Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:21, статья
Рыцарская культура - одно из наиболее интересных направлений культуры средневековья, оставившее свой огромный след во всемирной истории. Рыцарское движение, возникшее на рубеже 9-10 веков, формировалось не просто вокруг выполнения военного долга, воспитания духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, но и раскрывала такие устремления, как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право на земное счастье, благородство, обостренное чувство личного достоинства.
Рыцарская культура - одно из наиболее интересных направлений культуры средневековья, оставившее свой огромный след во всемирной истории. Рыцарское движение, возникшее на рубеже 9-10 веков, формировалось не просто вокруг выполнения военного долга, воспитания духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, но и раскрывала такие устремления, как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право на земное счастье, благородство, обостренное чувство личного достоинства.
«Рыцарь» в переводе с немецкого означает «всадник». Строго говоря, немецкое слово Ritter стало широко использоваться для обозначения рыцарства ближе к концу
Средневековья. Поначалу же рыцарь именовался на латинский манер miles (воин). Этот термин, пришедший в средневековую латынь из позднелатинского языка, в эпоху Темных веков означал либо просто военного, либо, в более широком смысле, практически любого человека, находящегося на королевской службе.
Карл Мартелл, первый военный реформатор из династии Каролингов, придал этому термину дополнительный смысл. В его правление словом miles стали называть в первую очередь военную элиту, тех, кто мог позволить себе приобрести боевого коня и соответствующее вооружение. Карл при этом не особенно интересовался происхождением воина. При нем любой свободный человек, достаточно обеспеченный, чтобы служить в элитных частях каролингской армии — в кавалерии, — именовался «рыцарем», или «конным всадником» (caballarius). Латинское слово miles перешло в разряд титулов
несколько позже,
уже в эпоху Карла Великого,
когда во Франкской империи вновь проснулся
интерес к латинской культуре.
Рыцарство – особый привилегированный социальный слой средневекового общества. Традиционно это понятие связывают с историей стран Западной и Центральной Европы, где в период расцвета средневековья к рыцарству, по сути, относились все светские феодалы-воины. Но чаще этот термин употребляется в отношении средних и мелких феодалов в противовес знати.
IX и X века были суровыми временами в жизни всех стран Западной Европы. Ни одна из них не представляла из себя сплоченного сильного целого. Франция, Германия, Италия были разбиты на тысячи, а то и на десятки тысяч мелких и крупных поместий, владельцы которых – герцоги, графы, бароны – являлись почти независимыми государями своих имений. Они творили суд и расправу над крепостным и свободным населением своих земель, распоряжаясь его жизнью и смертью, облагали его податями и налогами, собирали войска, объявляли войну и заключали мир. Крестьянам, разумеется, было не под силу нести конную службу, а потому ее несли вассалы, то есть ленники, получившие землю от своего сеньора под условием выполнения военной службы. Такие вооруженные всадники, обязанные являться по требованию своего сеньора на коне в тяжелых доспехах и сопровождении некоторого количества пеших и конных воинов, набранных из зависимых людей своего поместья, носили имя рыцарей.
В это время получили
широкое распространение
условные формы феодального
Иерархия вассальных отношений повторяла иерархию земельных владений и определяла принцип формирования военного ополчения феодалов. Так, вместе с утверждением военно-ленных отношений шло формирование рыцарства как служилого военно-феодального сословия, расцвет которого приходится на XI-XIV веков. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла особые сословные воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
В военные обязанности рыцарей
входило защищать честь и
Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе. Старшие сыновья обычно получали азы грамотности, но основное внимание уделяли военному образованию. Около 21года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним. Посвящение в рыцари символизировало вхождение в привилегированное сословие, приобщение к его правам и обязанностям и сопровождалось особой церемонией. Согласно европейскому обычаю рыцарь посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил слова посвящения, одевал шлем и золотые шпоры, вручал меч – символ рыцарского достоинства – и щит с изображением герба и девизе. Посвященный, в свою
очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести. Ритуал рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность и скупость, не прощалось предательство.
Рыцарь должен был явиться на службу к своему сеньору полностью экипированным и на собственном боевом коне. Основу рыцарского вооружения составляло холодное оружие. В первую очередь, это был меч — знак принадлежности его обладателя к военной знати. Длинный железный меч вошел в обиход европейского рыцарства как наследие древних германцев, в свое время убедительно доказавших превосходство длинного колюще-рубящего оружия над короткими бронзовыми гладями римлян. Меч вручался рыцарю в момент посвящения, в ходе особой торжественной церемонии. Кроме меча, рыцарь должен был владеть навыками обращения с копьем, палицей и боевой секирой.
Примерно к X—XI векам по всей Европе распространилась железная броня, вытеснившая кожаные латы. Тело рыцаря прикрывала кольчуга или металлический панцирь с изогнутыми пластинами, позволявшими направить в сторону удар вражеского копья. Большой деревянный щит с набитыми на него металлическими плашками также был неотъемлемой частью рыцарской амуниции. На щите, как правило, изображались знаки или гербы, призванные обозначить имя рыцаря, его принадлежность к определенному знатному семейству. Иногда вассал помещал на щите герб своего сеньора. С течением времени рыцари полностью оделись в металлическую броню: голову защищал шлем с решетчатым забралом, на руках были кольчужные перчатки, на ногах — чулки из
металлических
колец, позволяющих сгибать колени.
Главным достоянием рыцаря был конь. Хорошо
обученный боевой конь сам по себе представлял
грозную силу. Рыцарские жеребцы подвергались,
как и их хозяева, огромным физическим
нагрузкам. Чтобы защитить коня во время
боя, была создана броня и для животного.
Рыцарская культура средневекового Запада начала формироваться в X—XIII веках. Основной идеей этой культуры стал образ рыцаря как защитника: сначала — просто защитника слабых и беспомощных от вполне реального внешнего врага, а затем — как защитника христианского мира в целом. Враги, угрожавшие христианскому миру, в изобилии находились во все века — от арабов на юго-востоке континента и на Ближнем Востоке до венгров на востоке владений христианского мира рубежа тысячелетий. Пожалуй, можно с большой долей уверенности утверждать: рыцарство стало рыцарством в полной мере лишь тогда, когда осознало себя духовным братством, связанным невидимыми узами и обязанностью защищать братьев по вере.
Преклонение перед женщиной или, лучше сказать, перед дамой, так как оно касалось исключительно благородного сословия, получило свое начало в южной Франции, в Провансе, и отсюда распространилось по всей Западной Европе.
Рыцарская культура нашла свое отражение также в архитектуре. Представителем данного вида культуры являются всем известные рыцарские замки. Его строение: как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
6.1Куртуазная поэзия
Укрепление королевской власти, рост богатеющих городов, крестовые
походы, открывшие перед изумленным Западом диковинки Ближнего Востока, -
все это в совокупности обусловило глубокую трансформацию феодальной
культуры и возникновение новых форм искусства, которые принято называть
куртуазными, т.е. придворными. В это время впервые в истории человечества
устанавливаются идеалы духовной любви, возникает рыцарская лирическая поэзия
и музыка. В Средние века поэзия стала королевой словесности, даже летописи
облекались в стихотворную форму. Первые любовные рыцарские стихи были
созданы в Провансе, на юге Франции, еще в конце XI в. А в XII-XIII вв. уже
все города, все феодальные замки были охвачены новыми веяниями.
Оставаясь воином, рыцарь в то же время должен был обладать прекрасными
манерами, быть приобщенным к культуре, поклоняться Прекрасной Даме, являя
собой образец придворного этикета, именуемого куртуазией. Именно с культа
«дамы сердца» - Прекрасной Дамы и началась куртуазная поэзия.( Прекрасная Дама,
воспеваема трубадурами в Южной Франции и труверами в Северной Франции,
миннезингерами в Германии и менестрелями в Англии)
Наиболее
известными трубадурами были Бернарт
де Вентадорн, пылкий Гираут де Борнейль,
Маркабрюн, Пейролъ, Джауфре Рюделъ. В
Провансе существовало множество форм
куртуазной поэзии, но к наиболее рспространенным
относились кансона, альба, баллада, пасторела,тенсона,плач,
Кансона («песня»)
в повествовательной форме
Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней
рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на
заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг,
стоящий на страже:
Баллада в то время обозначала плясовую песню
Пасторела - песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки
Плач - песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо