Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:55, контрольная работа
Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.
Студента группы ГМУ-0313
Екатеринбург 2012
1.Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи.
Расцвет культуры Возрождения
приходится на XV—XVI вв. Возрождение
(по-французски — Ренессанс) —
не только особая эпоха, но
и специфический феномен
В самом общем смысле под Возрождением принято понимать направленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание средневековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая общая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессанса. Она позволяет выявить его отличительные черты:
— индивидуализм
практический и теоретический,
означающий, что в центр своего
мировоззрения и жизненной
— культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стремлением к чувственным удовольствиям;
— светский
дух религии с тенденцией к
язычеству. Под «светским духом
религии» следует понимать то, что,
оставаясь религиозными людьми (христианами),
представители Возрождения
— освобождение
от власти авторитетов,
— особенное
внимание к прошлому, к древности.
Античная греко-римская
— чрезвычайный вкус к искусствам.
Данные
отличительные черты культуры
Возрождения стали известны в
результате трудов
Таким
образом, Возрождение нельзя
Антитезы «темнота—свет», «сон—пробуждение» — весьма характерны для него. Обещание невиданной полноты бытия разлито по произведениям Ренессанса. Это обещание «иного», но не по отношению к средневековью, как могло показаться. Обещание нового воспринимается деятелями Возрождения в абсолютном значении, т.е. как открытие ценностей, значимых на все времена. В известном смысле Ренессанс противопоставляет себя не средневековью, а всему, что было известно до него и будет открыто после. В этом он похож на все культурные эпохи, значимые во всемирно-историческом плане. Особенностями же Ренессанса следует считать, во-первых, необычайную яркость чувства подъема; во-вторых, связь возрожденческого возвращения к подлинному, с обращением к древности (античности).
Возрождение
не противоположно
Важно иметь в виду отличия Ренессанса не только от предшествующей, но и от последующей эпохи. Открывает ли Возрождение Новое время? Иначе говоря, является ли оно началом современности, т.е. времени, в котором живем мы? Современность нельзя не связывать с научно-техническими достижениями. Наука и техника являются теми факторами, без которых немыслима жизнь современного общества. Без преувеличения можно сказать, что влияние научно-технического прогресса распространяется в современном обществе на все стороны жизни. Такая ситуация характерна для индустриальной и постиндустриальной эры. Господство науки и техники открывает эпоха, следующая за Ренессансом, — эпоха Нового времени. Ее начало принято относить к XVII в. Ренессанс же есть эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая по преимуществу. Центр интересов деятелей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. Наука в современном понимании интересует их лишь постольку, поскольку она может иметь значение для художественного творчества и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые представители Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной из наук.
Среди современных исследователей существуют разногласия относительно философской основы Возрождения. Суть разногласий касается главным образом соотношения в Ренессансе платонизма и аристотелизма. Некоторые авторы отдают предпочтение первому, считая, что философской основой Возрождения явился христиански переработанный неоплатонизм. Другие наряду с платонизмом подчеркивают значение для Возрождения трудов Аристотеля. Вместе о тем общим для современных исследователей Ренессанса является признание того, что для характера возрожденческой культуры решающим явился новый подход к античности, отличный от свойственного средневековью. Он определяется чувством исторической дистанции по отношению к древности. Средневековые схоласты воспринимали античных авторов в известном смысле как современников. Во всяком случае, историческая дистанция не принималась в расчет в качестве важного фактора подхода к древним. Именно поэтому древние мыслители, прежде всего Аристотель, воспринимались как незыблемые авторитеты, которых следует понять и истолковать. Историческая дистанцированность позволила Возрождению поставить задачу не только понимания и истолкования, но и оценки. Она позволила обращаться с идеями античности более раскованно и свободно. Одновременно возникло желание «воскрешения» древности, но воскрешения мысленного, воображаемого, а не реального, ибо понятие исторической дистанции отчетливо указывало на безвозвратность прошлого. Следовательно, можно воскресить отдельные наиболее важные элементы прошлого, дополнив и обогатив ими современность. Отсюда и возникает тот характерный для Возрождения интерес к древности, который переходит порой в настоящее поклонение. Античность становится основой гуманизма Возрождения.
2. Великие художники и творцы итальянского Ренессанса (примеры).
2.1. Микеланджело Буонарроти
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в семье флорентийцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 году стал учеником художников братьев Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм. Вскоре Микеланджело начал работать над скульптурами для коллекции Медичи и привлек внимание Лоренца Великолепного. Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения — статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме — скульптурную композицию «Пьета»(1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы. По заказу папы Юлия II он выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы (1508—1512), представляющую библейскую историю от сотворения мира до потопа и включающую более 300 фигур. В 1534—1541 в той же Сикстинской капелле для папы Льва X исполнил грандиозную, полную драматизма фреску «Страшный суд». Поражают своей красотой и величием архитектурные работы Микеланджело. В произведениях Микеланджело, во многом определивших развитие европейского искусства как 16 в., так и последующих столетий, отразились с наибольшей силой не только глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, но и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для культуры Позднего Возрождения
2.2. Леонардо Да Винчи.
Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 15 апреля 1452, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель), яркий представитель типа «универсального человека» (лат. Homo universale) — идеала итальянского Ренессанса. Явив собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Леонардо да Винчи был основателем искусства Высокого Возрождения, гениальной личностью, подобную которой трудно найти во всей истории человечества. Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции. Сын флорентийского нотариуса и крестьянки, ученик Вероккио в области живописи, быстро опередивший своего учителя, Леонардо да Винчи жил и работал сначала в купеческой Флоренции, затем при дворах различных князей, всюду предлагая грандиозные планы и нигде не находя настоящего понимания. Усталый и разочарованный, Леонардо да Винчи в январе 1516 принял приглашение короля Франциска I переехать во Францию и здесь прожил последние четыре года своей жизни в замке Клу (в Турени), завершая начатые работы. Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
* 1470 — Леонардо
да Винчи поступает в
* 1472 — член
Флорентийской Гильдии
* 1472—1477 — работа над: «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с Вазой»
* 1482 — приглашен ко двору Лодовико Сфорца в Милане
* 1487 — разработка
летательной машины —
* 1488 — картина «Дама с горностаем»
* 1489 — анатомические рисунки черепов
* 1490 — картина «Портрет музыканта»
* 1495—1498 — работа над картиной «Тайная вечеря»
* 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера
* 1503 — возвращение во Флоренцию
* 1503 — картины «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и «Мона Лиза»
* 1505 — наброски полёта птиц
* 1506 — возвращение
в Милан и служба у короля
Франции Людовика XII (в то время
контролировавшего север
* 1507 — изучение строения человеческого глаза
* 1509 — роспись в соборе Святой Анны
* 1512 — «Автопортрет»
* 1512 — переезд в Рим под покровительство папы Льва X
* 1514—1516 — работа над картиной «Иоанн Креститель»
* 1516 — переезд
во Францию в качестве
Творчество Леонардо да Винчи
Единственное
его изобретение, получившее
Леонардо
да Винчи интересовали проблемы полета.
В Милане он делал много рисунков
и изучал летательный механизм птиц
разных пород и летучих мышей.
Кроме наблюдений он проводил и опыты,
но они все были неудачными. Леонардо
очень хотел построить
Леонардо да Винчи начал интересоваться гидравликой работая в мастерской Вероккио во Флоренции, занимаясь фонтанами. В Ломбардии, где передовые технологии канализации существовали еще с античных времен, он применил свои знания на деле.
Творец
«Тайной вечери» и «Джоконды»
проявил себя и как писатель, рано
осознав необходимость
Информация о работе Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи