Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 15:21, статья
Рыцарская культура - одно из наиболее интересных направлений культуры средневековья, оставившее свой огромный след во всемирной истории. Рыцарское движение, возникшее на рубеже 9-10 веков, формировалось не просто вокруг выполнения военного долга, воспитания духа воинственности, силы, мужества, самоотверженности, презрения к смерти, но и раскрывала такие устремления, как преданное служение прекрасной даме, культ естественной любви, право на земное счастье, благородство, обостренное чувство личного достоинства.
скорбит о смерти близкого человека
Тенсона - стихотворный спор, в котором принимают участие либо два
поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь
Сирвентес - песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы,
главный из которых: кто больше достоин любви - учтивый простолюдин или
бесславный барон?
Трубадуры были первыми куртуазными лириками Европы. За ними
последовали немецкие миннезингеры - «певцы любви». Однако в их поэзии
чувственный элемент играл меньшую роль, нежели в поэзии романской, и скорее
преобладал морализаторский
оттенок и религиозный
6.2 . Рыцарский куртуазный роман
В XII в. возник новый литературный жанр - рыцарский роман.
Авторами были чаще всего ученые люди,
пытавшиеся примирить идеалы куртуазности и всеобщего равенства перед Богом
с реальными придворными обычаями и нравами эпохи; идеалы куртуазности
являлись своеобразным протестом против не очень поэтичной повседневности.
Эта специфическая мораль рыцарства была утопична, но именно она была
отражена в романе.
Первые романы появились во Франции. Одним из создателей рыцарского романа былКретьен де Труа (30-90-егг. XII в.).
но наиболее знаменит «Ивейн, или Рыцарь со львом».
Сюжет и герои романа связывают его с британским циклом о короле Артуре,
сенешале Кее, королеве Геньевре, рыцарях Ивейне, Ланселоте и других.
им движет страсть к приключениям,
в ходе которых он оттачивает воинское мастерство, воспитывает волю,
демонстрирует мужество. В то же время в романе «Ивейн» Кретьен показал, что
сам по себе подвиг бессмыслен, что «авантюры» непременно должны быть
внутренне исполнены смысла, целенаправленны
Кретьеном де Труа в «Повести о Граале»,
Совершенно иная
тональность у другого
Средневековья - «Тристана и Изольды», в основу которого легли ирландские
сказания о несчастной любви двух молодых прекрасных сердец. В сюжете романа
отсутствует рыцарская «авантюра» и на первый план выдвинут неразрешимый
конфликт между
индивидуальными побуждениями героев
и общепринятыми нормами.
6.3 Миннезанг
Немецкая рыцарская лирика носит название миннезанг, т. е. «любовная
песня» (от слова Minne — «любовь»). Ее древнейшие памятники относятся к
1170-м годам. Около этого времени почти одновременно возникают два
направления рыцарской любовной песни. Одно, более архаическое по своему
стилю, теснее примыкает к народной песне и еще почти не затронуто новыми
идеями рыцарского служения даме. Другое стоит под непосредственным влиянием
поэзии провансальских трубадуров и их французских подражателей. «Народное»
направление миннезанга зарождается на юго-востоке, в Баварии, Австрии и
Швабии, где еще господствуют архаические, более национальные вкусы и
влияние новой, куртуазной культуры носит лишь очень поверхностный характер.
Его главные
представители — поэты
«Куртуазное»
направление возникает в
передовых прирейнских землях, где раньше распространились пришедшие из
Франции идеи и вкусы и рыцарская поэзия перестроилась по новым французско-
провансальским образцам. Родоначальники этого направления — прирейнские
рыцари Генрих фон Фельдеке и Фридрих фон Хузен. В 1180—1190 гг. куртуазное
направление миннезанга распространяется на восток и охватывает всю Германию
(Генрих фон Морунген, Рейнмар фон Хагенау и др.). Однако до высших своих
достижений рыцарская лирика поднимается лишь в результате синтеза обоих
направлений, куртуазного и народного, в творчестве Вальтера фон дер
Фогельвейде, величайшего немецкого лирического поэта средневековья.
Песни миннезингеров архаического стиля обычно являются однострофными
стихотворениями простейшей метрической конструкции, объединенными парными
рифмами, часто неточными; строение стиха определяется числом ударений,
тогда как число неударных слогов между ударениями может быть различным (так
называемый «акцентный стих»). Все эти формальные особенности, характерные и
для немецкой народной песни, в поэзии куртуазного стиля исчезают. Как и в
народной лирике, в стихотворениях этого рода всегда наличествует
объективный элемент повествования, лирический сюжет или четкая
драматическая ситуация.
7.Рыцарские турниры
Изначально
это были полувоенные поединки. В
них четко прослеживались основные цели
такого состязания: самоутверждение воина
и захват добычи. Схватка велась, как правило,
оружием, не отличавшимся от боевого, причем
допускались практически любые виды вооружения,
вплоть до луков и арбалетов. Господствовала
массовая схватка. Побежденный лишался
всего вооружения и коня в пользу победителя.
Нередко побежденный на турнире становился
пленником своего удачливого соперника
и, как в условиях настоящей феодальной
войны, обязан был заплатить выкуп.
К XIII веку турнир начал приобретать более символико-ритуализированный, игровой характер. Это выражалось, прежде всего, в попытках регламентировать сражение. Вокруг четырехугольного ристалища возводился двойной деревянный барьер, рядом воздвигали помосты, где сидели судьи и зрители, среди которых было немало дам, охочих до подобного рода кровавых развлечений. Герольды провозглашали имена участвовавших в турнире рыцарей, перечисляли подвиги, прославившие их ранее. Условия турниров были разнообразными. Как правило, в классическую эпоху они начинались с поединка отдельных рыцарей, получивших во Франции название «жюте». Задача могла заключаться в нанесении противнику удара копьем в определенное место (в грудь или центр щита) или в том, чтобы повергнуть противника на землю, выбить его из седла. В XIII веке создается Status Armarium – свод турнирных правил. В нем запрещается направлять удар копья в ноги или в правую руку противника. Если на раннем этапе спонтанность турнира допускала участие и простолюдинов, то в классическую эпоху благородное происхождение участника поединка также превратилось в необходимое условие. «Гербовой король» и герольды строго следили за составом участников. Более того, постепенно для турниров начали использовать специальный доспех - более закрытый и тяжелый, чем боевой. Появились и разные доспехи для разных видов поединков – конных и пеших. Стоимость такого снаряжения автоматически исключала из рядов участников неимущих. Со временем пышность, церемониальность рыцарских поединков начали подвергаться осмеянию. Многочисленные маргиналии пародируют рыцарский поединок как состязание обезьян, скачущих на козлах навстречу друг другу с копьями наперевес, в шлемах, с гербами на щитах. В маргиналиях на страницах рыцарского романа «Ланселот Озерный», рыцарь изображен скачущим верхом на петухе. А чего стоит образ Дон Кихота в знаменитом романе Сервантеса - вместо реального противника «рыцарь печального образа» сражается с ветряными мельницами, источником вдохновления становится простая селянка, превращенная воображением чудака в Прекрасную Даму – Дульсинею Тобосскую. Несмотря на это осмеяние и трансформацию обычая (дуэли Нового времени не поставили точку в его истории), он продолжал жить и в более поздние эпохи. Живучесть традиции придавало и придает одно - желание утвердить свое «Я» в прямом и честном противоборстве с противником.
Развернутый план доклада на тему «Рыцарская культура»
Выполнен Преловой Екатериной Александровной, группа 4731
1. Введение
2. Истоки возникновения рыцарства
3. Некоторые традиции и
- Обряд посвящения в рыцари
- Обмундирование рыцаря
- Рыцарские турниры
- Рыцарский замок
4.Рыцарская литература
- Куртуазная поэзия
- Истоки возникновения
- Формы куртуазной поэзии
- Наиболее известные поэты
- Рыцарский куртуазный роман
- Миннезанг
- Народное направление миннезанга
- Куртуазное направление миннезанга
Заключение: Рыцарская культура является фундаментом, на котором сформировалось несколько новых направлений западноевропейской культуры, одним из ярких представителей которой является куртуазный роман. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества.