Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 18:55, контрольная работа
Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имеющий мировое значение.
2.3. РАФАЭЛЬ САНТИ
РАФАЭЛЬ
САНТИ (1483 - 1520), итальянский живописец
и архитектор. Представитель Высокого
Возрождения. С классической ясностью
и возвышенной
Рафаэль родился в 1483году в городке Урбино. Первые уроки рисования и живописи он получил у своего отца - художника и поэта Джованни Санти. В 17 лет Рафаэль приехал в город Перуджу и стал учеником художника Перуджино. В 1504 году Рафаэль приезжает во Флоренцию - город, где в то время живут и работают величайшие художники Италии Леонардо да Винчи и Микеланджело. Здесь есть у кого учиться. И Рафаэль учится. Учится и работает. Более всего в это время его привлекает образ мадонны (богоматери) с ребенком - "периодом мадонн" называют флорентийский период творчества Рафаэля. Нежной и юной матерью изображает Рафаэль мадонну, он прославляет в ней гармоничного человека, прекрасного душою и телом. Мадонны Рафаэля полны такой прелести, что один из счастливых владельцев его картины, изображающей мадонну ("Мадонна Грандука"), герцог Тосканский, никогда не расставался с ней и даже возил с собой в путешествиях. Написанный в эти годы автопортрет совершенно естественно входит в цепь прекрасных образов, созданных им: так обаятелен, изящен и приветлив молодой художник. В 1508 году папа Юлий 2 вызвал Рафаэля в Рим и одновременно с другими художниками поручил ему роспись "станц" - парадных залов Ватиканского дворца. Вскоре Юлий 2 приказал рассчитать всех художников и поручил всю роспись Рафаэлю. С1509 года по 1517 год были расписаны три зала, лучший из них Зал печати - Станца делла Сеньятура. Каждую из четырёх стен этого зала занимает огромная фреска: "Поэзия", "Богословие", "Правосудие" и "Философия" ("Афинская школа"). На фреске "Афинская школа" изображен просторный залитый солнцем храм, у его входа беседуют и спорят между собой знаменитые греческие философы и их ученики. Над ними возвышаются две статуи: Аполлона - бога красоты и Афины - богини мудрости. Последняя арка храма своим светлым проемом выделяет фигуры двух величайших мыслителей древней Греции - Аристотеля и Платона. Создавая образы идеальных, рождённых его творческим вдохновением прекрасных людей, Рафаэль не уклонялся, как Микеланджело, от создания портретов современников. Наоборот, он умел остро передать в портрете характер человека, умел выявить его лучшие черты и сохранить при этом поразительное сходство. О портрете Юлия 2 современный художнику историк искусств Вазари говорит: "Он исполнил ещё маслом портрет папы Юлия так живо и правдоподобно, что было жутко на него глядеть, словно бы и в самом деле он сидел перед нами живой..." Умевший так точно передать в портрете неповторимую внешность, неповторимую духовную жизнь человека, Рафаэль совсем по-другому работал над образом мадонн. Художник говорил, что, рисуя мадонну, он вспоминает всех красавиц, виденных им в жизни. Величественный образ женщины создал в прославленной "Сикстинской мадонне". Мадонна нарисована в рост, она идет она идет по облакам навстречу своей страшной судьбе, зная, что для счастья людей должна отдать смерти самое дорогое, что у нее есть, - сына. Обычный религиозный сюжет превращается в прославление величия человека, способного во имя высшего долга идти навстречу мукам и смерти. Внутренней красоте подвига соответствует внешняя красота мадонны - это высокая, стройная, сильная женщина в полном расцвете своего обаяния.
Имя Рафаэля
как архитектора связано со
строительством дворцов, вилл, церкви,
небольшой часовни. В 1514 году папа
Лев 10 поставил Рафаэля во главе
строительства величайшего в
мире скульптурного храма - собора святого
Петра. Рафаэль должен был изменить
проект и продолжить строительство.
"Но в мечтах своих, - писал Рафаэль,
- я думаю о большем! Я желал
бы воскресить чудные формы античных
сооружений..." Он мечтал о "воскрешении
древнего Рима" - титаническом предприятии,
достойном художника
Смерть прервала эту работу Рафаэля. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет он умер. Его похоронили в одном из красивейших зданий Рима - в Пантеоне, который стал усыпальницей великих людей Италии.
3. Почему
культуру Возрождения называют
эпохой гуманизма? В каких
Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего обратим внимание на значение термина «гуманизм». Его происхождение связано с понятием studia humanitatis — букв, «гуманитарные студии». Так начиная с XIV в. обозначали комплекс учебных дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Возрождение, конечно, было связано с занятиями именно этими дисциплинами. Их изучение издавна строилось на знакомстве с античными авторами. Однако гуманисты Возрождения увидели в «гуманитарных студиях» не просто некоторые дисциплины, занятые изучением человека, а главное — средство его развития и возвышения. Если другие учебные предметы призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, формированием человеческого в человеке. Осознав особое значение гуманитарных занятий, Возрождение особо акцентировало и значение античного наследия для воспитания человечности. Начиная с Ф. Петрарки (XIV в.), обнаружилась отчетливая тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматриваются теперь в качестве истинных учителей человеческого. Под «человеческим» гуманисты стали понимать совокупность качеств (humanitas), требующих специальной тренировки по их формированию. Среди них: изысканность вкуса, красота языковых форм и речи, утонченное отношение к жизни, способность вызывать ответную симпатию. Обращает на себя внимание яркая эстетическая направленность в понимании человеческого. Возрожденческий гуманизм есть в первую очередь эстетический феномен. Это всегда надо иметь в виду, в частности, по той причине, что гуманизм в русской традиции чаще ассоциируется не с эстетической, а нравственно-этической направленностью. Отечественная традиция трактует гуманизм в смысле защиты слабых, милосердия и сострадания; гуманизм западноевропейского Возрождения не имеет с таким пониманием ничего или почти ничего общего. Конечно, в нем присутствует и нравственный момент. Однако он понимается специфически и стоит далеко не на первом месте.
Неудивительно,
что обращение к античным авторам
как к первым учителям человеческого
в человеке прочно связало возрожденческий
гуманизм со словесностью, с культурой
слова. Красота языковых форм и речи
воспринимается гуманистами Возрождения
в качестве важнейшей части изящества
человека. Такой взгляд в значительной
мере предопределен прямым влиянием
античных авторов, ведь известно, что
в древнегреческой мудрости искусство
слова оценивалось
Новый подход
к языку стал возможен благодаря
уже упомянутому чувству
Стихия языкового и речевого творчества — подлинная стихия гуманизма Возрождения. Вне этой стихии невозможна организация и созидание жизни в соответствии с античными образцами. А именно такой жизнью стремятся жить гуманисты. Характерно, что понимание гуманистами изучения античного наследия сохранило свое значение на долгое время. Так, спустя несколько столетий немецкий мыслитель Ф. Шлегель (1772—1829), воспроизводя идею гуманистов, писал: «Жить по канонам классического периода, реализовать в себе самом античность — вот основная цель филологии». В этом смысле культура Возрождения в значительной мере филологическая. Культура письменной и устной речи выходит на передний план и составляет неотъемлемую и характерную черту возрожденческого гуманизма. Высоко ценится изящество речи, ее правильная тональность, умение расположить собеседника и одновременно затронуть и убедительно раскрыть темы, в первую очередь не мелкожитейские, а возвышенные. Собственно, сам язык взывает к возвышенному: только в применении к возвышенному раскрываются красота и мощь языкового общения. Не меньшее значение имеет и другая сторона: язык в блеске и виртуозности раскрытия заложенных в нем возможностей, в правильности грамматических и речевых конструкций возвышает и облагораживает человека. Приподнятость и торжественность речи гуманистов — характерная ее черта, о которой легко составить представление по многочисленным произведениям, дошедшим до нашего времени. На основании сказанного можно сделать вывод о том, в частности, что для гуманизма Возрождения характерен своеобразный «языковой» стиль мышления, отличный от того, который следует назвать по преимуществу логическим. Последний был характерен для средневековой схоластики. Схоласты делали ставку в первую очередь на логику. Оттого их произведения более отличаются строгостью и сухостью, чем яркостью и красочностью. Гуманисты делают ставку на внушающее и возвышающее воздействие языка, хотя, конечно, они не пренебрегают логикой. Их произведения — это шедевры искусства слова, отличающиеся богатством речевых и языковых форм, изысканностью стиля, поэтически приподнятые и красочные, а не сухие логические трактаты. В культе языка ярко проявляется сущностная черта возрожденческого гуманизма — его не теоретическая, а в первую очередь практически-жизненная направленность. Согласно А.Ф. Лосеву, «гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм». «Во-вторых, это не просто светское свободомыслие, но общественно-политическая, гражданская, педагогическая, бытовая, моральная и иные практические стороны этого свободомыслия»2. Таким образом, важнейшей чертой гуманизма является его практическая направленность. Это отнюдь не значит, что гуманисты не строят теорий или не пытаются их строить. Это значит, что теория для них не самоцель. В отличие от средневековой схоластики, в которой безупречность теоретического построения была важна сама по себе, в гуманизме теория должна прямо и непосредственно служить практически-жизненным интересам. Она должна отвечать на вопрос «как жить?». Как жить конкретному живому человеку, индивиду, в значительной мере живущему не церковной, а светской жизнью. Индивид, личность ставится в центр теоретических построений. Мысль гуманистов идет не от божественного к личному, а в обратном направлении — от личного к божественному. В гуманизме сохраняется принципиальный антропоцентризм христианского мировоззрения. Это объединяет его не только со схоластикой, но и с патристикой (святоотеческой литературой) — во всех случаях, в том числе, конечно, и в возрожденческом гуманизме, человек рассматривается как наиболее значимая часть тварного (земного) мира. Однако гуманизм делает шаг, невозможный для предшествующих форм христианского мировоззрения (основные из которых патристика и схоластика), — личность становится отправным пунктом и основой мировоззрения. Сквозь призму личности рассматриваются все темы и вопросы, начиная от социально-этических и кончая религиозными. Становится понятным, почему гуманизм оказывается не чем иным, как культом творческой индивидуальности. Гуманизм открывает перспективу безграничных возможностей человеческого индивида. Это открытие производит на самих гуманистов крыляющее и воодушевляющее действие. Отсюда их энтузиазм и поистине юношеский задор, выраженный как в жизненной практике, так и в произведениях. Самореализация личности мыслится гуманистами прежде всего в плане художественно-эстетическом. В творчестве видят они главный путь раскрытия способностей человека. Одновременно сама жизнь и человеческая личность представляются гуманистам чем-то вроде произведения искусства. С одной стороны, гуманисты далеки от идеи о могуществе человека в плане техническом. У них не возникает мысли о преобразовании природы при помощи техники. Эта мысль — приобретение гораздо более поздней эпохи. С другой — гуманисты столь же далеки от плоского утилитарно-практического эгоизма. Последнее вполне естественно: для людей, воспитанных в христианской традиции, впитавших ее, а затем дополнивших свое понимание христианства идеями античной мудрости, утилитарный практицизм не мог стать осознанной программой. Поэтому самореализация личности видится гуманистами в первую очередь на путях духовного творчества, художественного оформления жизни и своей личности. Всякая деятельность, независимо от ее характера, окрашивается гуманистами в эстетические тона. Примечательно, что создание произведений культуры мыслится гуманистами как часть творения собственной личности. Более того, именно по этой причине духовное творчество столь привлекательно для гуманистов: оно есть путь творения человеком самого себя и своего бытия. Жизнь гуманистов — это свободное от внешних авторитетов, напряженное эстетическое самоутверждение, не лишенное самолюбования. Такая жизнь не может не быть острым соперничеством творческих индивидуальностей, каждая из которых стремится к максимальному самоутверждению. Чем оборачивается на практике установка на самоутверждение личности, показал исторический опыт Возрождения.
4. Что такое
Реформация и Протестантизм?
Что реформировали
Протестантизм, начало которому положила эпоха Реформации, является одним из самых распространенных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Как исповедание веры он существует уже пять столетий и в наши дни охватывает своим влиянием около полумиллиарда людей во множестве стран мира. Учения и организации в протестантизме столь многообразны, количество имен духовных лидеров и мыслителей столь обширно, что невозможно исчерпывающе отразить их в рамках небольшого словаря. Поэтому цель нашего издания ограничивается начальным ознакомлением всех интересующихся с наиболее значимыми, по мнению составителя, понятиями и персоналиями протестантизма.
Неизбежная при этом избирательность, а также разная степень детализации лишь подчеркивают многомерность как самого предмета, так и существующих его интерпретаций. Приоритет был отдан раскрытию вероучительных и теологических аспектов протестантизма, истории становления его основных разновидностей. При разработке справочного материала всегда большое значение имеют источники, которые использует составитель. Они представлены в библиографическом разделе данного издания. Количество зарубежных трудов о Реформации и протестантизме уже не поддается исчерпывающему охвату. Объем написанного в России также весьма велик. Массовому российскому читателю большинство этих изданий малодоступно или недоступно вовсе. В то же время, даже выборочное указание круга авторов и названий может способствовать дальнейшему более основательному знанию предметной области, очерченной в словаре. Поэтому было решено привести литературу, во-первых, на русском языке; во-вторых, за небольшими исключениями, вышедшую преимущественно в последние несколько десятилетий.
В содержании большинства статей присутствуют перекрестные ссылки, указывающие на более подробное разъяснение некоторых понятий в других статьях словаря. Названия церквей, организаций, идейных течений, имена и термины, которым посвящены отдельные статьи, в тексте выделены курсивом. В конце словаря приводится алфавитный указатель упоминаемых имен и названий.
Появление протестантизма связано с революционными для христианства событиями в Европе раннего Нового времени, получившими общее название Реформации. За этим названием стоит совокупность разноплановых религиозных преобразований, приведших к радикальному изменению прежнего уклада в западнохристианском мире. Формально начало Реформации датируется 31 октября 1517 г., когда Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов к диспуту о прояснении действенности индульгенций, с осуждением в них ряда злоупотреблений римско-католической церковной иерархии. Завершение чаще всего принято относить ко времени окончания Тридцатилетней войны в Европе XVII в. Однако исторические границы Реформации, равно как и ее причины, смысл и последствия, по сей день остаются предметом дискуссий и исследований.
Собственно протестантизм, как терминологически обозначенное явление, возникает после 1529 г. Тогда в Шпейере состоялся очередной имперский съезд глав германских княжеств и вольных городов. На нем, по настоянию императора Карла V и католического дворянства, составлявшего большинство собравшихся, было отменено решение предыдущего рейхстага 1526 г. о свободе правителей в выборе церковного устройства для своих подданных. Среди участников были руководители земель и городов, где уже состоялась лютеранская церковная реформа. Свое несогласие с указанной отменой они выразили, заявив "Протестацию". С той поры приверженцев Реформации в Германии, а затем и в др. странах начали называть протестантами. Это название не сразу стало повсеместным. В XVI-XVII вв. чаще использовались иные - евангелические христиане, реформаты, пуритане, евангелики. О протестантах обычно говорили в связи с конкретными историческими событиями времен немецкой Реформации. Но с масштабным распространением реформационных идей и настроений, умножением и дифференциацией числа следующих им религиозных сообществ, термин протестантизм оказался наиболее приемлемым обозначением для всего спектра церквей, деноминаций и сект, имевших общие вероучительные истоки.
Строго говоря, идеология Реформации
не может быть изложена как
некая цельная система
Информация о работе Общая характеристика культуры Возрождения. Парадоксы эпохи