Нравственный мир человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:55, контрольная работа

Описание

Анализ нравственного потенциала культуры, способов и путей освоения ею нравственного опыта поколений предполагает, прежде всего, рассмотрение понятий этики, морали, нравственности, выяснение их места в системе культуры и роли в жизни человека и общества.

Работа состоит из  1 файл

нрав.мир человека КР.docx

— 27.80 Кб (Скачать документ)

В отличие  от авторитарной, гуманистическая совесть  ориентируется не на авторитеты, а  на осознание человеком самого себя, на свои собственные представления  о добре и зле, чести и бесчестии. Сущность ее состоит в ответственности  человека перед самим собой. Все  доброе и злое в его жизни –  исключительно на его собственной  совести. Голос совести есть не что  иное, как проявление заботы человека о самом себе, о чистоте своих  помыслов, о святости принятых на себя нравственных обязательств, о собственных  чести и достоинстве.

С понятием совести тесно связано понятие  вины, не однозначное ни по своей  степени, ни по смыслу, ни по личностно  и общественно значимым последствиям. Человек может быть виновен перед  своими близкими, перед знакомыми  и незнакомыми людьми, товарищами по работе, в глобальном масштабе –  перед своим народом, государством, наконец, перед Богом. Но, будучи виновным объективно, по смыслу совершенного деяния, он далеко не всегда воспринимает свои действия подлежащими обвинению. Нередко  случается так, что человека тяготит  не столько сама вина, сколько предстоящее  за нее наказание. Отсюда потребность  скрыть противоправный или безнравственный  поступок.

Вина  – это не только поступок, но и  помыслы человека. Например, предательство, независимо от того, по отношению к  чему или к кому оно совершено, безусловная вина человека.

При характеристике вины самое главное – понять, что она имеет не только объективные, но и субъективные основания. Можно  быть извергом, монстром, чудовищем, самим  дьяволом в глазах всех, кто тебя знает или кто о тебе наслышан, и ангелом в собственных глазах. И наоборот, можно казнить себя сознанием своей вины перед людьми, перед Богом или даже перед  собственной совестью, но людям твоя вина либо неизвестна, либо они в  соответствии со своими убеждениями  совершенный тобою поступок осуждать не склонны.

Социокультурный смысл такого несоответствия в определении  виновности или невиновности самим  человеком и внешним окружением состоит в различии ценностных ориентации, убеждений, представлений о нравственном или безнравственном. То, что, скажем, для атеиста норма, для верующего  – богохульство.

Вина, раскаяние, наказание – это триада, провозглашаемая  и культивируемая, по существу, каждым исторически складывающимся типом  культуры. Вина, как уже было отмечено, может осознаваться или не осознаваться человеком. Раскаяние может произойти, а может и не произойти, возмездие  же, наказание неизбежно – в  виде либо суда людского, либо божеского, либо собственной совести, причем что  страшнее и мучительнее, сказать  сложно.

Важнейшей гранью справедливости является прощение, вытекающее из вины и покаяния. Долг, совесть, вина, справедливость и несправедливость не только важнейшие слагаемые нравственного  сознания, но и реальные явления  нравственной жизни человека, оценка которых может быть осуществлена только с учетом исторически сложившегося типа культуры, ее нравственного потенциала, нравственного идеала.

 

1.4. Культура этического мышления  и этикет

Термин  «Этика» – в основном используют как обозначение поведения, и  зачастую смешивают с эстетикой.

Культура  мышления как определённый уровень  мыслительных способностей человека в  значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам  и требованиям логики. Следует  подчеркнуть, что овладение в  совершенстве законами и требованиями логики является тем, без которого вообще невозможна культура мышления. Многие из людей следуют логическим законам  непроизвольно, инстинктивно, даже не задумываясь, даже не зная об этих законах. По большей части, логика и есть культура мышления. Из этого следует что, культура мышления, в свою очередь, учит человека нравственной культуре.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом  длительного по времени процесса становления взаимоотношений между  людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет  – слово французского происхождения, обозначающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически  всех народов от седой древности  до наших дней. В основе своей  эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются  представителями не только какого-то данного общества, но и представителями  самых различных социально-политических систем, существующих в современном  мире. Народы каждой страны вносят в  этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, но большинство  правил различных видов этикета  в той или иной мере совпадают.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются  другими. То, что раньше считалось  неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета  не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном  месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте  и при других обстоятельствах.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что  в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек  должен не только знать и соблюдать  основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести  себя в обществе имеет очень большое  значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных  мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет – очень большая и важная часть  общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанная на протяжении многих веков.

Основные  составляющие этикета:

Хорошие манеры. Одним из основных принципов  современной жизни является поддержание  нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому  ничто не цениться окружающими нас  людьми так дорого, как вежливость и деликатность.

Манеры  – способ держать себя, внешняя  форма поведения, обращения с  другими людьми, употребляемые в  речи выражения, тон, интонация, характерные  для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и  сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Вежливость. Определить вежливость можно как  «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные  отношения. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и  не ценится так дорого, как вежливость». Вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению  ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах.

Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных  человеческих качеств внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и  умение их понять, почувствовать, что  может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать  у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство  меры, которую следует соблюдать. Уважение к другим – обязательное условие тактичности. Требуя уважительного  отношения к себе, задавайтесь  почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

Скромность. Скромный человек никогда не стремится  показать себя лучше, способнее, умнее  других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно разные категории.

В наше время  почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским  этикетам. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться, социально  бытовые условия сильнейшим образом  влияют на этикет. Поэтому, очень много  из того, что было принято, может  сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу.


Информация о работе Нравственный мир человека