Обычаи и традиции – жизненная философия, ментальность и нравственность нации (на примере России и Кыргызстана)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:49, реферат

Описание

Всем известно, что у каждого народа существует свой сложный и достаточно обширный комплекс обычаев и традиций, который выделяет его среди других этносов, или же сближает, если народы родственные. Согласно Большому Энциклопедическому Словарю, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. Традиция же - (от лат. traditio — передача; предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Таким образом, оба эти понятия достаточно схожи и часто заменяют друг друга как синонимы.

Работа состоит из  1 файл

ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Лингвистический  Университет

Институт  международных отношений и социально-политических наук

Кафедра регионоведения 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по теме: 

Обычаи  и традиции – жизненная  философия, ментальность и нравственность нации

(на  примере России и Кыргызстана) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса

ИМО 7-5-1 361 англ/кирг группы

Герасюкова  Маргарита Витальевна 

Научный руководитель:

Байтерекова Женишкуль Саматовна 
 
 
 
 

Москва

2010 г.

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

 Всем известно, что у каждого народа существует свой сложный и достаточно обширный комплекс обычаев и традиций, который  выделяет его среди других этносов, или же сближает, если народы родственные. Согласно Большому Энциклопедическому Словарю, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. Традиция же - (от лат. traditio — передача; предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Таким образом, оба эти понятия достаточно схожи и часто заменяют друг друга как синонимы.

 В качестве основного  регулятора отношений между людьми обычаи и традиции выступают главным образом в архаических (докапиталистических) обществах, что связано с устойчивым и неподвижным характером социальной жизни и слабым развитием межкультурных отношений. С развитием капитализма, расширением связей между различными культурами, секуляризацией общественной жизни и т.д. власть обычаев и традиций в целом оказалась подорванной. Динамизм современной социальной жизни, развитие промышленности, средств массовой коммуникации, урбанизация усиливают этот процесс, выдвигая на первый план в качестве регулятора общественной деятельности социальные институты. Но, тем не менее, даже в условиях современной глобализации, традиции все равно сохраняются в сфере быта и морали каждого народа. Именно общие ценности, схожий взгляд на мир и одинаковые модели поведения делают нас этносом, то есть группой людей с объединенной культурой и самосознанием. Принятые в обществе нормы морали с детства закладывают в нас нравственность, а мировоззрение народа формирует жизненную позицию. В этом реферате я проведу сравнительный анализ русской и киргизской культур, дабы понять, как обычаи и традиции влияют на общий уклад жизни и менталитет этих двух этносов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Обычаи и традиции русского народа. 

Не секрет, что  любая общественная система, культура основываются на каких-либо постулатах и особенностях развития. Это совокупность взглядов на мир, научные открытия, географические особенности и т.п. Например, народы степи (кочевники), имеют одни стереотипы мышления, крайнего севера совершенно другие, а горцы отличаются от тех и других и т.д. Что мы знаем о русском характере, духе русского народа? В жизни русского народа нужно учесть два основных момента. Первое: влияние христианской идеологии на жизнь русского общества. Православие сумело войти в духовную жизнь русского общества. Христианство полноправно входит в жизнь и быт Русского общества и создает ту прочную связь с Русским народом, которая сохраняется, и по сей день. Второе: характерная черта христианства - это адаптация к местным условиям жизни любого общества. Общее мнение исследователей заключается в том, что православие вобрало в себя черты, нормы поведения, культурные традиции которые существовали у древних славян испокон веков до введения новой веры. Произошел - синкретизм, смешение и слияние различных элементов христианства и русского язычества. Также особое влияние на культуру России оказало нашествие татаро-монголов, а также ее срединное положение между Европой и Азией. Таким образом, Россия вобрала в себя черты и западной, и восточной культуры, оставаясь при этом самобытным православным государством. 

    1.   Обычаи, связанные с рождением ребенка.

Так как рождение ребенка символизирует начало новой  жизни, я считаю, что нужно начать именно с обрядов, связанных с этим радостным событием.

В русской семье  особенно важное значение придавалось  определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния — ей нужно было приданое. Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей. 
Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену. 
Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца вешались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами. Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней — иначе ребенок может родиться немым и т.д. В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам — нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Беременная женщина  в крестьянской семье пользовалась дополнительным вниманием. Ее освобождали, по возможности, от трудной работы и  пытались удовлетворить ее запросы в пище и питье. Часто крестьянки вообще мало обращали внимания на беременность и работали до тех пор, пока не начнутся роды. 
В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и роженицы, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья — в баню, хлев, сарай. С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха.

Без повивальной  бабки не обходилась ни одна крестьянская семья. Эта женщина обрезала пуповину, производила действия с последом, купала ребенка и мыла роженицу. К акушеркам, появившимся в деревнях во второй половине XIX века, крестьяне обращались крайне редко. Обычно повитуха жила или проводила большую часть дня у роженицы в течение трех дней. Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка — это всегда пожилая женщина безупречного поведения, не замеченная в неверности мужу. В некоторых местах считали, что повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои дети умирали. 

    1.   Традиции русского стола

Ещё со времён средневековой  древности в России возделываются  рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно  наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки  различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших  предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Но не только зерновые культуры возделывали предки русского народа. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. Продукты животного происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота, свиней, коз и овец, а также птицы - кур, гусей, уток.

Использование даров леса — одна из характерных  особенностей русской кухни. В старину  большую роль в питании играли лесные орехи. Лес был также источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки.

На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности  нашей страны — обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположением и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а так же озерных. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи.

Все, что формировалось  на начальном этапе русской кулинарной традиции, остаётся неизменным и по сегодняшний день. Главные составляющие традиционного русского стола: чёрный ржаной хлеб, разнообразные супы и каши приготовляемые практически каждый день, пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, а также наши традиционные напитки - мед, квас и водка.  

    1.   Русский национальный костюм

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды, что объясняется географическим положением России. Верхняя одежда делилась на накидную и распашную. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Основой мужской  одежды была сорочка или нижняя рубаха. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Наличие  ворота на рубашке предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками. Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, чернобурки. Шуба шилась мехом вовнутрь, сверху шубу покрывали сукном.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Женская  верхняя одежда не подпоясывались и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем. Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15 — 20 килограммов. Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались еще платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку, с широкими лентами позади. Русский национальный костюм стал менее распространён сначала после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Обычаи и традиции киргизского народа.

Становление киргизской культуры неразрывно связано с кочевой  цивилизацией, которая возникла и  получила всестороннее развитие на огромном евроазиатском пространстве и оставила глубокий неизгладимый след в мировой  истории. Материальная культура, социальная организация, духовная жизнь древних киргизов имели общие черты с культурой саков, усуней, гуннов, тюрков, монголоязычных племён Центральной Азии. Характеризуя нынешнее состояние и степень укоренённости ислама в общественном сознании киргизов, исследователи называют его народным или бытовым исламом. Такое состояние или характеристика ислама, прежде всего объясняется его синкретизмом — в киргизском исламе наряду с положениями ортодоксального суннитского ислама сосуществуют отдельные элементы таких домусульманских форм верований, как тотемизм, анимизм, фетишизм, культ природы и умерших предков, тенгрианство, шаманизм и др.

Информация о работе Обычаи и традиции – жизненная философия, ментальность и нравственность нации (на примере России и Кыргызстана)