Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:40, реферат
Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход. Общество мыслится как целостная динамическая система. Система — это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и образующее целостное единство. Общество с позиций философии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку, характеризуется рядом признаков
В коммунистическом обществе, по Марксу, будет достигнут такой уровень экономического развития, при котором станет возможно обеспечение полноценного "и подлинного развития личности.
Критикуя марксистскую теорию формаций, ряд исследователей тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. Во 2-й половине XX в. усилиями прежде всего американских социологов Д. Белла и Q. Тоффлера был разработан стадиально-циви- лизационный вариант линейно-стадиального подхода к развитию общества. Руководствуясь критерием уровня технологии, ученые разделили историю человечества на три стадии — аграрную, индустриальную и постиндустриальную, выделив тем самым определенные исторические типы общества. Каждая из стадий имела своим началом социо-технологическую революцию: неолитическая революция, положившая начало цивилизационному этапу развития человечества, знаменовала собой переход от первобытного общества к аграрному, индустриальная революция XVIII— XIX вв. привела к машинному производству и индустриальному обществу, информационная революция конца XX в. ведет к становлению постиндустриального общества.
5. Исторические типы общества
Аграрное общество характеризуется господством натурального сельскохозяйственного производства, которое носило ограниченный, замкнутый, локальный характер. Устойчивой структуре потребностей, сформировавшейся в данный период, способствовала и традиционность производственных отношений. Технические инновации распространялись крайне медленно. Личная зависимость охватывала не только отношения в производстве, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления. Принадлежность к коллективу (общине, касте, сословию) определяла место человека в обществе, характеризовала его образ жизни, особенности его жизни (масштабы личного богатства, источники пополнения доходов и т. д.). Вся совокупность отношений, сложившихся в данный период, закреплялась традициями, нормами морали, отражалась в социальной психологии, освящалась религией.
Индустриальное общество возникло с преодолением жесткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции, связанной с изобретением паровой машины. Объективными факторами перехода от естественных производительных сил к общественным стало развитие системы орудий труда, машинной техники, технологии. Углубляется разделение труда, развиваются его специализация (предметная и функциональная), кооперация и комбинирование, широко распространяются научные знания. Тем самым создаются предпосылки для ослабления зависимости не только от внешней природы, но и от ограниченных биологических возможностей самого человека. Решающую роль в социальной жизни индустриального общества играют промышленники, а центрами социальной организации становятся промышленные корпорации.
Становление постиндустриального
общества обусловлено превращением
науки в производительную силу общества.
Всеобщие производительные силы становятся
главным элементом
Понятие цивилизационного подхода к развитию общества весьма сложно и неоднозначно вследствие неопределенности самого понятия цивилизации. Содержание этого понятия менялось на протяжении его истории. Сторонники теорий локальных цивилизаций, прежде всего немецкий философ О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби, изучали в качестве цивилизаций большие исторически сложившиеся общности, занимающие определенную территорию и имеющие свои особенности социально-экономического и культурного развития, которые они считали уникальными. Отсюда следовал вывод, что нет единой мировой цивилизации, а есть отдельные локальные цивилизации, функционирующие по своим собственным внутренним правилам. По теории А. Тойнби, в настоящее время в мире существуют пять цивилизаций: западнохристианская, восточнохри- стианская, исламская, индуистская, дальневосточная буддистско-конфуцианская. Цивилизация возникает в результате специфического сочетания двух условий: наличия в данном обществе творческой элиты и среды, которая не слишком благоприятна для развития, но и не слишком враждебна. Она развивается в процессе взаимодействия вызова и ответа. Если среда умеренно неблагоприятна, она непрерывно бросает вызов обществу, и общество посредством своего творческого меньшинства, элиты успешно отвечает на вызов и решает свои проблемы. Прогресс цивилизации заключается не в развитии техники, установлении власти над природой, а в ее самоопределении и самовыражении. Причины надлома цивилизаций кроются в упадке творческих сил элиты, ослаблении подражания ей со стороны большинства народа, и в итоге общество утрачивает свое социальное единство.
Различные подходы к развитию общества имеют свои достоинства и недостатки. Например, линейно-стадиальные подходы недооценивают роль культуры, духовной сферы в жизни общества, а локально-цивилизационный подход не учитывает все возрастающих связей между различными цивилизациями. Но прежде всего надо помнить, что история науки об обществе предостерегает от чрезмерного увлечения какой-либо идеей или теорией, но требует внимательного и уважительного отношения ко всему ценному, что создано мыслителями разных исторических эпох и разных народов, с тем, чтобы продвигаться дальше. Для углубления нашего понимания процессов развития общества необходимо дальнейшее серьезное сравнительное изучение, всевозможных аспектов бытия разных цивилизаций.
6. Эволюция и революция
как формы социального
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (например, постоянные изменения в содержании и организации образования), на уровне малых и больших социальных групп (например, возрождение в 90-е гг. XX в. в России социальной группы предпринимателей), на глобальном уровне (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и застой и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и др.).
По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы — эволюционные и революционные социальные изменения — эволюция и революция. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.
Эволюционные изменения
могут организовываться сознательно.
В таких случаях они
Революционные изменения отличаются от эволюционных существенным образом. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже всеобщие, в-третьих, как правило, опираются на насилие. Революция — предмет ожесточенных споров и дискуссий представителей различных общественных наук. Революционные изменения зачастую организуются сознательно. Впервые о возможностях революционного преобразования общества заговорили идеологи эпохи Просвещения. Идею закономерности революций защищал марксизм. К. Маркс назвал революции «локомотивами истории». Весь XIX в. прошел в Европе под влиянием Великой французской революции конца XVIII в., революционные идеи овладевали миллионами умов. XX в. дал миру новую волну революций. Революционные потрясения захлестнули Россию, ими оказались охвачены и далекие от Европы страны. Таким образом, последние несколько столетий социальные изменения во многих уголках земного шара происходили в результате революций, подчас очень длительных и кровавых. Возник вопрос о том, не слишком ли дорогой ценой за прогресс является революция. Революционная идея часто была связана с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к благу, оно порождает только насилие. В то же время революционные изменения нередко действительно способствовали решению назревших социальных проблем, активизировали значительные массы населения, благодаря чему ускорялись преобразования в обществе.
Некоторые исследователи
полагают, что насилие не является
непременным атрибутом
7. Общественный прогресс и его критерии
Развитие в истории
часто отождествляется с
Что касается просветителей
XVIII в., то Вольтер видел в прогрессе
прогресс человеческого ума, существенная
роль в котором принадлежит
В XIX в. развитие естествознания усилило стремление рассматривать прогресс беспристрастно, описывать его как объективное явление. В основу этого стремления легла эволюционная теория, базирующаяся на представлении о мире (природном и социальном) как о некоей цепочке причинно-следственных связей, предопределенных первопричиной, в которой и скрыт весь смысл эволюции, всей общественной истории. Прогресс стал пониматься как нечто неизбежное, идущее от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. При этом прогресс становится оправданием тех или иных действий — праведных или неправедных, ведущих к созиданию или разрушению. Поэтому философское осмысление прогресса и его антипода — регресса продолжало оставаться актуальным и в XX в.
Если в качестве одного из основных критериев прогресса принимать усложнение форм жизни, приспособляемость и конкурентоспособность, то на сегодняшний день мы имели бы самых приспособленных представителей как животного, так и общественного мира. Однако еще Ч. Дарвин заметил, что многие современные виды примитивнее вымерших. Прогресс часто приравнивался к специализации усложнению. Между тем многие ученые считают специализацию эволюционным тупиком. Простейшие микроорганизмы в эволюционном плане гораздо долговечнее, чем появившиеся позднее более сложные организмы.
Если определять прогресс с точки зрения жизни как таковой, то его следует рассматривать как все большее противостояние смерти, или энтропии (энтропия — нарастающее ослабление связей между элементами системы). В ходе прогрессивного развития организмов уменьшается вероятность их гибели от непредвиденных обстоятельств.
При определении критериев
общественного прогресса
В XX в. с его мировыми войнами, жестокими тоталитарными режимами, техногенными катастрофами число безоговорочных сторонников прогресса сократилось, но сама идея прогресса выжила. Стала очевидной многомерность, противоречивость прогресса. Оказалось, что у великих достижений могут быть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. Например, прогресс в познании физического мира и освоении атома дал, с одной стороны, электричество, принес тепло и свет в наши дома, а с другой — привел к созданию ядерного оружия, способного уничтожить все человечество. В поиске универсальных критериев прогресса важно исходить из того, что прогресс — не цель, а только средство всестороннего развития человека, его счастья. Все прогрессы хороши, если они для человека, а не человек для них.
Подводя итог, можно сказать, что проблема прогресса сложна и многоаспектна. Приведенные точки зрения позволяют выделить в качестве универсальных его критериев следующие: