Определение культуры и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 21:19, реферат

Описание

Культурология – это наука о культуре и предметом её являются

объективные закономерности общечеловеческого и национальных куль-

турных процессов, памятники, явления и события материальной и ду-

ховной жизни людей.

Содержание

1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ : СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ.


2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ.


3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему КУЛЬТУРОЛОГИЯ СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ..docx

— 30.58 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ : СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ. 

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЁ ФУНКЦИИ. 

3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.КУЛЬТУРОЛОГИЯ : СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ 

Культурология – это наука о культуре и предметом её являются

объективные закономерности общечеловеческого и национальных куль-

турных процессов, памятники, явления и события материальной и ду-

ховной жизни людей. 

Культурология изучает:

- предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, форми-

руются и развиваются культурные интересы и потребности людей;

- культурология исследует участие людей в создании, приумноже-

нии, сохранении и передаче культурных ценностей;

- культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить осо-

бенности и достижения основных культурно– исторических типов.

Важнейшая задача культурологов  – анализ процессов и тенденций со-

цио-культурной среды современности.

Одна из основных проблем культурологической науки  – вопросы тео-

рии и истории мировой культуры. 

Предмет культурологи:

- объективные закономерности культурного процесса, как мирового,

так и национального;

- памятники и явления материальной и духовной культуры;

- факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формиро

ванием и развитием культурных интересов и потребностей людей,

их участием в  приумножении, сохранении и передаче культурных

ценностей. 

Объектом  культурологии являются:

- культурные аспекты различных областей общественной жизни;

- выявление особенностей и достижений основных культурно-исто-

рических типов;

- анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

Задача  культурологии– построить «генетику» культуры, которая

не только объясняла  бы историко-культурный процесс (в мировом и

национальном масштабах), но моглабы проигнорировать этот процесс,

в перспективе– управлять им. 

Выделяют следующие  периоды становления культурологии:

- этнографический (1800 – 1860)

- эволюционистский (1860 – 1895)

- исторический (1895 – 1925) 

В эти периоды  происходило накопление знаний, формирование

представлений о  предмете, выделение исходных оснований и ключе-

вых категорий. Исследования носили в основном академический ха-

рактер. Но со второй половины XX века ситуация изменилась. Стала

очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и осо-

бенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали

востребоваться и  применяться в самых различных  сферах – в практи-

кемассовой коммуникации, дипломатии, военном деле. 

Вклады различных научных направлений:

1) в развитие культурологических теорий вносят свой вклад научные

направления: антропология, социология, психология, философия,

история. Но выделение специфики предмета и объекта изучения куль-

турологии позволяет провести границу между ними;

2) культурология акцентирует содержательную сторону совместной

деятельности и  жизни людей, и это отличает ее от социологии;

3) от естествознания культурологию отличает внимание к искусствен-

ным объектам и процессам;

4) если социальную философию можно представить как науку о смысле

индивидуального и  общественного бытия, а историю – как теорию о

событийно-деятельстном содержании общественного бытия, то культу-

рология занята конкретно– историческими формами общественного

бытия, которые подразумевают как формообразующие элементы куль-

турно-истрического типа, таки содержание регулирующих и упорядо-

чивающих это типы систем ценностей и технологий деятельности. 
 
 
 
 
 

3.ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 

Культура  как многоуровневая система

Принято подразделять культуру по ее носителю. И прежде всего

выделяют мировую  и национальную культуру.

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех нацио-

нальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура – синтез культур различных классов. Со-

циальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие

которой проявляется  в духовной сфере: язык, литература, музыка, жи-

вопись, религия; в материальной сфере: особенности экономического

уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства.

В соответствии с  конкретными носителями выделяются также

культуры сообщественностей: классовая, городская, сельская, про-

фессиональная, молодежная; культура семьи; культура отдельного че-

ловека. 

Структура культуры:

Материальная - включает в себя объекты, созданные руками че-

ловека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм,

орудие труда, жилой дом, галстук, украшения, плотина и многое дру-

гое.

Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют

символическое значение, выполняют определенную функцию и пред-

ставляют известную ценность для группы или общества.

Духовная - её образуют нормы, правила, образцы, эталоны, мо-

дели и нормы  поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, сим-

волы, мифы, идеи, обычаи, традиции.

Это тоже результат  деятельности людей, но не руками, а разумом.

Нематериальные объекты  нельзя видеть, слышать, осязать, они

существуют в нашем  сознании и поддерживаются человеческим об-

щением.

Таким образом, под материальной культурой понимают средства

производства, орудия труда, продукты труда, способы практической

деятельности по созданию средств производства и потребления.

Под духовной культурой  понимаются деятельность, направленная

га духовное развитие человека и общества, а также (результаты) про-

дукты этой деятельности, которыми являются новые идеи и новые зна-

ния, духовные ценности.

Составляющие духовной культуры:

- политическая культура;

- правовая;

- эстетическая;

- этическая (нравственная);

- религиозная. 

Субкультура и контркультура.

Субкультура (от лат. Sub – под)- это в чем-то ограниченная куль-

Тура определенной социальной общности, ограниченность которой обус-

ловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к

культуре в целом  или сознательной самоизоляцией

Характерные черты:

- «стиль», предполагающий создание и поддержание определенного

образа (костюм, прическа и т.д.). Задача стиля состоит в том, чтобы

отделить заново субкультуру от остальных субкультур, и культуры

в целом;

- манеры поведения (походку, мимика, своеобразная жестикуляция и

т.д.);

- жаргон.

Контркультура- при определенных условиях субкультура перехо-

дит в контркультуру (от лат. сontra – против)– совокупность социаль-

но-культурных установок, крайне негативно ориентированных по

отношению к ценностям  господствующей культуры и даже противо-

стоящих этой культуре. Сам термин введен в научный оборот амери-

канским социологом Т. Роззаком.

Основные элементы контркультуры:

- «наркотическая 1 культура»;

- «восточная мистика»;

- «оккультизм»;

- «сексуально-революционная мистика тела». 
 

Формы культуры:

- элитарная (высокая);

- народная;

- массовая.

1. Элитарная культура

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной

частью общества либо по её заказу профессиональными  творцами.

Составные части  элитарной культуры:

- изящное искусство;

- классическая музыка;

- классическая литература.

Особенности

- элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеоб-

разованным человеком. Девиз элитарной культуры – «Искусство ради

искусства»;

- типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции

«чистого искусства» является деятельность художественного объе-

динения «Мир искусства» (Россия, 10-е гг. XX в.). 

2. Народная культура

В отличии от элитарной народная культура создается анонимны-

ми творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народ-

ную называют любительской ( но не по уровню, а по происхождению),

или коллективной.

Еще одно название народной культуры – фольклор.

Он всегда:

- локализован, так как связан с традициями данной местности;

- демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Народная культура включает:

- мифы;

- легенды;

- сказания;

- эпос;

- сказки;

- песни;

- танцы.

По своему исполнению элементы народной культуры могут быть:

- индивидуальными(изложение легенды);

- групповыми (исполнение песни, танца);

- массовыми (карнавальные шествия).

3.Понятие массовой культуры

- массовая культура рассчитана на потребление всеми людьми независимо

от места их проживания. Массовая культура ориентируется в первую оче-

редь на коммерческие цели, предполагает ее пассивное потребление, а по-

этому способна выступать средством манипулирования сознанием

потребителя;

- массовая культура может стать и становится инструментом внедре-

ния в массовое сознание желательных для определенных социальных

групп стереотипов  поведения, может стимулировать у «массы» но-

вые, неведомые ей ранее потребности, формировать определенные

стандарты эстетического  вкуса;

- истоки концепции массового общества и соответствующей ему мас-

совой культуры следует  искать в умонастроениях тех социальных

классов, которые в результате качественного капитализма при пере-

Информация о работе Определение культуры и ее функции