Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:19, реферат
Культурология – это наука о культуре и предметом её являются
объективные закономерности общечеловеческого и национальных куль-
турных процессов, памятники, явления и события материальной и ду-
ховной жизни людей.
1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ : СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ.
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.
3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.
СОДЕРЖАНИЕ
1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ : СУЩНОСТЬ,
ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ.
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
И ЕЁ ФУНКЦИИ.
3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.
1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ
: СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ,
ОБЪЕКТ
Культурология – это наука о культуре и предметом её являются
объективные закономерности общечеловеческого и национальных куль-
турных процессов, памятники, явления и события материальной и ду-
ховной жизни людей.
Культурология изучает:
- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, форми-
руются и развиваются культурные интересы и потребности людей;
- культурология исследует участие людей в создании, приумноже-
нии, сохранении и передаче культурных ценностей;
- культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить осо-
бенности и достижения основных культурно– исторических типов.
Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций со-
цио-культурной среды современности.
Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы тео-
рии и истории мировой
культуры.
Предмет культурологи:
- объективные закономерности культурного процесса, как мирового,
так и национального;
- памятники и явления материальной и духовной культуры;
- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формиро
ванием и развитием культурных интересов и потребностей людей,
их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных
ценностей.
Объектом культурологии являются:
- культурные аспекты различных областей общественной жизни;
- выявление особенностей и достижений основных культурно-исто-
рических типов;
- анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.
Задача культурологии– построить «генетику» культуры, которая
не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и
национальном масштабах), но моглабы проигнорировать этот процесс,
в перспективе– управлять
им.
Выделяют следующие
периоды становления
- этнографический (1800 – 1860)
- эволюционистский (1860 – 1895)
- исторический (1895 –
1925)
В эти периоды происходило накопление знаний, формирование
представлений о предмете, выделение исходных оснований и ключе-
вых категорий. Исследования носили в основном академический ха-
рактер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала
очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и осо-
бенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали
востребоваться и применяться в самых различных сферах – в практи-
кемассовой коммуникации,
дипломатии, военном деле.
Вклады различных научных направлений:
1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные
направления: антропология, социология, психология, философия,
история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения куль-
турологии позволяет провести границу между ними;
2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной
деятельности и жизни людей, и это отличает ее от социологии;
3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусствен-
ным объектам и процессам;
4) если социальную философию можно представить как науку о смысле
индивидуального и общественного бытия, а историю – как теорию о
событийно-деятельстном содержании общественного бытия, то культу-
рология занята конкретно– историческими формами общественного
бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы куль-
турно-истрического типа, таки содержание регулирующих и упорядо-
чивающих это типы систем
ценностей и технологий деятельности.
3.ТИПОЛОГИЯ
КУЛЬТУРЫ
Культура как многоуровневая система
Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего
выделяют мировую и национальную культуру.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех нацио-
нальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура – синтез культур различных классов. Со-
циальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие
которой проявляется в духовной сфере: язык, литература, музыка, жи-
вопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического
уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства.
В соответствии с конкретными носителями выделяются также
культуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, про-
фессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного че-
ловека.
Структура культуры:
Материальная - включает в себя объекты, созданные руками че-
ловека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм,
орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое дру-
гое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют
символическое значение, выполняют определенную функцию и пред-
ставляют известную ценность для группы или общества.
Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, мо-
дели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, сим-
волы, мифы, идеи, обычаи, традиции.
Это тоже результат деятельности людей, но не руками, а разумом.
Нематериальные объекты нельзя видеть, слышать, осязать, они
существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим об-
щением.
Таким образом, под материальной культурой понимают средства
производства, орудия труда, продукты труда, способы практической
деятельности по созданию средств производства и потребления.
Под духовной культурой понимаются деятельность, направленная
га духовное развитие человека и общества, а также (результаты) про-
дукты этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые зна-
ния, духовные ценности.
Составляющие духовной культуры:
- политическая культура;
- правовая;
- эстетическая;
- этическая (нравственная);
- религиозная.
Субкультура и контркультура.
Субкультура (от лат. Sub – под)- это в чем-то ограниченная куль-
Тура определенной социальной общности, ограниченность которой обус-
ловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к
культуре в целом или сознательной самоизоляцией
Характерные черты:
- «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного
образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы
отделить заново субкультуру от остальных субкультур, и культуры
в целом;
- манеры поведения (походку, мимика, своеобразная жестикуляция и
т.д.);
- жаргон.
Контркультура- при определенных условиях субкультура перехо-
дит в контркультуру (от лат. сontra – против)– совокупность социаль-
но-культурных установок, крайне негативно ориентированных по
отношению к ценностям господствующей культуры и даже противо-
стоящих этой культуре. Сам термин введен в научный оборот амери-
канским социологом Т. Роззаком.
Основные элементы контркультуры:
- «наркотическая 1 культура»;
- «восточная мистика»;
- «оккультизм»;
-
«сексуально-революционная мистика тела».
Формы культуры:
- элитарная (высокая);
- народная;
- массовая.
1. Элитарная культура
Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной
частью общества либо по её заказу профессиональными творцами.
Составные части элитарной культуры:
- изящное искусство;
- классическая музыка;
- классическая литература.
Особенности
- элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеоб-
разованным человеком. Девиз элитарной культуры – «Искусство ради
искусства»;
- типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции
«чистого искусства» является деятельность художественного объе-
динения «Мир искусства»
(Россия, 10-е гг. XX в.).
2. Народная культура
В отличии от элитарной народная культура создается анонимны-
ми творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народ-
ную называют любительской ( но не по уровню, а по происхождению),
или коллективной.
Еще одно название народной культуры – фольклор.
Он всегда:
- локализован, так как связан с традициями данной местности;
- демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.
Народная культура включает:
- мифы;
- легенды;
- сказания;
- эпос;
- сказки;
- песни;
- танцы.
По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:
- индивидуальными(изложение легенды);
- групповыми (исполнение песни, танца);
- массовыми (карнавальные шествия).
3.Понятие массовой культуры
- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо
от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую оче-
редь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а по-
этому способна выступать средством манипулирования сознанием
потребителя;
- массовая культура может стать и становится инструментом внедре-
ния в массовое сознание желательных для определенных социальных
групп стереотипов поведения, может стимулировать у «массы» но-
вые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные
стандарты эстетического вкуса;
- истоки концепции массового общества и соответствующей ему мас-
совой культуры следует искать в умонастроениях тех социальных
классов, которые в результате качественного капитализма при пере-