Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:40, реферат
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку, характеризуется рядом признаков
Общество как целостная социокультурная система реферат
РЕФЕРАТ
по курсу «Естествознание»
по теме: «Общество как система»
1. Признаки системности общества
Общим для многих интерпретаций
общества является характерный для
современной науки системный
подход. Общество мыслится как целостная
динамическая система. Система —
это упорядоченное множество
взаимосвязанных элементов, обладающее
структурой и организацией и образующее
целостное единство. Общество с позиций
философии и социологии представляет
собой сложную систему, поскольку,
характеризуется рядом
2. Функции и институты общества
Как способ существования людей, общество должно функционировать, т. е. выполнять определенный набор функций:
производство материальных благ и услуг;
воспроизводство и социализация человека;
духовное производство и регулирование активности людей;
распределение продуктов труда (деятельности);
регламентация и управление деятельностью и поведением.
Для реализации этих функций
формируются соответствующие
Потребности и формы их выражения (стремления, ценности, интересы) играют большую роль в жизни как отдельного человека, так и групп людей, регионов и всего общества. Эта роль состоит прежде всего в том, что и само общество, как способ существования человека, и производство выполняют основную функцию — удовлетворение потребностей людей. Потребности, как личные, так и общественные, выступают одной из основных движущих сил развития производства. Но чтобы потреблять продукт, его необходимо произвести. Человек также является результатом определенного процесса воспроизводства.
В воспроизводстве человека следует различать два аспекта:
биологическое производство человека, а также ежедневное возобновление его сил и способностей;
производство социальное, т. е. включение индивида как социального субъекта в функционирование общественного механизма.
В общественном производстве
выделяется духовное производство. В
процессе духовного производства осуществляется
создание духовных ценностей, социальная
роль которых состоит в духовном
регулировании поведения и
Распределение продуктов труда (деятельности), как элемент функциональной структуры общества, осуществляется в процессе обмена произведенными благами, людскими ресурсами и духовными ценностями на рынке. Поэтому рынок — это широкая социальная система, охватывающая все сферы социальной жизни.
Регламентация и управление
деятельностью и поведением людей
представляют собой установление правил
и норм, и принуждение к их исполнению.
Процесс регламентации
В современном обществе существуют десятки социальных институтов: государственных, правовых, культурных, религиозных, идеологических.
Ключевыми институтами с точки зрения организации общества являются наследование, власть, собственность и семья.
Институциональная структура общества является сложным и разветвленным образованием. Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые Деления на более мелкие, неосновные институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, включают множество особых устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты.
В системе политических институтов
современного общества выделяются, наряду
с ведущими институтами власти, демократические
институты политического
В системе правовых институтов выделяются такие составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.
В структуру религиозных институтов (на примере христианства) входят институты целибата (безбрачия священников в католичестве), епископата, крещения, исповеди, монашества и т. п.
Внутри социального института родства, наряду с основными институтами семьи и брака, развиваются институты материнства и отцовства, побратимства, наследования, имя наречения и др.
Социальные институты определяют общество в целом, каждый институт выполняет общественно значимую функцию.
3. Основные сферы жизни общества и их взаимосвязь
Общество — это сложная динамическая система, включающая в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни.
Экономическая, или материально-
Социальная сфера — это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями (классами, нациями, социальными слоями и т. п.), их ролью в жизни общества.
Политическая, или политико-правовая
сфера — это область
Духовная сфера — это область, общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных институтов, в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности.
Развитие каждой из сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям, но самостоятельность сфер относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере, напряженность в социальных отношениях, дезорганизацию людей в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем.
Во взаимосвязях между сферами общественной жизни выделяют причинно-следственные и функциональные связи. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что все сферы образуют иерархическую структуру, т. е. находятся в соотношении субординации, подчиненности. Марксисты четко указывают на зависимость всех сфер от экономической сферы и их обусловленность экономической сферой, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. При этом марксисты подчеркивают, что экономическая сфера является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других сфер общественной жизни. Они не отрицают обратного воздействия, других сфер на экономику.
Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии. Главный упор делается на то, что каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. Например, функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию целедостижения - политическая сфера и т. п.
4. Многовариантность общественного развития: источники и движущие силы
Изменения в обществе связаны с непрерывным процессом его функционирования, постоянной деятельностью людей по удовлетворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности более разнообразными становятся ее виды, постепенно совершенствуются навыки и способности людей. Помимо этих повседневных, относительно медленных изменений, в обществе происходят и более крупные изменения, источники которых находят либо в изменениях природных основ социальной жизни (Ш. Монтескье, А. Чижевский, Л. Гумилев), либо в изменениях производственных отношений, орудий труда, методов организации производства (К. Маркс, У. Ростоу), либо в изменениях культурных, духовных ценностей (Г. Гегель, П. Сорокин). Каждый из этих источников — природный, экономический, культурный — оказывал определенное воздействие на развитие общественной жизни, хотя их роль не всегда была равноценной.
Природные, экономические и культурные факторы теснейшим образом связаны между собой. Например, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины. Изобретение и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индустриального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс науки, техники, как убедительно показывает исторический опыт, изменяют все сферы общественной жизни, структуру различных общностей людей, их культуру и способ удовлетворения потребностей.
Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XX в. достижений науки из США и Западной Европы содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический период Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводимая господствующими силами политика изоляционизма, недопущения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания социальных структур и институтов.
Движущей силой действий
каждого человека или общества в
целом как социальной системы
является интерес. Содержание интереса
определяется условиями жизни людей
и их общностей, местом в системе
общественных отношений. Интерес является
реальной причиной социальных действий,
событий, которые стоят за непосредственными
мотивами, идеями индивидов. На основе
общности интересов происходит объединение
людей в социальные группы. Интересы
людей чрезвычайно
В жизни общества постоянно происходит нормативное оформление интересов, придание им социальной формы, определение способов их реализации. Система интересов как бы «встраивается» в социальное взаимодействие людей. В целом можно сказать, что движущие силы общественного развития — это деятельность людей, социальных групп и слоев, социальных общностей, в основе которой лежат определенные интересы, осуществляемая указанными социальными субъектами.
Существуют различные
подходы к анализу мировой
истории, в процессе которой идет
развитие общества. Один из них —
линейно-стадиальный или
Своего наивысшего развития
линейно-стадиальное понимание
Первичная формация, или доклассовое общество.
Вторичная формация, или классово-
первая — азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный способы производства. Азиатский способ. производства существовал в странах древнего Востока и характеризовался отсутствием частной собственности на землю, сильной централизацией государственной власти, выполнявшей хозяйственные функции и выступавшей в форме восточной деспотии;
вторая капиталистический способ производства.
За точку отсчета, критерий
в этом формационном делении общества
признается человеческая производственная
деятельность, прежде всего характер
труда и способы включения
в процесс производства. Для первых
двух формаций основным механизмом включения
человека в производственную деятельность
является внешнее принуждение. В
первобытном обществе побудительным
мотивом, заставляющим человека производить,
осуществлять свою деятельность, выступает
природная необходимость в