Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:49, реферат
Всем известно, что у каждого народа существует свой сложный и достаточно обширный комплекс обычаев и традиций, который выделяет его среди других этносов, или же сближает, если народы родственные. Согласно Большому Энциклопедическому Словарю, обычай - это унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Обычай служит средством приобщения индивидов к определённому социальному и культурному опыту, передаёт его от поколения к поколению, регламентирует поведение индивидов, поддерживает внутригрупповую сплочённость, освящает различные объекты и социальные отношения. Традиция же - (от лат. traditio — передача; предание) элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Таким образом, оба эти понятия достаточно схожи и часто заменяют друг друга как синонимы.
Основные комплексы
обычаев, обрядов киргизского народа,
его материальная культура и в
условиях современной техногенной
цивилизации составляют органическую
часть культуры киргизов. В 20 веке народ
подвергся революционным изменениям.
Многие обычаи, обряды вышли из употребления,
но многие стороны материальной культуры
сохранились и получили дальнейшее развитие
в трансформированном виде, как главные
элементы традиционной куль туры.
2.1 Обычаи, связанные с рождением ребенка
Рождение ребенка считалось у киргизов самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода. Его благословляли на долгую и счастливую жизнь седобородые аксакалы и пожилые женщины. Ребёнок в семье — это продолжатель рода и его традиций, символ бессмертия народа. Поэтому ещё до рождения ребенка беременную женщину всячески оберегали от тяжёлых домашних забот, запрещали выходить за пределы аила без сопровождения, всякими магическими действиями оберегали от нечистых сил и злых духов. Для предохранения от них беременная женщина прибегала к разным амулетам. Для охранения рожающей женщины от злых духов во время родов в юрте днём и ночью горел огонь. Около очага клали нож остриём к двери. На решётчатый остов юрты — «кереге», над головой женщины вешали заряжённое ружьё. Эти предметы, по поверью, отпугивали и отгоняли злых духов и вредоносные силы.
По обычаю первой пищей новорожденного являлось топленное коровье масло — «сары май», которое ему давали сосать, затем надевали первую рубашку — «ит кейнек» — собачья рубашка. Все эти действия связаны с поверьем «ырым»: прожить долгую и счастливую жизнь, быть здоровым и выносливым.
По случаю рождения младенца существовал целый ряд действий, наполненный необычной радостью. Это «суйунчу» — оповещение, с целью получить подарок за сообщение радостной вести, «корундук» — подарки за право посмотреть новорожденного первый раз, «жентек» или «бешик той» — пир, который устраивают в честь новорожденного всем сородичам. Особое значение придавали наречению имени — «ат койуу». По обычаю женщина не давала имя ребёнку. Эта миссия предоставлялась уважаемому чел. в аиле или «азанчы», приглашённому к тому моменту или тому, кто первым увидел новорожденного. При наречении имени новорожденного внимательно осматривали, обращали внимание на характерные черты и после этого давали имя, которое должно было соответствовать ребёнку.
Сохранение и умножение
потомства, считалось у киргизов главной
заботой, смыслом существования. Обычай
иметь многочисленное потомство зародился
ещё в глубокой древности, когда многолюдный
род успешно справлялся с внешними опасностями.
2.2 Пища и связанные с ней традиции
Пища киргизов представляет собой важное этнокультурное явление. Скотоводческое хозяйство имело определённое значение в формировании со става пищи. Пища киргизов имела сезонный характер. В пищевом рационе преобладали молочное питание и мясо. Зерновые продукты, как составная часть пищи, стали появляться в процессе оседания кочевников и перехода к земледелию.
Киргизы употребляют в пищу баранину, конину, говядину, верблюжатину, козлятину, а также мясо яка. Особо ценятся баранина и конина.
Растительная пища состояла из пшеницы, кукурузы, жугары, риса, проса, овса. Готовили различные блюда из целых зерен крупы и муки. Это различные каши — «көжө», «ботко», похлебки — «умач», «максым», «жарма», а также блюда из теста.
Также у киргизов существовала практика заготовки продуктов питания впрок. Заготавливали в основном сушёные молочные продукты, масло и мясо.
У киргизов и сейчас в связи с приготовлением и приёмом пищи существует целый ряд обычаев и традиций, восходящий своими корнями в древность. При варке мяса в котле первым в воду опускают лучевую кость, затем остальные куски мяса. При приёме мясного блюда гости рассаживаются по группам из двух, трёх, четырёх чел., и едят мясо строго из своих тарелок. Каждому гостю дают соответствующие его общественному или родственному положению куски мяса баранины — «жиликтер». Существует обычай оставлять небольшой кусок мяса обслуживающим гостей или детям хозяина — «устукан», а также на дне обязательно нужно оставлять небольшое кол-во мяса для обслуживающих женщин. Если человек не соблюдал эти правила, то его действия осуждались общественным мнением, и он навсегда мог потерять уважение в обществе.
В современных
условиях этнокультурные традиции народа
сильно трансформированы, так как
ведущей тенденцией развития культуры
являются урбанизация и европеизация.
Однако, этнокультурные традиции даже
в изменённом виде продолжают существовать.
2.3 Одежда и обряды
Традиционная одежда киргизов является важной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия также оказывали большое влияние на одежду, у киргизов преобладали тёплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных.
Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась только качеством материала и количеством украшений у женщин.
Мужская одежда состояла из нательной и верхней одежды. Нательная одежда из распашной рубахи — «көйнөк», шаровар — «шым». Зимними видами одежды служили меховые шубы — «ичик», крытые тёмной тканью и с меховыми воротниками шалью. Особо ценились шубы из меха диких животных — волка, лисы, рыси и др. Головной убор у мужчин состоял из тюбетейки — «топу», войлочной шляпы — «калпак», меховой шапки без отворотов — «малакай», меховых шапок — «тебетей».
Женская одежда также состояла из нательной и верхней одежды. Нательными были платье — рубаха — «көйнөк» и шаровары.
Уникальными элементами женской одежды являлась распашная юбка — «бельдемчи», головной убор тюрбан — «элечек». Эти виды одежды носили замужние женщины. Головные уборы девушек обычно украшали перьями птиц, пришивали к ним различные украшения: серебро, жемчуг, коралл и др. Поверх платья-рубахи надевали короткую или длинную безрукавку — «чып тама», халат — «чапан», стёганный халат — «чеп кен».
Обычаи, обряды,
поверья, связанные с одеждой
и её составными элементами образуют
существенную часть культуры народа.
У киргизов не принято бросать головной
убор, забывать где попало, обменивать,
ходить с непокрытой головой и т.д.
Заключение
Таким образом,
проведя анализ некоторых обычаев
русского и киргизского народа, можно
заметить, что, несмотря на некоторое
сходство, это совершенно разные культуры
с собственным взглядом на мир
и жизненной философией. Бесспорно,
что эти культуры формировались под влиянием
географических, исторических, религиозных
и других факторов, что объясняет различия
между ними – Россия – издревле православная
страна, центральная часть которой расположена
на равнинах, Кыргызстан же – исламское
государство, окруженное горами и т.д.
Самобытные обычаи, связанные с воспитанием
детей, приемом гостей, этикетом и другими
важными составляющими бытовой жизни
с детства закладывают мировоззрение
и особый менталитет, который потом можно
наблюдать у каждого представителя конкретной
нации. Так как эти традиции непрерывно
передаются из поколения в поколение,
то можно быть уверенным, что даже надвигающаяся
глобализация и вестернизация не смогут
полностью их уничтожить.
Список использованной литературы: