Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:55, контрольная работа
Анализ нравственного потенциала культуры, способов и путей освоения ею нравственного опыта поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, морали, нравственности, выяснение их места в системе культуры и роли в жизни человека и общества.
1. Нравственный мир человека
Нравственный
мир человека – целостная система
элементов, охватывающая нравственную
культуру человека. Понятие нравственной
культуры складывается из двух понятий
– «культура» и «нравственность»,
в своем сочетании
Структуру нравственной культуры личности составляют:
а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);
б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и другие);
г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.
Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.
Один
трансформирует его только к семейным
отношениям, другой – к неофициальным
межличностным отношениям, третий –
к профессионально-служебным. Таких
вариантов может быть достаточно
много. Тем не менее, ценность и смысл
данного правила-нормы
Совесть,
честность, доброта… Понятия, которые
всегда так много значили для
человека. Без них немыслимо
1.1 Мораль
Слово «мораль»
(от латинского mos, mores – нрав, нравы,
обычаи) означает в современном языке
то же самое, что и слово «нравственность».
Поэтому большинство
Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Моральные
идеалы, принципы и нормы возникли
из представлений людей о
Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали, но чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Мораль
по большому счету это система
ценностей характерная
Можно сказать, что мораль держится на трех важнейших основаниях.
Во-первых,
это традиции обычаи, нравы, которые
сложились в данном обществе, в
среде данного класса, социальной
группы. Человек усваивает эти
нравы, традиционные нормы поведения,
которые входят в привычку, становятся
достоянием духовного мира личности.
Они реализуются в его
Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.
В-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой нравственной поведения личности становится совесть.
О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история. Зафиксировано это и народной мудростью. Ведь недаром говорят об очень плохом, аморальном, безнравственном человеке: «Ни стыда, ни совести». Значит, общественное мнение на него не действует, а совесть неразвита. Такого человека моралью не проймешь, приходится применять более жесткие средства воздействия, рассчитанные на низкий уровень сознательности. («Кого честь не берет, того палка проймет», – говорит одна из пословиц).
Таким образом, мораль включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения человеческой личности.
1.2 Категории добра и зла
Категории добра и зла являются основополагающими, фундаментальными категориями нравственного сознания. Наука о морали не определяет, что добро, а что – зло. Этим занимается этика. Добро и зло – основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках отдельных явлений, поступков, мотивов деятельности людей и т.д.
В этическом отношении добро и зло отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Однако категории добра и зла, их нравственная оценка разными людьми часто бывает различной. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.
Объективность содержания означает, что в нем сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.
В широком смысле слова добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Мы употребляем эти слова для обозначения самых различных вещей: «добрый» значит просто хороший, «злой» – плохой.
В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики несмотря на сохранение лексического единства («старое доброе вино», «добрый конь», «добрая работа», «доброе деяние», «одобрение»), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова «добро». Самым важным при этом было различение добра в относительном и абсолютном смысле. «Доброе» в одном случае – это хорошее, т.е. приятное и полезное, а значит, ценное ради чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах и т.д., а в другом – есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.
Добро в этом втором абсолютном значении – моральное, этическое понятие. Оно выражает положительное значение явлений или событий в их отношении к высшей ценности – к идеалу. Зло есть противоположность добра.
Добро и зло связаны тем, что они взаимно отрицают друг друга. Они содержательно взаимозависимы. Существует такая точка зрения, что добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном и неустранимом единоборстве. Противоположность добра и зла абсолютна. Эта противоположность реализуется через человека: через его решения, действия и оценки.
А потому каждому из нас, живущих на земле людей, необходимо осознать свое великое предназначение – бороться со злом и творить добро, потому что вне добра нет культуры. Почва зла для нее губительна. Без культуры жизнь человека, если не физическая, то духовная, обречена на гибель.
1.3. Совесть, вина, покаяние,
прощение как духовно-
Совесть,
категория этики, характеризующая
способность личности осуществлять
нравственный самоконтроль, самостоятельно
формулировать для себя нравственные
обязанности, требовать от себя их выполнения
и производить самооценку совершаемых
поступков; одно из выражений нравственного
самосознания личности. Совесть проявляется
как в форме рационального
осознания нравственного
Совесть
- высшая инстанция, определяющая меру
ответственности человека за все
доброе и злое, совершенное им в
жизни. Совесть настолько
Совесть
– это то, что не имеет степеней
сравнения. Она не может быть «более
или менее чистой». А. Швейцер
вводит понятие «больной» совести,
подчеркивая тем самым ее особую
ранимость, возникающую в результате
осознания человеком своего несовершенства.
Совесть, считает ученый, – чуткий
барометр, указывающий на отступление
человека от нравственного идеала.
Человек совестливый находится
в постоянном эмоциональном напряжении,
критически оценивая свои поступки. Тот
же, у кого совесть отсутствует, не
склонен к подобному
Несколько
иную интерпретацию совести как
нравственного регулятива можно
найти в работах Э. Фромма, выделявшего
два вида совести: авторитарную и
гуманистическую. Авторитарная совесть
представляет собой, по Фромму, усвоение
этических норм, выработанных церковью,
государством, родителями, общественным
мнением и т.д. Заданные внешними
авторитетами, запреты и веления
такой совести могут не только
не выражать ценностных суждений и
убеждений самого человека, но и
противостоять, противоречить им. Независимо
от того, как нравственные предписания
будут субъективно