на прислоненную к губам вилку, потом - на тарелку. Ресторанный этикет требует, чтобы крабов, лангустов, раков и  креветки ели специальной двузубой вилкой и острым ножом с отверстием на лезвии (хотя мелких рачков и креветки можно есть и руками). Для улиток на столе Вы увидите щипцы, чтобы  держать раковину и длинную вилку, при помощи которой вынимается мясо.  

     Ресторанный этикет сложен. Чаще всего там подают "каверзные" рыбные кушанья, с  которыми без ножа или вообще без  особых навыков не справиться. Но всем этим тонкостям: пользоваться приборами  и чувствовать себя комфортно  в ресторане самого высокого уровня можно всегда научиться на курсах этикета.  

     Блюда из птицы тоже едят с помощью вилки  и ножа.  

     Для десертов и закусок тоже есть особые приборы. Холодные закуски обычно едят прибором, предназначенным для десерта. Десертные приборы, расположенные  ручками вправо, берут правой рукой, а ручками влево - левой рукой. Если блюдо не нужно резать (паштеты, суфле, яйца вкрутую, пудинги), пользуйтесь  только вилкой, которую будете держать  в правой руке. Во время еды помогайте  себе кусочком хлеба или булочки, держа их в левой руке. Спаржу обычно едят руками, но современный  этикет требует уже специальной  вилки.  

     А теперь о напитках. Есть одно несомненное  правило: чем крепче напиток, тем  меньше для него емкость. Вот как  ставиться посуда - фужер, бокал для  шампанского, рюмка для красного вина, рюмка для белого вина, мадерная (для крепленых вин) рюмка, рюмка  для водочных напитков и коническая стопка для соков и морсов. Естественно, при употреблении напитков нужно  знать меру.  

     Этикет - это порядок проведения определенной церемонии. Но, помните современный  этикет - это не только правила приема пищи за столом, но и умение производить  приятное впечатление своим внешним  видом на окружающих, манерой говорить и общаться. 

     Нормы этикета, в отличие от норм морали являются условными, они носят как  бы характер неписаного соглашения о  том, что в поведении людей  является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. 

     Следует отметить, что тактичный и воспитанный  человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой  лежит доброжелательность, обуславливается  актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при  тех или иных обстоятельствах. Такой  человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. 
 
 

     Этика 

     Это философское учение о морали. Слово  «мораль» в переводе с латинского означает «нравственность». Мораль, или  нравственность, обычно рассматривают  как один из способов регулирования  отношений людей в человеческом сообществе. Оно происходит с помощью  исторически сформировавшихся «неписаных»  норм и правил, относительно которых  поведение людей оценивается  как доброе или злое, честное или  бесчестное, созидающее или разрушающее.  

     Этика — (греч. θικόν, от др.-греч. θος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. 

     Основные  проблемы этики

    • Проблема критериев добра и зла
    • Проблема смысла жизни и назначения человека
    • Проблема справедливости
    • Проблема должного
 

Классификация этических ценностей 

  • Главные человеческие ценности, которые в большей или  меньшей степени входят во все  др. этические ценности (ценность жизни, сознания, деятельности, страдания, силы, свободы воли, предвидения, целеустремленности);
  • Добродетели (справедливость, мудрость, смелость, самообладание, любовь к ближнему, правдивость, искренность, верность, преданность, доброта, сострадание, доверие, вера, скромность, смирение, порядочность, внимательность, терпимость, сдержанность, великодушие, уважение, вежливость, дружеское расположение);
 
  • Более частные  этические ценности (любовь к самому далекому, способность дарить другим своё духовное достояние, ценность личности, любовь, направленная на идеальную  ценность чужой личности).
 

   Этика изучает генезис, сущность, специфику  морали; раскрывает ее место и роль в жизни общества; выявляет механизмы  нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного  прогресса. Рассматривает структуру  нравственного сознания общества и  личности, анализирует содержание и  смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь  и достоинство, счастье и смысл  жизни.… Т.о. этика выступает не только как теория морали, изучающая  сущность, специфику морали, но и  человека как морального субъекта. 

   Методологической  основой этики  как науки является:  

    • Знания  о добре и зле (о должном  поведении). Этика носит практический характер. Моральные истины познаются  в процессе вопрошания.
    • Этические знания не существуют без личной интерпретации (персонализма). Этика имеет дело только с самим человеком и его саморазвитием, протекающим по законам внутренней причинности.
    • Нерационализированность предмета познания. В этике в большей степени речь идет о творческом акте многих, который в определенной степени предопределен принципами, доминирующими в общем мышлении соответствующего времени.
    • Этические знания носят понимающий характер. Каждый может затронуть и взволновать чувства других людей, тем, что найдет в себе сам.
    • Ценностная ориентация этики – ориентация на моральные ценности, как одну из форм проявления моральных отношений в обществе, а т.ж. подчеркивает значимость личностного начала индивида, его поступков и интересов.
    • Диалоговый характер этических знаний. В мире существует абсолютного этического знания.
    • Вечность моральных проблем: "Как надо жить, чтобы жить "нравственно?"
 
 

      Список  использованной литературы: 
       
       
       
       
       
       

1. Захаров Д.К., Кибанов А.Я., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. Учебник. -М.: Инфра-М, 2008. - 424 с.  

2. Психология  и этика делового общения. Учебник. / Под ред Лавриненко В.Н. -М.: ЮНИТИ, 2007. -415 с.  

3. Современный  этикет // www.sovetiket.ru 

4. Современный  этикет: Золотые советы и правила  - (Полная карманная энциклопедия). -М.: ЭКСМО, 2004. - 288 с.  

5. Этикет  от А до Я // www.etiket.ru 
 
 

Информация о работе Нравственная культура личности. Этика и этикет